Александр I в Вятке. Часть 2-я. Что кричать, увидев царя: "Ура" или "Караул"?

Jul 08, 2013 18:29

 Продолжение, начало здесь.

Всю жизнь свою провёл в дороге,
Простыл и умер в Таганроге.

В том же выпуске трудов Вятской Ученой Архивной Комиссии за 1913-й год была помещена статья М.С.Косарева из "Вятских Губернских Ведомостей" за 1864 год (№45), озаглавленная "Воспоминания о посещении Вятки Государем Императором Александром Благословенным в 1824 году".
  Интересно сравнить эти две вещи: дневниковую запись и газетную статью. Обе рассказывают об одном событии, но совершенно по-разному! Авторы в обоих случаях - природные вятчане купеческого сословия. Как в  дневниковой записи, так и в статье мы видим следы вятского говора. Но если автор дневника употребляет на письме местное произношение неосознанно, то уже в газетной публикации устная простонародная речь приправлена диалектизмами демонстративно. Далее, в дневнике (писано для себя!) нет и следа сугубо елейного верноподданейшего тона. Пишет купец - основательный человек, знающий себе цену: "Государь спросил... я отвечал...", и не более. Приехал царь - да, редчайшее для провинции событие, но оно описано скупо и строго. Сообщаются только факты, нет рассусоливания вроде "как наш Государь необыкновенно добр, как он кроток и милостив..."  В газетной же статье - всё совсем иначе: "Да вот на старости-то Господь опять посылает радость: сподобляет видеть Царя-Батюшку. Ведь он - Помазанник Божий! Великое нам счастие - видеть Его и поклониться Ему. Дай ему, Господи, многая лета здравствовать!.. Что и говорить, батюшка! Царь, говорят, - земной Бог!" Если эти слова и не вымышлены, а сказаны реальными лицами, то они все же были произнесены не напоказ, в частном разговоре. А здесь эти слова нарочито вставлены в газетную заметку, потому и звучат так фальшиво, хоть и приведены из благих помышлений - представить вятского человека истово любящим своего царя. Далее, как обыкновенно, вятчане показаны этакими простодушными дурачками: "А што, Егор, как завидим Царя-то, так што делать-то станем? Бают-вот, кричать надо!" Сюда же надо отнести и анекдот о старушке, кричавшей при виде царя "Караул!" У меня на сей счет такое мнение: разница в том, как вятский человек желает представить самого себя окружающим и как он выглядит сам изнутри - на самом деле. Здесь этакая хитрость, для газеты - извольте: вятские - охламоны, завидев царя, вместо "Ура" орут "Караул". Как в том лубке "Вяцкая баталия": "Люди видом тела быть малой породы и к тому ж еще знатно дураки и уроды". Но как мы заглядываем в дневниковую запись, то читаем серьезную речь, нет и следа шутовства и угодливости, перед нами - степенный и строгий человек, с чувством собственного достоинства. Это, я думаю, такая своеобразная манера, сохранившаяся, кстати, и доныне: прикинуться перед чужими людьми простачками, лапотниками. Недаром ведь вятские так любят анекдоты о самих себе. А что на деле - читай дневник купеческий: цены на товары, цепкая хватка на деньги и выгоду, удачные сделки, торговля с Архангельском и с заграницей. А царю преподнесены в дар ананасы, выращенные в местной теплице. Знай наших...
  Далее - текст статьи из "Вятских Губернских ведомостей" 1864 года, посвященной 40-летнему юбилею посещения Вятки императором Александром I, мои примечания и иллюстрации.



Портрет императора Александра I. 1810-20-е гг.
Кировский краеведческий музей.

Воспоминания о посещении Вятки Государем Императором Александром Благословенным в 1824 году.

