Германия на моем маршруте появилась не то, чтобы случайно, но фактически "комплиментом от шеф-повара". После окончания школы туда уехала моя подруга. По меркам обычного российского жителя 150 километров пути - это вообще ничто. Мы с Мариной выбрали как равноудаленную точку город Дрезден. И наметили в нем встречу.
Моя оседлая жизнь кончилась. 3 ночи на одном месте - роскошь. Пора и в путь.
Выбирая еще в Москве контору по прокату машин, я решила учесть местные особенности и не брать крупных агрегаторов типа Сикста или Херца. После изучения опыта других людей мой выбор пал на скромную фирмочку под незайтейливым названием "Прокат Прага". И скажу сразу: сотрудничеством я осталась довольна на 200% Ребята сделали всё возможное для того, чтобы мое путешествие было комфортным, недорогим, уверенным и благополучным.
Вечерние тучи оправдали себя: всю ночь шел дождь. Утром к отелю подъехал сотрудник проката, привез мою машинку. Это оказалась Шкода Фабиа ярко-канареечного цвета :) Позитивная и заметная (за что я потом не раз мысленно ребят благодарила, моментально находя на паркингах свое транспортное средство).
Единственное, что он позабыл: это навигатор. Я в комплекте к машине взяла обычный gps-навигатор с русским интерфейсом. В нем зашиты все карты Европы. Как показало будущее, это было мега-правильное решение. Так как хваленые гугло-карты во многих местах были совершенно бесполезными. А gps-датчик в моем планшете оказался совершенно никудышным и с завидной регулярностью терял ориентацию в пространстве. Плюс навигатор четко отслеживал разрешенную скорость. Учитывая обилие населенных пунктов на мелких проселочных дорогах, это было совсем не лишним.
В общим, за этой коробочкой Tomtom мы поехали в офис. Что было очень кстати, так как за руль сел водитель и вывез меня из лабиринта центральных улиц Праги на окраину, откуда как раз удобно было выезжать на трассу до Дрездена.
А потом случилась забавная история. Забрав навигатор, задав маршрут "На Дрезден", я стартовала. И после первого же светофора навигатор скомандовал мне повернуть в какой-то не очень очевидный проезд. Ну, ему виднее, повернула. И тут же меня остановила дорожная полиция. Вообще, в Чехии это не распространено. Если тебя остановила полиция - значит, что-то пошло сильно не так. Наш диалог с симпатичным офицером прояснил ситуацию: я умудрилась свернуть на дорогу, где движение разрешено только автобусам. Такой вот казус.
Дальше разговор строился так: - Что ж, пани, печально, надо платить штраф. - Дан, пан офицер, печально. Навигатор виноват, завел меня сюда, шайтан-машина. А то разве ж я решилась бы на такое?! А какой штраф? - 5000 крон *в рублях примерно 15 тысяч - Твою мать! Ну что поделать, заплачу. - Живыми деньгами, пожалуйста. - А у меня нет кэша, только карточка.
На этом месте офицер задумался и пошел к коллегам, посоветоваться. Вернулся через полминуты, отдал мне документы, обворожительно улыбнулся и сказал: - Езжайте, пани. Только, пожалуйста, на эту улицу не сворачивайте больше! - Клянусь!
Простили меня, еще и помогли вырулить на правильную дорогу.
Дальнейший путь прошел без приключений, трасса хоть и не самая шикарная, но вполне комфортная. Навигация внятная. Отель у меня был забронирован в пригороде Дрездена - городочке Хайденау.
Я оставила машину у отеля, взяла рюкзак и потопала на станцию электрички.
Немного помучившись с автоматом по продаже билетов (который, зараза, умел только по-немецки), я попала таки в нужную электричку и безо всяких фокусов доехала до вокзала в Дрездене. Очень там красиво!
Наконец, встретились с Мариной! Мы решили болтать в процессе прогулки, чтобы не терять времени. Погода, правда, была не очень-то дружелюбной, но выбирать не приходилось.
В 929 г. германскими племенами, которые завоевали славян, была основана крепость Майсен, а в 1206 г. впервые в письменных источниках упоминается Дрезден. Название «Дрезден», как и часть названий городских районов, имеет славянские корни, от древнесербского Drežďany («жители пойменных лесов»). В 1485 г. город стал княжеской резиденцией. Расцвета город достиг в 17 в. при правлении курфюрста Фридриха Августа Сильного, который стал польским королем. После Первой мировой войны развитие промышленности в регионе позволило городу стать шестым по величине в Германии.
