Новосибирский музей паровозов

Aug 17, 2014 00:42

В Новосибирске находится один из, пожалуй, самых известных музеев, размер которого измеряется не количеством экспонатов в нём, а километрами, которые эти самые экспонаты занимают. Речь идёт о Новосибирском музее поездов, в котором находится сейчас около трех километров самых невероятных и редких поездов, вагонов и всего что связано с железнодорожной тематикой. Так как Кира у нас - фанат паровозов и вообще техники, то пропустить такое место мы никак не могли!

Новосибирский музей железнодорожной техники им. Н. А. Акулинина - крупнейший подобного рода за Уралом. В музее собрана большая коллекция паровозов, тепловозов, электровозов и вагонов, в основном работавших на железных дорогах Западной Сибири (более 100 экспонатов). Кроме того, в коллекции имеются советские легковые автомобили ГАЗ, Москвич, ЗАЗ разных лет выпуска, а также несколько грузовиков, тракторов и вездеходов.

Приглашаю вас на фотопрогулку.


В 1996 году в связи с тем, что на экспериментальном кольце ВНИИЖТа скопилось много железнодорожной техники, главное управление локомотивного хозяйств предложило создать музей. В 1998 году начальником Западно-Сибирской железной дороги принято решение об открытии музея. Начался сбор экспонатов и в августе 2000 года он был открыт. Музей носит имя Николая Акулинина - его создателя и первого директора.

У входа в музей установлена модель паровоза братьев Черепановых. Первый паровоз (или, как его тогда называли, сухопутный пароход) в Российской империи появился в 1834 году. Этот паровоз был построен на Выйском заводе (Нижнетагильские заводы) Ефимом и Мироном Черепановыми. Отец и сын Черепановы были крепостными механиками. Кроме груза (до 3,5 тонн) паровоз мог везти еще до 40 пассажиров!


А это - танк-паровоз фирмы "Борзиг", построен в конце XIX - начале XX века в Германии. Паровоз не имеет тендера, запасы воды и топлива хранятся на самом паровозе в баках (танках), находящихся по бокам парового котла.




Грузовой паровоз ЛВ-0040 Ворошиловградского паровозостроительного завода. Производился в 50-х годах прошлого века.




Внутри кабины.












Многие мои родственники и предки по папиной линии служили и трудились на железной дороге. Видимо, семейная память передалась и Кирюше ;) Папин интерес тоже вполне понятен :)


Очень радуют нарядные колеса паровозов. Как на параде!




Черным цветом, как правило, окрашивали паровозы грузовые. А пассажирские были обычно зеленые или голубые.


Паровозы выглядят старинными, но им всего 60-70 лет.


Грузовой паровоз Эр-789. Паровозы семейства Э оказались хорошо пригодны для массового производства и заказывались в больших количествах всякий раз, когда нужно было срочно пополнить паровозный парк. Они пережили в производстве три войны, изготовлялись на 32 заводах в восьми странах и стали самыми многочисленными среди всех отечественных локомотивов.


Помимо собственно паровозов и вагонов в музее большая коллекция разной железнодорожной спецтехники. Назначение некоторых аппаратов было довольно туманным, но большая часть была вполне понятна и поражала воображение.


Например, эта здоровенная штуковина, не влезшая в кадр - цистерна для перевозки жидкого чугуна.


16-ти-осный (!) миксер грузоподъемностью 150 тонн построен в 1974 году.


Всё это - одна платформа! Кстати, Киру больше всего заинтересовали даже не сами паровозы, а ...башмаки! Так называются красненькие стопоры под колеса, которые препятствуют движению вагонов и паровозов. Кирюша сначала переживала, что паровозы сейчас уедут, но когда ей показали башмаки и объяснили принцип действия - успокоилась. И у каждого нового экспоната первым делом искала красненькие башмачки :)




Механизированная дрезина ТД-5.


Снегоуборочный локомотив. Спихивает снег с путей.


Это тоже снегоуборочный состав. Но с другим принципом действия: он засасывает сугроб внутрь, там снег по транспортерам передвигается и выбрасывается по бокам поезда.


Это платформа для обслуживания и ремонта контактной сети.








Котлованокопатель.


Юный любитель паровозов :)


Настоящий ледокол! о_О По крайней мере, этот снегоочиститель "Таран" очень на него похож.


Кроме железнодорожных экспонатов в музее есть немного автомобильных. Ретро-автомобильных.


Военные джипы и полуджипы. Легендарную "Катюшу"-ЗИС-5, надеюсь, узнаете без подсказки ;) Непосредственно перед "катюшей" Додж WC51. Поставлялся в СССР с 1942 года. В Красной Армии называли его не иначе как "Додж три четверти" из-за его грузоподъёмности в 750 кг.