Сорок лет тому назад удостоил посетить отдаленную страну нашу, никогда  до того времени не посещенную Царями, незабвенный Император Александр I. Несколько лет событие это составляло период народной радости на Вятке. Отцы с восторгом передавали о нем сказания своим детям. Оно и теперь еще живо в сердечной памяти счастливых свидетелей этого события. Но, как сказал поэт:

"Река времен, в своем теченьи,
Уносит все дела людей
И топит в пропасти забвенья
Народы, царства и царей".*

Подробности высочайшего посещения могут затмиться в памяти потомства другими важными событиями. Потому, желая сохранить родине моей эти подробности, сколько мог, как очевидец, сам припомнить, сколько мог собрать их  от других, к сожалению, уже немногих старожилов, - предлагаю их в настоящих "воспоминаниях", под обаянием еще живого восторга, еще живой благоговейной народной радости по случаю так давно жданного освящения Александроневского собора.**



Александро-Невский собор в Вятке, сооруженный в память посещения города императором Александром I. Открытка нач. ХХ века.

"Была пора: на Вятке отдаленной
Народ царелюбивый ликовал;
Он ждал Царя Руси, - Царь Благословенный
Любви его любовью отвечал.
...................................................
И был на Вятке Царь Благословенный".
(Вятчанин. №41 Губ. Вед. 1864 г.).

Если не только союзные с нами народы Европы с любовию встречали в столицах своих Императора Александра I, как освободителя своего, но и самые враги наши удивлялись его кротости, его необыкновенной доброте: то можно представить, с каким восторгом осенью 1824 года приняли вятчане радостную весть: "Государь будет на Вятке! Получен маршрут Его путешествия. 8-го октября назначен приезд Его Величества в Вятку!" Эта весть быстро облетела страну, и вот на всех больших и малых дорогах запестрели незатейливые экипажи путешественников. Не только из близких, но и из отдаленных городов и селений устремились в Вятку жители всех сословий, старые и молодые, иные почти целыми семействами.
  Теплая и ясная погода в ту продолжительную прекрасную осень делала путешествие удобным и приятным. радостное настроение слышалось в словах, виднелось в самой одежде народа, не обыденной, но более изысканной. Казалось, народ ехал и шел на какой-то общий семейный праздник. у всех один предмет для разговора - Государь. Так, например, ехавший со мною из Нолинска молодой купец Сто-въ говорил знакомому старичку-священнику того же уезда, идя с ним за усталыми лошадками в гору:
 - Что, батюшка, видно - в Вятку? Не Царя ли посмотреть?
 - Да, голубчик. Вот дожил до старости. Были у меня и радостные дни, было и горя много. Век прожить, - не поле перейти! Да вот на старости-то Господь опять посылает радость: сподобляет видеть Царя-Батюшку. Ведь он - Помазанник Божий! Великое нам счастие - видеть Его и поклониться Ему. Дай Ему, Господи, многая лета здравствовать!
 - Что и говорить, батюшка! Царь, говорят, - земной Бог!
 - И точно, справедливо говорят это, голубчик мой! Царь Небесный прощает и великого грешника, но истинно и глубоко раскаявшегося и молящего Его о милосердии. Так и царь наш милостивый может простить и великого преступника, хотя бы по суду он и смертную казнь заслужил.
  Вслед за ними, в простой тележке, ехало целое семейство крестьян: муж с женою сидели в телеге, а молодой сынок их правил лошадками.
 - А што, Егор, как завидим Царя-то, так што делать-то станем? Бают-вот, кричать надо! - говорит жена крестьянина.
 - Эка дура! Известно дело, што кричать, да только кричать-то "ура!" надо. Ведь голова говорил, как в город-то собираться стали. Виш, так надо-де, велено.
  (Примечание автора. Записано со слов разговаривавших. Действительно было объявлено крестьянам сельским их начальством, чтобы они во время проезда Государя, при виде Его, снимали шапки и, подняв их вверх, кричали "ура!" Вследствие этого произошел забавный случай. Приехавши на одну станцию на сибирском тракте, Государь вышел из коляски и, проходя по улице довольно большого селения, зашел в небольшую, но светлую и довольно опрятную избу. Здесь увидел Он старушку, сидящую за пряжей, и попросил у нее пить. Старуха, не знавшая о приезде Государя, подала жбан холодного квасу. Напившись, Государь спросил ее: видала ль она  Царя? "Где мне, батюшка, видеть Его? Вот, говорят, скоро проезжать здесь будет; народ-то чай валом валит, так куда уж мне, старухе!" В это время входит в избу свита Государя. "Экипажи готовы, Ваше Величество", - сказал б(арон) Дибич. В ту же минуту старуха схватила с головы свою шашмуру (убор) и, подняв ее вверх, закричала "караул!" Изумленный Государь спрашивает: "Что с тобой, старушка? Что кричишь?" - "Да, Батюшка-Царь, прости меня грешную! Нам велено, как завидим Тебя, кричать!" Государь рассмеялся и, оставив на столе красненькую ассигнацию***, отправился в дальнейший путь.)
 - Ой, да я боюсь. как завижу Царя-то, так и язык не поворотится и горло сдавит!
 - Небось, без тебя некому кричать-то? - сурово отвечал сожитель. - Ой, парень, народу-то кма валит! Што-то, удастся ли нам увидеть Царя-то Батюшку. Сподоби-то, Господи! Вот уж недалеко и до городу. Погоняй-ко коней-то, Ванюха! Надо засветло приехать, не на улице ночевать-то!