Когда-то Дрезден был назван Флоренцией-на-Эльбе за свою красоту и за то, что считался культурной столицей Германии. После бомбежек в феврале 1945 г. английскими ВВС от города практически ничего не осталось, погибли тысячи мирных жителей. После войны развалины дворцов, церквей, исторических зданий были аккуратно разобраны, все фрагменты описаны и вывезены за город. Остальные развалины были просто снесены. На месте города фактически образовалась ровная площадка с размеченными на ней границами бывших улиц и зданий. Власти ГДР построили вокруг восстанавливаемого исторического центра современные (на тот период) проспекты и многоэтажные здания.Восстановление центра заняло почти сорок лет - для этого, по возможности, использовались уцелевшие фрагменты, недостающие каменные блоки и архитектурные элементы вытёсывались заново - они заметно выделяются светлым оттенком камня. Восстановление города продолжается до сих пор.
От вокзала до исторического центра примерно полчаса пешочком.
Фрауэнкирхе (нем. Frauenkirche - «церковь Богородицы»)- церковь в Дрездене, одна из наиболее значительных лютеранских церквей города. Первая церковь на этом месте была построена еще в XI в., а барочное здание - в 1743 г. В 1945 г. оно было разрушено, его восстановление началось только после объединения Германии и завершилось в 2005 г. Использованные при восстановлении сохранившиеся оригинальные камни выделяются чёрными пятнами на фоне светлого фасада. Камни, сохранившиеся после разрушения собора, и использованные при восстановлении, специально не очищали от тёмного налёта. Такие камни разбросаны отдельными пятнами по всем стенам, а слева на фотографии виден тёмный, уцелевший участок стены.
Виднеется башня, которая принадлежит Дрезденскому замку-резиденции - бывшей резиденции саксонских курфюрстов и королей. Является одним из старейших строений Дрездена, в архитектуре которого прослеживаются стили от романского до эклектики.
Слева: «Шествие князей» («Княжеская процессия», «Фюрстенцуг» - нем. Fürstenzug) - знаменитое настенное плиточное панно из мейсенского фарфора, одна из достопримечательностей Дрездена. Создано в 1904-1907 гг.
На самом большом в мире фарфоровом панно, составленном из 25 тысяч уложенных бесшовно плиток, изображена торжественная конная процессия, отражающая тысячелетнюю историю правившего в Саксонии княжеского дома Веттинов. «Фюрстенцуг» размещён на внешней стене галереи «Длинный ход», составляющей северную стену конюшенного двора «Штальхоф» в комплексе дрезденского дворца-резиденции.
Штальхоф - Конюшенный двор, часть комплекса замка-резиденции правителей Саксонии. На сегодняшний день Штальхоф - единственная сохранившаяся площадка для проведения рыцарских турниров в Европе.
[чуть подробнее]Летопись конюшенного двора ведется с конца XVI века, когда по указанию курфюста Саксонии Кристиана I были заложены конюшни во дворе Дрезденского замка-резиденции. Из сохранившихся свидетельств эпохи рыцарства можно отметить два 10 метровых бронзовых столба с кольцами, предназначенных для тренировки рыцарей, а также оборудование, используемое при проведении рыцарских турниров.
Конюшенный двор «Штальхоф» длиной более 100 метров был местом проведения различных придворных развлечений: поединков, конных соревнований, боев животных и празднеств. Сегодня на конюшенном дворе Дрездена проходят театральные представления, «реконструкции» рыцарских турниров, снимаются исторические фильмы, а в предрождественское время здесь находится средневековый Рождественский рынок.
Северной границей Конюшенного двора «Штальхоф» служит двухэтажное здание Длинной галереи (Langer Gang), на внешней стене которого выложено панно «Шествие князей».
Ständehaus - это здание бывшего парламента и сегодняшнее место Высшего областного суда Дрездена и Государственного управления по сохранению памятников Саксонии .
Высшая школа изобразительных искусств (нем. Hochschule für Bildende Künste Dresden, также известная как Дрезденская академия изобразительных искусств) - одно из старейших высших учебных заведений Саксонии.
Георг-Трой-Платц. Украшением площади является великолепная лестница на террасу Брюля.
Памятник Готфриду Земперу - одному из самых значимых архитекторов нео-ренессанса в Саксонии, соучредителю современной театральной архитектуры. По его проекту было построено здание Дрезденской государственной оперы (нем. Dresdner Staatsoper), в обиходе его называют Оперный театр Земпера (о нем чуть ниже).
Терраса Брюля - набережная реки Эльбы в центре старого Дрездена, которая простирается примерно на полкилометра между мостом Августа и мостом Каролы. С начала XIX века имеет прозвище «балкон Европы».
Художественная академия.
Эльба. Неуютная по такой погоде.
Дрезденская Хофкирхе (нем. Hofkirche - «придворная церковь», также Католическая придворная церковь) - кафедральный собор епархии Дрезден-Мейсен. Католическая церковь была построена для курфюрста Фридриха Августа II Саксонского архитектором Гаэтано Кьявери в 1739-1755 годах в стиле барокко. В 1964 году она была объявлена конкафедральной, а в 1980 году стала соборной вследствие перевода епископства из Баутцена в Дрезден.