Мини-трактор Харьковского тракторного завода. Белый - тоже.


Папа на фоне легендарных советских машин. Слава направо (без учета рыжего автобуса):
ГАЗ 51 - самый массовый советский грузовик. В серийное производство попал в 1946 году, хотя первые опытные образцы были собраны до Великой Отечественной. Всего выпустили почти 3.5 млн экземпляров различных модификаций. По советским чертежам выпускался в Корее, Китае и Польше.
ГАЗ 63А - полноприводный грузовик. Выпускался 20 лет с 1948 по 1968 года. Степень унификации с коллегой по левую сторону кадра 80%.
Зил 157. Автомобиль у которого десятки народных названий :) Цитирую с Вики: "в советском фольклоре этот автомобиль получил прозвища «Бэнц», «Полтергейст», «Трумэн», «Бабай», «Колун», «Семечка», «Ступа», «Крокодил», «Мормон», «Захар», в Болгарии - «Джоган», в Литве - «Шяшякойис крокодилас», на Украине - «Кабанчик». В советское время на Чукотке, Магаданской области, Камчатке и Якутии этот автомобиль называли «Краб» или «Зурс». В районах северо-запада имеет прозвище «Утюг», полученное за внешний вид кабины. Другое широко распространенное прозвище - «Поларис». В бригадах охотников Центрального федерального округа, а в частности Рязанщины, автомобиль с кунгом в исполнении ПАРМ-1 получил прозвище «Зензюбель»."


Слева гусеничный трактор ДТ-75. А справа - образцы полюбопытнее. Самый правый - гусеничный кран на базе ГПЛ-520. Создан в 1992 году на базе узлов и агрегатов БМП-1. А по центру его пассажирский вариант. Страшно представить, что это делалось всего каких-то 20 лет с копейками назад. Страшны!




Слева - Тягач Т-34Т. Справа - артиллерийский тягач тяжелый АТ Т 25. Выпускался на Харьковском заводе имени Малышева с 1947 по 1979 года.




Стайка Москвичей :)


Черные вагонетки слева использовались для перевозки битума.




ВПР-1200. Выправочно-подбивочно-рихтовочная машина (кто сможет воспроизвести с первого раза - тот молодец!) - предназначена для того, чтобы укладывать и убирать рельсы.


Один из самых любопытных экспонатов музея :)




Понимаете, да, почему цистерна "задрапирована" вагоном? ;)




В этом отсеке музея расположены уже более современные локомотивы и электровозы.




Харьковский пассажирский тепловоз ТЭП-10 "Стрела". С трогательными окошками-иллюминаторами.




Вот по этим путям в музей приезжают экспонаты.


Вагон для перевозки заключенных. Один из самых мрачных, но интересных жителей музея. Вагон рассчитан на 75 заключенных и 10 человек персонала. Конструкция вагона обеспечивает перевозки в условиях умеренного климата. Вагон оборудован сигнализацией и радиосетью. Запас воды 1000 л, установлен подвагонный ящик для продуктов и плита в кухне. Построен в 1969 году.


Внутри.


"Купе" :(


Впечатление от этих клеток без окон настолько гнетущее, что хочется как можно скорее выбраться на свежий воздух.


Пассажирские вагоны начала XX века. 4 класс, жесткое, 60 мест.


Интерьер. У входа в вагон печка типа "буржуйка", ею отапливались вагоны.


Обратите внимание на стенные лампы: да-да, освещение свечное.


На стене информация к размышлению.


Такой же по размеру вагон, но первого класса. И уже всего 8 мест. К сожалению, внутрь попасть можно только с организованной экскурсией :( И так не только с этим экспонатом. К сожалению, плата за вход (немаленькая, к слову!) вовсе не означает, что посмотреть можно всё, что захочется.


К этому моменту ребенок уже прилично устал. И остаток пути ехал верхом на родственниках :)






Современный электропоезд ЭР-200-2 Рижского Вагоностроительного Завода. Цифра 200 намекает на эксплуатационную скорость. Первый такой создали в 1973, но использовать стали только в 1984 на участке Москва-Ленинград.




Паровоз ЛВ-0040.


Слева - Паровоз П36-0097. Мощный пассажирский паровоз для линий с лёгким верхним строением пути. Последний паровоз этой серии стал последним магистральным паровозом, изготовленным в нашей стране. Справа - паровоз СО17-508.




Паровоз Эм-725-12. 30-е годы XX века.


И напоследок: почувствовать себя машинистом!






Спасибо за внимание, надеюсь, вам было интересно!

Новосибирск, Железная дорога, Музей паровозов

Previous post Next post
Up