Город Слободской. Часть первая.

Jun 29, 2014 20:58

 Дорога в Слободской из Кирова займет у вас не больше часа на любом транспорте. Виды вдоль Слободского тракта весьма живописны. Вы переезжаете мост через реку Вятку, минуете чудесного вида Троицкую церковь в селе Макарье. Далее местность вокруг идет холмистая и веселая. Дорога то плавно скользит вниз, то взбирается на пригорок.

Вперед то под гору, то в гору
Бежит прямая магистраль,
Как разве только жизни впору
Всё время рваться вверх и вдаль...
 В Вахрушах мимо вас справа проплывают солидные дома бывшего заводоуправления, а затем готический особняк фабрикантов Вахрушевых. В особняке сегодня помещаются кафе и столовая, отчего рядом всегда кучкуются местные выпивохи. И вот наконец Слободской.
 Улица, по которой вы попадаете в город, конечно же носит название Вятской. Она же приводит вас прямиком в самый центр - на Красную (Соборную) площадь, которая ныне - площадь Революции.




Слободской, точно как и Киров, помещается на высоком, изрезанном оврагами берегу Вятки. Длинные улицы вдоль реки. В общем, всё как у нас, поэтому ориентироваться в городе легко, будто ты дома. И это хорошо.
 На Красной площади стоит Ленин, сияя свежей побелкой. Карликовый Ильич совершенно теряется посреди большой площади. Можно даже пройти мимо и не обратить внимания. "А Ленин-то где? Ах да, вот же он. Ну всё в порядке, Ленин на месте..." В памятниках Ленину в Слободском недостатка не ощущается. Лично я видел три статуи и памятник к столетию вождя (стелла и стена с осыпавшейся мозаикой рядом с автовокзалом). Наверняка есть еще.




Если пойти туда, куда вождь показывает бетонной рукой, на юг по главной улице Советской, можно увидеть немало интересного. Например, слободских каменных львов на воротах.
 Ну куда же мы денемся без слободских львов! Обязательно надо показать их. Тем более, что в Вятке этих замечательных каменных тварей почти не осталось.
 Ушки у льва, присмотритесь, - прямо на уровне глаз, как у человека, и формы совершенно человеческой. Грива с залысинами на высоком лбу гладко зачесана назад и заправлена за уши, словно у какого благообразного пожилого протодьякона, умастившего елеем главу свою. Нос у льва узкий и прямой, брови сведены к переносице. Лев-протодьякон словно обращается к вам:
 - Вы по какому вопросу, любезный государь?




И при этом сдержанно улыбается. Можно конечно сказать, что работавшие этих львов мастера никогда живого льва не видали, и оттого так начудили. Но хотя бы кота, барсика-то домашнего, они видели. И могли обратить внимание, что у кошки уши растут на макушке. Отбрасываем объяснение советских искусствоведов об узком кругозоре каменотесов. Очевидно же, что мастера намеренно старались придать мордам своих львов некоторые человеческие черты. "Глянь, Митрич, это ж у тебе наш соборный батюшка получился. Эка чё творишь, лешой ты!" Мужики посмеялись и одобрили...
Дом, ворота которого украшены каменными львами, богат своей историей. Построен он был в начале XIX века и выделялся в то время своей благоустроенностью. В 1824 году здесь останавливался император Александр I.




Полюбовавшись львами ("Ишь, паразиты, до чего хороши"), возвращаемся на площадь. Восточная сторона ее выглядит сегодня так:




В центре - громадная 67-метровая колокольня 1823 года постройки, памятник победе над Наполеоном. Проект колокольни составил губернский архитектор Иван Денисович Дюсар де Невиль, сооружена колокольня артелью каменщиков под руководством Федора Тюрина. На верхнем ярусе - старинные башенные часы со звоном (в рабочем состоянии)работы мастера Рысева.



Площадь на картине Виктора Харлова.

На колокольне сохранились до нашего времени колокола, изготовленные слободским мастером Авксентием Бакулевым. Главный колокол весом 164 пуда имеет надпись: "1754 г. лил сей колокол в городе Слободском к церкви благовещения Пресвятой Богородицы из прежде бывшего казенного колокола, который был 48 пуд., с прибавкой в колокол 116 пуд., вышел 164 пуда. Лил сей колокол мастер Авксентий Бакулев". По виду слободской колокольни можно представить, как выглядела колокольня Троицкого собора Вятки.