Окрестности Вятки. Деревенские типы. Открытка нач. ХХ века.

Такие и подобные им разговоры слышались по дороге, повторялись на кормежках и станциях. Везде, у всех слышались любовь к обожаемому Государю и нетерпеливое желание - видеть Его.
  Наконец, настало 8 октября, желанный день для Вятки. Толпы разнообразного люда с утра еще наполняли площади и волновали улицы города. В 4 часа пополудни раздался звук большого колокола кафедрального собора, и тогда вся Спасская улица, от губернаторского дома, назначенного для пребывания Его Величества и, как говорили тогда, обращенного во "дворец", по спуску к реке и у заставы на берегу, откуда ждали государя, пространство около собора и самый собор - наполнены были народом, а вечером весь высокий берег у соборных зданий буквально был унизан им. Застава состояла из 2-х обелисков, с черными двухглавыми орлами наверху, украшенных в средине зелеными венками. Через реку, нарочно для этого случая, построен был против заставы деревянный мост. Весь высокий берег реки от Хлыновской до Луковцевой слободки****, на протяжении почти трех верст, все здания города и самый мост были иллюминованы. Вид из-за реки великолепный!..
  В 10 часу вечера благовест всех церквей возвестил приближение Государя. Показались экипажи за рекой и все шумное многолюдное собрание стихло. В это время, говорят, родилась в народе мысль отпрячь лошадей у коляски Государя и свезти ее народом; но это народное усердие осталось без исполнения, так как без особенного разрешения сделать этого было нельзя, а просить его у начальства - было уже поздно.
  Государь ехал по мосту и до кафедрального собора тихо, удивляясь величине города и прекрасному виду его из-за реки, представив таким образом случай народу насладиться его лицезрением. Радостное "ура!" сопровождало Государя.



Вятка. Троицкий кафедральный собор. Открытка нач. ХХ века.

