Вятка, Донская-Стефановская церковь. Часть вторая.

Jun 28, 2014 20:23

IV. Духовенство церкви.
 Причт Стефановской церкви никогда не был обеспечен жалованием из казны; у храма не было ни приписных церквей и часовен, ни земельных наделов, ни обычной в сельских приходах руги (оброк зерном и другими натуральными продуктами, вносимый крестьянами в пользу клира, обычно по договору). Только в 1880-е годы из пожертвований на вечное поминовение усопших составился капитал в 5300 рублей, проценты с которого стали идти в пользу причта. С 1885 года клир церкви стал получать половину доходов с отдаваемого в аренду флигеля церковного дома, а с 1910 г. - с деревянной лавки (другая половина шла на нужды церкви). Таким образом доходы духовенства составлялись в основном из пожертвований за церковные требы. Среди иных доходных статей выделялся обычай т.н. праздничной славы или славления (посещения духовенством с молитвой домов прихожан в большие праздники (на Пасху, Рождество, Богоявление и в храмовые дни). Протоиерей И. Сырцов отмечает, что многие горожане и само духовенство тяготились этим обычаем: "Бывает, пропустит в богатый дом духовенство с крестом швейцар, лакей или горничная, проводят в зал; духовенство прославит, получит должное от лакея и уходит, не видавши домохозяев, которые в это время иногда остаются во внутренних покоях. Такой прием бывает несравненно тяжелее прямого отказа. Вообще говоря, слава по приходу в городах для духовенства составляет немалую пытку, но установившийся обычай отменить не в силах самого духовенства. Прихожане же славой тяготятся потому, что хождение со славой духовенства многие считают обычаем давно отжившим, даже бесцеремонным попрошайничеством духовенства".* Интересно, что еще в 1800 году собрание прихожан Стефановской церкви, видя повсеместное отрицательное отношение к этому обычаю, постановило заменить славление сбором денег в пользу духовенства по подписке (то же самое было в Воскресенском соборе г.Вятки). Был составлен реестр прихожан с отметкой о внесенных суммах. Всего в реестр были внесены 303 человека, общая сумма сбора составила 329 рублей 75 копеек ассигнациями; в этом размере и определен был сбор на последующие годы. Суммы пожертвований составляли от 10 рублей до 50 копеек. Сборы по подписке продолжались около 10 лет (в реестре были отметки о сборе денег с 1800 по 1809 г.). Затем, видимо, обычай славления восстановился в прежнем порядке и продолжался до революции.

 Требы же были всегда довольно неустойчивым источником доходов для духовенства. В этих условиях особенно тяжело пришлось причту церкви с 1767 по 1805 год, когда штат церкви состоял из двух священников, дьякона, двух дьячков и двух пономарей. По этой причине в 1805 году епископу Вятскому Серафиму (Глаголевскому) было подано прошение о сокращении штата: "Двухклирному причту при Донской церкви содержаться скудно... по малому приходских дворов количеству и по бедности прихожан". После этого штат церкви был сокращен до четырех человек: священника, дьякона, дьячка и пономаря. В 1823 году в братскую кружку поступило 2259 рублей 81 копейка ассигнациями. В дореволюционное время порядок распределения общего церковного дохода был строго определен особым регламентом. К примеру, при вышеуказанном штатном расписании в четыре человека вся сумма дохода делилась на семь частей. Священник получал три части (978 рублей 61 коп.), дьякон - две (645 рублей 74 коп.), дьячок и пономарь - по одной части (322 рубля 87 коп.). Как отмечено, общая сумма указана в ассигнациях, следовательно при перерасчете в серебро она оказалась бы меньше в три с половиной раза. Но при тогдашней дешевизне жизни в Вятке существовать и на эти доходы можно было безбедно, хотя и довольно скромно. Вот другой пример дохода Стефановского причта в XIX веке: за 1861 год в братскую кружку поступило 916 рублей (тогда деньги уже считались серебром). Из этой суммы семьям дьячка и пономаря приходилось по 131 руб. Самым благополучным был период с 1885 года, когда штат церкви состоял лишь из одного священника и одного псаломщика. В начале 1910-х годов в счет духовенства поступало до 1600 рублей в год, из которых священник получал 1200, псаломщик - 400 рублей. При этом надо учесть, что в то время семьи причта уже пользовались бесплатными квартирами в церковном доме. До 1850 года Стефановская церковь не имела никакого недвижимого имущества, кроме собственно храма. Причт церкви проживал в своих домах или в наемных квартирах. В 1850 году на выделенном Вятским губернским правлением участке (840 кв. сажен) были выстроены каменный двухэтажный дом (современный адрес - ул.Казанская,87), каменный флигель и дворовые постройки. В 1910 году около дома причта была сооружена деревянная лавка с одним раствором, отданная затем купцу Ивану Шестакову в аренду с платой 180 рублей в год.



