Два учителя, карапуз и я

Sep 29, 2020 20:36


Эта неприятная история произошла на вокзале в Тбилиси. Я ожидал начала посадки на поезд и от нечего делать наблюдал за другими пассажирами. На скамье справа от меня спорили двое мужчин. Один доказывал, что лучшими сливами славится его родина - Армения. Второй говорил, что лучшими сливами знаменита его родина - Азербайджан. Спор о сливах меня не интересовал, и я стал слушать соседей слева - женщину с мальчуганом лет четырёх-пяти.

Карапуз без умолку задавал матери всяческие вопросы. Он хотел знать, почему стрелка часов ползёт вниз, а потом вверх и кто её передвигает. Он спрашивал, почему поезд придёт, а не прикатится: ведь у вагонов не ноги, а колёса. Он допытывался, почему у него две руки, а не три, чтобы можно было грызть яблоко и в то же время бить в барабан? Такого неутомимого почемучку я ещё никогда не встречал!

Малыш мне понравился. Я даже пытался угадать, каким новым вопросом он удивит свою маму.

Но мальчик оставил мать в покое, подбежал к моим соседям справа и спросил того, кто хвалил армянские сливы:

- Дядя, ты куда едешь?

- В Армению,- ответил армянин.

- А где твоя Армения?

- Моя Армения в Азербайджане…

От этого ответа я вздрогнул. Конечно, мальчик в таком возрасте, что ему не обязательно знать, где находится Армения. Но зачем забивать голову ребенка географической чепухой?..

Я было собрался объяснить симпатичному мальчугану, что чужой дядя шутит, но карапуз уже подошёл ко второму соседу справа:

- А ты, дядя, куда едешь?

- В Азербайджан,- ответил азербайджанец.

- А где твой Азербайджан?

- Мой Азербайджан в Армении…

Тут я уж возмутился: взрослые люди издеваются над несмышлёнышем! Такой пытливый карапуз, а ему отвечают невесть что!

Дал малышу шоколадку, чтобы отвлечь его от горе-шутников, и говорю им:

- Как не стыдно, граждане! Мальчик любознательный, а вы над ним смеётесь…

- Почему - смеёмся? - в один голос удивились армянин и азербайджанец.- Мальчик спрашивает, мальчику ответить надо…

Я ещё более возмутился:

- Если вы, граждане, слабы в географии, лучше молчали бы!

- Почему - слабы, дорогой товарищ? Мой сосед - учитель, я - учитель. Правда, мы историки, но с географией знакомы. Если кто с ней не знаком, так это вы, молодой человек.

Я не стерпел оскорбления и невольно повысил голос. В ответ и они громче заговорили. Слово за слово, завязалась шумная перепалка, и нашу скамью обступили любопытные: думают, до драки дойдет, разнимать придется.

В эти минуты к нам подошёл комсомолец-дружинник с повязкой на рукаве:

- О чём спорите, граждане, что не поделили?..

Оба учителя наперебой жалуются, будто я к ним из-за пустяка привязался. Хорошенький пустяк! Но как я ни доказывал свою правоту, а двоим больше веры, чем одному. Дружинник вежливо взял меня под руку и пригласил пройти с ним в штаб дружины.

Вот так история! Столько юных географов знает Захара Загадкина, а меня в комсомольский штаб ведут! На беду, и главных свидетелей нет: женщина с карапузом, из-за которого сыр-бор загорелся, скрылась подальше от нашей суматохи…

Начали посадку в вагоны, и дружинник отпустил меня, сказав на прощание:

- Нельзя из-за географии в драку ввязываться…

По-вашему, это и есть неприятная история, что меня чуть было не задержал комсомолец-дружинник? Нет, оба учителя правы оказались! Армения в Азербайджане, а Азербайджан в Армении! Даже не подозревал, что возможна такая географическая странность!

М. И. Ильин. Воспоминания и необыкновенные путешествия Захара Загадкина.- М., Детская литература, 1965.

Армения, СССР, география, Азербайджан, война

Previous post Next post
Up