Старый снимок колокольни (примерно нач. 1950-х гг.) Л.Неткачева:




Справа от колокольни - Благовещенская церковь 1784 г. постройки. Здесь в наши дни помещается краеведческий музей.




Позади и справа от Благовещенской видна Екатерининская церковь конца XVII века (о ней я расскажу отдельно).




Обратившись к старинным открыткам, мы заметим, что нескольких храмов на площади не хватает. "К сожалению, памятник утрачен", - обтекаемо говорили в подобном случае советские экскурсоводы.
 Слева от большой колокольни стоял Преображенский собор начала XVIII века, на подклете, четверик и сверху равный ему по объему восьмерик. Стены собора украшал красочный декор в характерном вятском стиле. Церковь украшал шестиярусный иконостас 1718 года. Из храмовых икон выделялся старинный образ Спаса Нерукотворного в серебряном с позолотой окладе - по преданию он был пожертвован в собор царем Иваном Грозным. В соборе был серебряный престол весом 2 пуда, работы московского мастера Ивана Лаврова; устроен престол был стараниями прихожан в 1847 году. В 1930 году собор был закрыт, а после войны - разобран.




В Преображенском соборе в 1899-1913 гг. служил протоиерей Андрей Алексеевич Замятин (1852-1913), краевед и общественный деятель, действительный член Вятской ученой архивной комиссии. Он является автором нескольких трудов по истории города, современники называли его "летописцем Слободского".




За Преображенским собором помещалась интересного вида Сретенская церковь (начала XVIII века) - с четвериком, вытянутым по бокам. Крышу храма венчали пузатый купол в центре и четыре маленьких главки-башенки по углам, причем эти главки были поставлены у самого края крыши. Такой причудливый вид церковь приобрела в результате перестройки XIX века. Сначала была холодная церковь и маленький теплый придел сбоку (с севера). Затем стену между ними сломали, а придел достроили до высоты главного храма; всё это объединили общей крышей. Внутри посреди церкви стоял один толстый столп, оставшийся от разобранной капитальной стены и поддерживающий своды. Стены и своды храма были расписаны (в 1873 году). Слева от церкви отдельно стояла ее колокольня.




На следующей фотографии хорошо видно, что церковь была вытянутой с юга на север. Ширина ее главного объема была больше длины почти в два раза:




Снаружи храм был изукрашен кирпичным узором. Вот еще любопытнее фотографии храма, с южной стороны ( отсюда - Вятка : православное прошлое):







За Благовещенской церковью раньше высилась громада Вознесенского собора, построенного в середине ХIХ века в так называемом русско-византийском стиле - помпезном, но скучном. Скорее всего, это один из типовых проектов Константина Тона.




Стоявший на этом месте каменный собор XVIII века был разобран по причине ветхости, но колокольню его оставили. На следующем снимке хорошо видно, что собор и колокольня были разными по архитектурному стилю (колокольня - барочная). Открытка подписана "церковь Св. великомученицы Екатерины" - это потому, что Вознесенский собор и Екатерининская церковь были единым церковным комплексом (летний и зимний храмы), их так иногда и называли - Вознесенско-Екатерининский собор.




Сретенскую церковь и Вознесенский собор с колокольнями сломали в 1930-е годы.
 Сначала такое количество церквей на небольшой территории удивляет - насколько же благочестивые люди жили раньше в маленьком городе Слободском! - но потом вспоминаешь, что, к примеру, вокруг главной площади в Вятке было еще больше церквей - аж девять. К тому же не во всех церквах Соборной площади Слободского служили одновременно: Преображенский и Вознесенский соборы были холодными (без отопления), на зиму их закрывали.

Чтобы не запутаться во всем этом великолепии, я пронумеровал все храмы площади на одной из старых открыток (снимок сделан с колокольни женского монастыря):




1. Колокольня с курантами (Преображенского собора и Благовещенской церкви), 1823 г., И.Д. Дюсар де Невиль.
2. Преображенский собор (здесь видна только западная его часть), 1699-1718 гг.
3. Благовещенская церковь, 1784 г.
4. Сретенская церковь, 1726 и 1884 гг.
5. Колокольня Сретенской церкви, 1847  г.
6. Вознесенский собор, 1852 г., К.А. Тон.
7. Колокольня Вознесенского собора, 1753 г.
8. Екатерининская церковь, 1699, 1914 гг.



Рисунок Т.Дедовой.
--------------

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ.

my photo, Прозоров А. А., old photo, Вятские храмы, Слободской

Previous post Next post
Up