Отчет великорецкого причта о древних обычаях праздника в честь иконы св. Николая, 1869 год.

Oct 14, 2013 10:24

 Продолжение, предисловие здесь - О великорецких баранах и стругах. Привожу ниже наиболее интересные на мой взгляд отрывки (пункты 1 и 6) из официального рапорта причта великорецких церквей, напечатанного в Вятских Епархиальных Ведомостях за 1869 год (№24 от 16 декабря). В п. 1 говорится о злополучных великорецких баранах, слух о которых (что их ( Read more... )

Великорецкий праздник, Этнография

Leave a comment

Comments 3

trinidaditobago October 14 2013, 06:59:00 UTC
Очень интересно про баранов. Ведь как хорошо и правильно заколоть барашка только для прокорма трудников, а в качестве пожертвования принимать живых баранов.
Вообще кровопускание очень агрессивный способ подношения богу. Оно действительно отдаёт язычеством и исламом. Зачем Богу кровь, когда он о душе радеет? А пожертвования нужны для того, чтобы церковь жила и служители молились за тебя, когда сам не можешь.

Reply

tornado_84 October 14 2013, 08:17:44 UTC
Именно так.
Но по всему выходит, что в старину этих баранов резали где-то прямо у церкви. Если учесть, что резали не одного-двух, а десятками, зрелище получается довольно диковатое.
Что у этого обычая были языческие корни - несомненно (возможно было и какое-то влияние исламских традиций).
Как к этому относилась Церковь? В старину видимо вовсе этим вопросом не заморачивались. Дело-то в том, что бараны шли в пользу церковной казны (т.е. духовенству). С другой стороны - привел крестьянин овцу и дарит. С какой стати не принять этот дар? Крестьянин обидится. К тому же, что баран, что деньги - и то, и другое есть пожертвование, подарок.
А вот дальше интереснее - почему их резали? Тут дело в том, что праздник Николы Великорецкого долгое время носил характер этакого пикника на природе, с шашлыками и пивом. А почему нет? Почему на Пасху можно пировать, а здесь - нельзя? Почему должен быть пост?? Ведь - главный праздник Вятской земли!

Reply

trinidaditobago October 14 2013, 17:36:32 UTC
Согласен. До сих пор сильны языческие корни в церковных праздниках и обрядах. Известно, что распространение православия на Руси происходило и методом замещения. Т.е. обряды, старые праздники, даты и образы божеств, заменялись на православные аналоги, если можно так выразиться. и как-то это через тысячу лет все сплелось и взаимозаменилось. И резанье барашков как-то ушло за ненадобностью, да и без ведома глав церкви этого бы не произошло. И вот в таком виде перед нами предстаёт. Тут, конечно, не место для исследований, да я и не большой специалист, но церковь развивается, заметьте, что во многих храмах, молодые священники уже не носят ту мощную окладистую бороду, которую носили их учителя ещё в начале 2000х.

Reply


Leave a comment

Up