Каким был старый вятский театр.

Dec 30, 2012 14:00

 Небольшим. Вот плохонькая фотография какого-то партийного митинга, проходившего в театре (снимок из фондов ГАСПИКО). Внизу - головы и спины сидящих в партере. По бокам - два яруса (нижний - ложи, верхний - галерка). Справа в ложе заметна женщина в белом платке и белой блузе, облокотившаяся на барьер. Все слушают докладчика. На сцене - стол для президиума, за ним сидят несколько человек; справа - отдельный стол - стенографистка фиксирует выступление. Сзади - интересно - ярко освещенная декорация из какого-то спектакля. На декорацию повешены портреты вождей, между ними поставлено знамя (очень характерное для первых лет революции - в виде хоругви).

Download Scott Joplin Pine Apple Rag for free from pleer.com
P.S. Нашлось объяснение - почему митинг проходил при декорациях на сцене. Объяснение довольно забавное: "Днем вся городская жизнь [в Вятке] сосредотачивается в советских учреждениях, где кипит работа, увы, как и везде бесплодная. Те же неподготовленные рабочие стоят во главе учреждений и, напрягая мускулы лица, силятся войти в премудрость подаваемых им для подписи бумаг. Те же бойкие молодые люди, делающие карьеру и пишущие эти никому ненужные бумаги и, наконец, неизменные советские барышни. Вечером вы всю эту публику можете встретить в театре и на многочисленных вечерах, устраиваемых служащими отдельных учреждений в самих же учреждениях. Большевики и тут не зевают и на митингах неутомимо пережевывают все те же две, три мысли, предписанные им из далекой Москвы. Но публика перестала посещать эти митинги, и тут большевики прибегли к весьма остроумному средству. Они назначают митинг в театре за час ранее представления, скажем в 7 часов. Но русская публика тоже не лыком шита, приходит в театр к 8. Оказывается, митинг еще не начался, упорные большевики ожидают полного сбора публики. В 8 часов публика почти в сборе, и первый оратор заявляет, что, ввиду запаздывания публики, митинг может начаться только теперь, и уж пусть посетители не пеняют, если спектакль придется начать позже. Волей-неволей приходится принимать всю дозу большевистской пропаганды. Большевики перехитрили..." (Архив русской революции. В 22 томах. Том I: Воронов С. Петроград - Вятка в 1919-1920 гг.). Отсюда - С. Воронов в Вятке в 1919 году. А.Р.Р. т. 1 - Журнал для друзей.





Хорошо виден портал сцены - в виде трапеции. Украшения портала - в русском стиле. Таким, с отделкой в этом самом стиле, был весь театр, внутри и снаружи. Этакий терем-теремок. Зал помещался в основном 2-3-этажном объеме здания, вытянутом с запада на восток. По бокам помещались лестницы, фойе, служебные помещения. Был еще кирпичный подвал, где находились печи для отопления всего здания и буфет.
Описание театра в воспоминаниях С.В. Заруской:
"Никто из нас, жителей Вятки, не считал это оригинальное здание времён деревянного зодчества невзрачным, изношенным и даже бедным.
Мы жили его душой - спектаклями, то есть представлением, как сказал бы зритель XIX в.
Нечего и говорить о нас, детях. Для нас это был волшебный дворец. Детских спектаклей в ту пору не было. И с 12-13 лет мы ходили на взрослые спектакли.
Я помню даже одну афишу, объявлявшую репертуар на неделю, она висела на улице Карла Маркса недалеко от музея искусства и старины. Там назывались такие спектакли: «Огненный мост», «Ненависть», «Горе от ума», «Чёрное пламя», «Эсмеральда».
Из них теперь идёт на театре лишь «Горе от ума». «Огненный мост» - в связи с юбилеем автора Ромашова. Театр стоял на улице Коммуны в один ряд с остальными зданиями. Через дорогу от него был уютный, но запущенный берёзовый сквер. Там и сям стояло несколько скамеечек-лавочек. Как ни странно, сквер окружала железная некрашеная решётка с входом с двух сторон: один - со стороны театра, другой - со стороны музея. В те времена сквер находился ближе к музею. Через скверик нечасто проходили, предпочитая обойти его.
В летний зной там было приятно посидеть, отдохнуть и идти дальше, а летними белыми ночами хорошо было в глубокой тишине смотреть на деревянный фронтон нашего волшебного театра. Он ярко чернел на фоне прозрачного сумрака. А вокруг - тишина засыпающего города. Театр был виден в пору листопада на всём протяжении улицы Карла Маркса. Перед входом был навес, который опирался на четыре колонны. По вечерам в дни представлений над крыльцом горела яркая лампа. Её свет призывно сверкал издали во мгле сырых и морозных вечеров всякому идущему на спектакль.
Из небольшого тамбура входишь в вестибюль с двумя круглыми горячими голландками, обитыми чёрными листами железа. Справа - окошечко администратора. Сюда обращались за контрамарками. Прямо - запасной выход из зрительного зала. Налево - коридор, ведущий в раздевальни бельэтажа, партера и вверху - амфитеатра и галереи. Вход в зал - из фойе партера и из раздевальни к местам у лож. Уютные шесть диванчиков пунцового цвета. Отсюда лучше всего смотреть на сцену, так как места у лож были на небольшом возвышении. Зрительный зал высок, потолок куполообразен. Под ним - большая люстра.
Вдоль барьеров лож бельэтажа и галереи, амфитеатра - лампочки в матовых абажурах. В партере у сцены - литерные ложи бенуара, среди них справа - директорская ложа. Занавес защитного цвета раздвигается в стороны. Иногда к сцене приставляется лесенка. Это в тех спектаклях, где действующие лица играют и в зрительном зале.
Например, в спектакле «Пётр III и Екатерина II» или в «Актёрке Жемчуговой», где граф Шереметев проводит императрицу со сцены через зрительный зал, который изображал часть Останкинского дворца..."  Отсюда - Герценка: Вятские записки - Воспоминания о Вятке1920-1930-х годов.
Вот театр на фотографии начала 1920-х годов:



Вот еще снимок дореволюционного (скорее всего 1900-1901 гг.) плана театра. Есть ложа начальника губернии - справа от сцены, как и полагается. Как зал выглядел в целом и сколько в нем было мест? Партер (220 мест), амфитеатр (100 мест), ложи (всего 12, начальника губ., литерные А,Б,В + 8), выше - галерка (100 мест) и балкон (30 мест). В зале могло поместиться примерно 500-550 зрителей. Вполне достаточно для Вятки 1877 года - население города тогда составляло 20 тысяч человек. Но вот позднее театр стал тесноват для города.



vyatka, old photo, Старые интерьеры

Previous post Next post
Up