Дом причта Стефановской церкви, современный вид (весьма плачевный).

В конце ХIХ века в Стефановской церкви был организован хор, принимавший участие во всех праздничных и воскресных службах. Средства на содержание хора выделяли в основном богатые прихожане (купцы А.Я. Тырышкин, А.С. Сунцов, Н.И. Клабуков). В год собиралась сумма до тысячи рублей, что позволяло содержать до 15 певчих. Но в 1910-е годы пожертвований на хор стало меньше, и хор стал состоять из 5-6 человек.
 В статье протоиерея Иоанна Сырцова приведены два случая нарушений Стефановским клиром церковных уставов. В 1776 году иерей Матфей Ушков не справил торжественной службы в день рождения великой княгини Марии Федоровны (жены будущего императора Павла Петровича). За это епископ Вятский Лаврентий (Баранович) подверг священника следующему взысканию: "Положенную на этот день торжественную службу: всенощное бдение, литургию и молебен отслужить в своей церкви непременно и затем при своих сослуживцах пред Спасителевым образом положить сто земных поклонов" (указ консистории от 14 ноября 1776 г.). В 1805 году священник Георгий Усольцев с дьяконом Козьмой Замятиным и причетниками 14 ноября во вторник повенчали почмейстера коллежского асессора Романа Горбунова с девицей Анной Максимович, дочерью заседателя Вятского совестного суда коллежского асессора Федора Максимович. По церковному закону венчание во вторник (на среду, постный день) запрещено. За что все виновные во главе с иереем Усольцевым были вызваны в консисторию и подвергнуты строжайшему выговору.
 За особые труды и благочестие некоторые настоятели Стефановской церкви получали награды. Так в первой половине XIX века священник Павел Бехтерев за долголетнее и беспорочное служение у алтаря (с 1820 по 1846 г.) удостоен был звания протоиерея, что в то время было большой редкостью. Священник Петр Порфирьев (служил с 1864 по 1908 г.) получил звание протоиерея и некоторое время был городским благочинным. Протоиерейского чина был удостоен и автор "Истории Донской-Стефановской церкви" священник Иоанн Сырцов.




V. Особые традиции прихода.
 1. Из особых традиций надо назвать учрежденный епископом Вятским Варфоломеем (Любарским) в 1764 году крестный ход из Троицкого кафедрального собора г.Хлынова в Стефановскую церковь. Крестный ход совершался 26 апреля, в день кончины св.Стефана Пермского. К началу ХХ века этот крестный ход уже был забыт и не совершался.
 2. Другим особенным обычаем было обязательное ношение во всех крестных ходах города вместе с прочими почитаемыми на Вятке иконами храмового образа св.Стефана Пермского. Эта благочестивая традиция была также учреждена указом епископа Варфоломея: "Отныне впредь навсегда в бывающие в здешнем городе публичные крестные хождения с прочими образами и от прописанной Донской Богородицкой церкви с подобающей церковной церемонией носить образ Стефана епископа Пермского непременно" (Указ консистории 1770 г. №456). Из всех многочисленных крестных ходов в Вятской епархии одни совершаются из Вятки в отдаленные города и села, как к примеру и ныне существующий Великорецкий. В этих крестных ходах образ св.Стефана участвовал только в так называемых проводах и встречах. Другие - собственно городские крестные ходы: в четвертое воскресенье Великого поста из Спасского собора в старый Вятский кремль, установлен в 1664 г. в память об избавлении от моровой язвы; в Ильин день из Кафедрального собора в женский монастырь, установлен в 1828 г. по примеру Москвы; в первое воскресенье Петрова поста - вокруг всего города; прочие обычные крестные ходы (на Иордань в день Богоявления, в день Преполовения и 1 августа). Во всех этих городских крестных ходах образ св.Стефана участвовал наряду с главными святынями города Вятки (образами Спаса Нерукотворного, Тихвинской иконы Божией Матери, Михаила Архангела и св.Николая Чудотворца).