Как бывшая придворная церковь связана проходом с королевским дворцом-резиденцией (его башня левее на фото) и находится на набережной Эльбы. Она строилась практически одновременно с протестантской церковью Фрауэнкирхе, находящихся в 300 метрах. Возведение и оформление Хофкирхе обошлось казне Саксонии в гигантскую сумму (более 900000 талеров). Колокольня церкви Хофкирхе включала четыре небольших колокола. Но в связи с тем, что все население Саксонии исповедовало лютеранство, колокольный звон на звоннице католического собора был разрешен только в 1806 году Наполеоном после того, как Саксония была провозглашена королевством. Храм освящен именем Святой Троицы. На колонне недалеко от алтаря, помещена копия православной иконы Андрея Рублева «Святая Троица».
Во время бомбардировки Дрездена 13-15 февраля 1945 года Хофкирхе сильно пострадала: рухнула крыша, произошло разрушение части наружных стен. Работы по восстановлению начались непосредственно по окончании Второй мировой войны. В 1947 году начались богослужения. В 1962 году восстановление Хофкирхе было завершено.
[Пикантная деталь]В подземелье церкви находится фамильная усыпальница династии Веттинов, правивших Саксонией на протяжении веков. В ней покоится прах 49 представителей династии, кроме Августа Сильного. Согласно польской традиции, его тело было захоронено в Кракове. Однако в Хофкирхе находится его сердце в специальной медной капсуле. Предание гласит, что оно начинает биться, когда рядом проходит симпатичная женщина (Август был известным ловеласом, имевшим согласно пересказам 365 любовниц).
Опера Земпера. Оперный театр почти во всех городах - одно из самых красивых сооружений, и Дрезден не исключение. Роскошное здание театра построено Земпером в стиле неоренессанса с элементами барокко и относится к числу самых красивых оперных театров Европы. Первоначальное здание театра, открытое в 1841 году, стало жертвой пожара, и Земперу поручили разработать проект новой оперы. Нынешнее здание Земпер-оперы строилось в 1871-1878 годах, причем по акустике великолепная опера Земпера даже превзошла миланскую. В феврале 1945 года, после бомбежки Дрездена, от оперы остались одни руины. Только сорок лет спустя театр был восстановлен.
В центре Театральной площади, перед зданием оперного театра, установлена конная статуя короля Иоганна Саксонского (1801-1873), который известен как образованный юрист, лингвист, переводчик «Божественной комедии» Данте и покровитель строительства Земпер-оперы. Автор памятника - известный скульптор Иоганнес Шиллинг.
Переходы между собором и королевским дворцом.
Подходим к одной из главных достопримечательностей Дрездена: Цвингеру.
Цвингер (Zwinger) - комплекс павильонов и галерей, выстроенный по заказу Августа Сильного в 1709-1732 гг. С самого начала он служил для размещения многочисленных дворцовых коллекций. Сейчас это также музейный комплекс. Коллекции не были уничтожены во время войны - они были увезены советскими войсками, а после реставрации возвращены в Дрезден.
Название происходит от его местоположения: в средневековье цвингером называли часть крепости между наружной и внутренней крепостными стенами (в русском языке использовался термин захаб). Первое здание Дрезденского цвингера было построено между крепостными стенами города. Изначально комплекс строился как оранжерея для выращивания апельсиновых деревьев. Сегодня здесь находятся уникальные музеи, среди которых Физико-математический салон, собрание фарфора, скульптурное собрание и наиболее известная Дрезденская картинная галерея или, как её ещё называют, Галерея Старые Мастера (нем. Gemäldegalerie Alte Meister).
Начало было положено в 1709 году, когда по приказу правителя Саксонии Августа Сильного, было возведено деревянное сооружение для оранжереи. Оно стало декорацией для праздников и турниров саксонского дворянства. Из камня, в стиле барокко, три стороны Цвингера были построены до 1732 года немецким архитектором Маттеусом Даниэлем Пёппельманном. Четвёртая, неоренессансная сторона архитектурного ансамбля, спроектированная Готфридом Земпером для картинной галереи и собрания скульптуры, была возведена в 1847-55 годах.
Главным украшением строения являются фонтаны и в особенности Нимфенбад (Купальня нимф). Примечателен также мелодичный, чистый перезвон фарфоровых колокольчиков из мейсенского фарфора на часах восточного, «колокольчикового» павильона. А из многочисленных скульптур выделяются фигуры Геракла, поддерживающего земной шар.
Цвингер несколько раз страдал от военных действий. Первые серьезные разрушения ему были нанесены прусской армией во время Семилетней войны. В 1849 году почти вся восточная часть Цвингера сгорела во время революционных боев в Дрездене. К 1857 году часть строений была восстановлена, реставрация была закончена к 1936 году.