У подъезда к собору остановились экипажи, и Государь, в сопровождении начальника главного штаба барона Дибича, лейб-медика Виллие и полковника Соломки, вышел из них и, не доходя до половины входной галереи*****, встречен был преосвященным Павлом в облачении, со св. крестом, при собрании всего духовенства города. Тут же находились для встречи бывшие в Вятке гг. сенаторы - князь А.А. Долгоруков и Е.А. Дурасов, гражданский губернатор Добринский с чиновниками и градской голова И.С. Машковцев со знатнейшим купечеством. Преосвященный приветствовал Его Величество следующею речью:
"Всемилостивейший Государь!
  Богоспасаемый град сей, облекшись ныне в одежду радости и веселия, в духе, исполненном благоговения, спешит повергнуться пред священными стопами Твоими.
  От дней древних, в них же положен камень во основание граду сему, до дне благодатного к нам пришествия Твоего, хотя во всякое время радовался о Царях своих, но не сподобился зрети лице их; и се ныне мы, достигшие сего блаженного жребия, в сем обиталище святыни сретаем тебя, Всеавгустейший Монарх, яко ангела мирна, наставника нашего и хранителя достояния Своего, Всеблагим Богом Тебе врученного.
  После необыкновенных трудов и подвигов, понесенных Тобою, в силе и крепости мышцы Господней, для блага любезных Тебе сынов России, се мы на лоне мира и спокойствия; но Ты, преисполненный отеческих попечений, оком мудрого домостроителя, не престаеши посещати, соглядати и утверждати виноград, насажденный в обширных пределах державы Твоея. Се мы, под благословенным скипетром Твоим, во ограде ограждения, внемля законам Твоим и преклоняя ухо во глаголы уст твоих, исходим кийждо на дело, нам от Тебя врученное, во ослабе и покое, но Ты, стоящий на Божественной страже, во еже блюсти нас, обтекая круг державы Твоея,  - вечер, заутра и полудне, отъемлешь сон от очей Твоих и не даешь дремания веждома Твоима. И се мы, отдаленные от Тебя по месту, но близкие и всегда присущие Тебе по союзу сыновней любви и верноподданнической преданности, зрим в неизъяснимом восторге вожделенное присутствие Твое. Зрим и - возносим хвалебная к престолу Вседержителя, яко возвеличил есть Господь сотворити с нами во дни, в няже призрел посетить нас Тобою, яко востоком с высоты, Царю! Буди благословен, грядый во Имя Господне!"
  Выслушав эту речь, Государь приложился ко святому кресту и, быв окроплен освященною водою, изволил шествовать вслед за преосвященным далее по галерее, наполненной народом, в храм, при пении певчих: "Днесь благодать Святаго Духа нас собра". У главного алтаря преосвященный со всем духовенством отслужил молебствие за здравие Государя Императора и всей Августейшей фамилии, по окончании которого провозглашено протодиаконом и пропето певчими троекратное многолетие. Затем, приложившись, при земных поклонах, к иконам Святителя Николая, архангела Михаила и Тихвинской Божией Матери, Государь откланялся народу на все стороны и отправился со своею свитою по Московской улице до Никитского переулка******, а потом на Спасскую, в приготовленный для него казенный губернаторский дом. Вслед за Государем хлынул народ на Спасскую улицу и составил против "дворца" теснейшую массу. Вскоре Его Величество изволил выйти на балкон в сопровождении Дибича и Виллие. Радостное "ура!" раздалось по всей улице, причем государь милостиво раскланивался, и потом возвратился в комнаты.



Вятка, Окружной суд. В нач. ХIХ века - дом вятского губернатора, где останавливался император Александр I). Фото кон. ХIХ века.

Народ еще долго оставался на улице. Но когда полицмейстер, объезжая толпы, убеждал его разойтись, объявив, что государю угодно отдохнуть с дороги, и что для того нужны тишина и спокойствие, - народ тотчас повиновался и очистил улицу. Народ и после того еще не расходился весь по домам, а некоторые провели на Спасской улице всю ночь. Тому благоприятствовала и погода: шедший с начала вечера дождик перестал, а к утру чистое небо обещало день совершенно ясный, что действительно и случилось..." (ТВУАК. 1913 год. Выпуск I-II. Вятка, 1913. Отдел III. С.33-39).
окончание следует.
---------------
Примечания.
* Цитата из стихотворения Василия Капниста "На тленность" (1817).
** Александро-Невский собор в Вятке (арх. А.Л. Витберг) был воздвигнут в память посещения города императором Александром I. Главный престол собора освящен 8 октября 1864 года.
*** Красненькая - 10 рублей (по цвету бумаги).
**** Хлыновская слобода - село Хлыновское на южной окраине г.Вятки (в районе современной ул.Хлыновской); Луковцева (Луковицкая) -слобода на северной окраине (в районе современной ул.Профсоюзной).
***** Крытая галерея, соединяющая колокольню и Троицкий собор. В народе ее называли "Симеонова паперть" - по имени престола, освященного в колокольне.

Изобразительное искусство, Александр Первый, vyatka, Духовенство, Воспоминания и дневники, old photo

Previous post Next post
Up