VI. Церковные старосты.
 Стефановская церковь своим благополучием и благоустройством во многом была обязана старостам, избираемым прихожанами из своей среды, предпочтительно из числа богатых или зажиточных граждан. В архиве храма хранился акт выбора нового старосты в 1792 году. Служивший старостой до этого времени черносошный крестьянин слободы Хлыновской Павел Сильвестрович Крутихин отказался от должности по причине отдаленности своего места проживания от церкви. Новым старостой единогласно был избран крестьянин Спенчинского тяглового стана Подгорной волости Димитрий Иванович Чарушин, "которому мы, - сказано было в выборном акте, - яко доброму и честному человеку во всем доверенность несумненную имеем и церковным старостою быть утверждаем". Обычно старосты избирались на три года, но некоторые исполняли должность по два или три срока и даже более (Василий Степанович Сунцов, Яков Фомич и его сын Александр Яковлевич Тырышкины). Многие из старост оставили по себе в истории храма добрую память, как благотворители. Ниже перечислены самые щедрые из них.
 Хлыновский купец Сергей Иванович Злыгостев принял большое участие в постройке всей каменной церкви, а затем в 1772 году уже исключительно на свои средства соорудил верхний придел преп. Сергия Радонежского. Кроме того, он приобрел для храма множество ценных вещей: облачения из дорогих тканей, два серебряных с позолотой напрестольных креста, набор серебряных с позолотой сосудов, серебряный ковчег, колокола и проч. И после кончины Сергея Ивановича Злыгостева вдова его Парасковья Григорьевна продолжала заботиться о храме.
 Вятский купец Иван Васильевич Ермолин в 1844 году своими средствами расширил теплый храм, потратив на это 5250 рублей. Кроме того, им были куплены серебряные с позолотой напрестольный крест и две ризы - на иконы Неопалимой Купины и Воскресения Христова.
Сунцов Василий Степанович в 1873 году устроил на свои средства в Стефановском и Феодоровском приделах новые иконостасы, потратив на это 2000 рублей.
Вятские купцы Яков Фомич Тырышкин (1880-1903 гг.) и его сын Александр Яковлевич (1903-1909) - общий срок их служения в должности старосты составил 30 лет. В 1898 году настоятель храма протоиерей Петр Порфирьев в своем докладе архиерею писал о том, что Яков Фомич Тырышкин за 18 лет потратил на храм не менее 8000 рублей. Его стараниями были устроены механические печи для всего храма, построена каменная ограда с железными решетками, приобретена большая икона св.Александра Невского с роскошным киотом. Александр Яковлевич из своих средств содержал хор певчих, покупал дрова, провел в 1909 году ремонт храма и церковных домов. Им были приобретены семисвечник для главного алтаря, серебряный напрестольный крест с позолотой, золотой потир с принадлежностями.

VII. Состав прихода.
 В XVIII веке и первой половине XIX века число прихожан Стефановской церкви составляло более тысячи человек. Так по росписи 1785 года в приходе числилось 1417 душ, 180 домов. По сословиям: духовных - 40 человек, военных - 211, приказных - 57, посадских - 103, штатных служителей - 88, крестьян - 800, дворовых - 118 человек. В 1810 году к приходу было приписано 1125 человек, домов 98. Из них по сословиям: духовных - 20, военных - 119, приказных - 98, посадских - 351, штатных служителей - 13, крестьян - 417, дворовых - 67 человек. В 1912 г. в приходе Стефановской церкви было 992 человека, 140 домов. По сословиям: духовных - 12, военных - 31, чиновников - 189, купцов и мещан - 485, крестьян - 197, раскольников - 78.
В 1805 году в докладе причта и церковного старосты архиерею было сказано, что "прихожане Донской церкви по большей части бедные и несостоятельные, многие из них находятся в отлучках и доходов (причту) не дают". Исключение составляли немногие зажиточные семейства купцов и чиновников.
--------
* Протоиерей И.Сырцов. История Донской-Стефановской церкви г.Вятки. 1721-1914. Труды Вятской ученой архивной комиссии. 1915 год. Выпуск I. Отдел III. Стр. 1-102. Далее все цитаты - из статьи прот. И.Сырцова.

vyatka, Духовенство, Вятские храмы

Previous post Next post
Up