Во время Второй мировой войны 13 февраля 1945 года британская авиация разбомбила центр Дрездена, сильно пострадал и Цвингер. Его реставрация на этот раз продолжалась до 1964 года.
Дрезденский Дворец.
Главной достопримечательностью Павильона колокольчиков являются часы с колокольчиками из мейсенского фарфора. Эти часы появились здесь в 1933 году и пережили Вторую мировую войну без повреждений. В ходе последующей реставрации число фарфоровых колокольчиков было увеличено с 24 до 40. Сегодня этот мелодичный перезвон можно услышать каждые четверть часа (каждую четверть часа, полчаса, три четверти часа и полный час часы отбивают определенную мелодию). Кроме того, для каждого времени года подобран определенный набор известных мелодий, которые исполняются по установленному расписанию в течение дня.
Одним из символов Цвингера являются пышные Коронные ворота («Ворота под короной») (Kronentor), расположенные с западной стороны ансамбля (со стороны города). Это самый известный вход в музейный комплекс. Архитектура этих богато украшенных колоннами и пилястрами ворот обнаруживает влияние итальянского высокого барокко и в то же время напоминает об античных триумфальных арках. Коронные ворота увенчаны атрибутом королевской власти Августа Сильного - позолоченной польской короной, которую поддерживают четыре орла.
Расположенная в Цвингере Дрезденская галерея старых мастеров является одним из самых значительных художественных собраний в мире и самым популярным музеем, входящим в объединение «Государственные художественные собрания Дрездена». Галерею ежегодно посещают около 500 тыс. любителей искусства со всего мира. Она располагается в музейном корпусе Semperbau, спроектированном Готфридом Земпером. С 1855 года это двухэтажное здание в стиле итальянского ренессанса с богатым скульптурным оформлением замыкает комплекс зданий Цвингера со стороны Эльбы (то есть с северо-востока).
Французский павильон и его полукруглая галерея соединяет Павильон на валу с галереей Земпера.
В этом павильоне находится музей фарфора. Я не любитель музейных редкостей, да и времени не было совсем. Но увлеченные люди говорят, что шедеврам там нет числа.
Бросив последний взгляд на Оперный театр, мы осознали, что соловьев баснями не кормят. И что искусство и архитектура - это, конечно, прекрасно. Но замерзшие уставшие путешественники нуждаются в чем-то более существенном. Мы нашли поблизости уютную кофейню и окружающий мир часа на два нас потерял из виду :)
После обеда силы наши восстановились и захотелось по уже заведенной традиции взглянуть на город сверху. Для этого мы выбрали колокольню церкви Кройцкирхе. Саму церковь я почему-то не сфотографировала, что для меня не характерно. Ну да ладно.
Город сверху ...не впечатляет. Обычный совсем.
Стекляшка - строящийся дворец культуры.
Эти башни вы уже должны узнавать :)
И я в кадр попала.
На этом наша краткая встреча закончилась. Было бы потеплее на улице, может, мы бы еще и побродили. Но Марину ждал обратный путь в Ганновер.
А меня - электричка в Хайденау.
Хайденау - маленький городочек, около 16 тысяч жителей всего. Зеленый, аккуратный и спокойный.
Российскому водителю непривычны такие знаки. На знаке запрета парковки стрелочка влево означает, что нельзя парковаться после знака. Стрелочка вправо - что нельзя до знака. Легко догадаться, что стрелочки в обе стороны запрещают парковку везде. Правда, не совсем понятно, почему в данном случае знак так суров. Он стоит-то по сути в парковочном кармане. Но может, он относится к полосе между карманом и газоном? Странные они, эти немцы :)
Каменный дом и деревянные балконы? Легко.
В отель не хотелось, я пошла гулять. Живописные улочки с игрушечными домиками и роскошными цветниками привели меня к чему-то вроде огороженного парка.
Который оказался великолепно обихоженным кладбищем!
Жизнь на кладбище бьет ключом. Простите за невольный каламбур. Нигде до этого я не видела таких потрясающих моллюсков!
Не похоже на российские погосты. Тут совсем другая атмосфера.
Гигантские улитки!
К сожалению, одну из таких красавиц я заметила слишком поздно, когда ее изящный домик хрустнул у меня под ногой ((( Надеюсь, с учетом места ее гибели дальнейшая ее судьба будет обеспечена мудростью вселенной.
Это растение я не могла не сфотографировать. Как я потом нагуглила, это разновидность араукарии: чилийская. Декоративное хвойное дерево. В палисадниках у людей тут настоящие ботанические сады!
Дальше меня ждал ужин в ресторанчике при отеле с вкуснейшим немецким пивом. А утром я двинулась обратно в сторону Чехии. Через удивительную Саксонскую Швейцарию.