Как-то я тут с работой и всем прочим про Вильнюс не написал, про Минск не написал, в Питере был дважды, в Воронеже и Солнечногорске, а не написал. Надо хоть про Ригу что-то рассказать, пока праздники.
Ехал я в Ригу через Ржев, а не через Москву, потому что это был бы здоровый крюк. Между автобусом и поездом остался трёхчасовой зазор, так что осмотрел ещё и Ржев.
Сам город понравился - тихий, пасторальный, холмы, узенькая Волга, мемориальные объекты, великое множество кошек. Иные сидят у своих кафе и магазинов, иные - прямо из окон созерцают улицу.
А вот народ попадается стрёмный. Один местный житель на бережку, принявший меня за рыбака, пытался угощать самогоном, потом стрясти сто рублей. Но я ушёл, а он не решился меня преследовать - возможно потому, что плохо держался на ногах.
На вокзале тоже ничего - цветы, птицы заливаются.
При посадке на проходящий поезд я чуть было крупно не пролетел. Вместо Риги остаться ночью в чужом Ржеве - бр-р-р!
Поезд стоит всего две минуты, а у меня, видите ли, цифры в электронной регистрации не сходятся! В последний момент проводница сообразила, что регистрация у меня по загранпаспорту, а она смотрит номер российского. А я помню?
Рига - приморский город! Я рассчитывал, что там запах соли, крики чаек, у пристани стоят корабли и делают «динь-дон!» [как в Warcraft]. Но нет. В центре города море не чувствуется.
До него надо ещё добираться электричкой, хоть и недолго. По пути можно наблюдать гавани.
Море, однако, мы так и не почуяли, пока не упёрлись в него внезапно, пройдя пресловутую Параболическую дюну - череду холмов, поросших мхом и соснами; место довольно приятное. Я уже начал рассуждать, что море не доделано, сейчас мы выйдем в пустыню, а там будет серое марево и надпись «Under construction».
Примерно так и оказалось, только без надписи. Но море есть и я в него даже окунулся. Но очень мелкое - идёшь, идёшь, а всё по колено, а потом дно ещё и поднимается - и не солёное, удивительно.
Потом обнаружил, что это был официальный гей-пляж «Калнгале». То-то там два мужика в трико под одним зонтом брели. А больше - никого. Ну ещё чайки и шумная русская компания у устья ручья Эймура.
Вернёмся к Риге. С питанием там не такой ужас, как я решил, прочтя статью Латышская кухня. Есть сеть «Лидо» наподобие «Муму» - вкусно и сытно, но для туриста, по мне, недостаточно пафосно и колоритно. Но пафосные места открываются только в полдень.
«Ключ от Риги» позиционируется как «ресторан латвийских традиций». Играют на национальных музыкальных инструментах. На сайте излагается в уморительном пересказе легенда этого самого ключа (вероятно, более внятное представление можно получить по советским фильмам [по мотивам романов Рутку Тева] «Слуги дьявола» (1970) и «Слуги дьявола на Чёртовой мельнице» (1972) - ещё не смотрел, но, кажется, это что-то вроде латышских «Трёх мушкетёров»). В общем, наверное, самое оно с точки зрения пафоса и колорита. Но именно туда-то мы так и не успели.
«Дочь грибника» «Сын рыбака» посвящён одноименному роману Вилиса Лацитиса, по которому тоже был снят фильм в 1957 г., хотя сайт ссылается на какой-то 1939 года (а есть ещё с тем же названием, но про Ломоносова - так вот это совсем не то). Поскольку, как я уже отметил, море здесь не чувствуется, то и национальный колорит тоже,- но место очень приличное. И светлое.
Напротив, в подвале (в Яковлевских казармах на Торне) расположена стилизованная под средневековую таверну «Таверна», где хозяйка как будто вышла из тех самых «Слуг дьявола» и подают какой-то хитрый самогон со мхом и закуской из свежего огурца и мёда. К сожалению, там блюда всё териогенные (из млекопитающих), так что мой выбор был невелик (но селёдка с картошкой вполне себе).
А в кафе под тентами на площадке «Эгле», что на Тиргоню, нашёлся тот самый имбирный эль, о котором я мечтал годами! И вообще там очень удобный стратегический пункт, чтобы пропустить кружечку чего-то подобного прохладительного перед походом в тот или иной музей.
Население мне показалось явно победнее и подепрессивнее, чем в Вильнюсе. Там я вообще не видел хмырей, кроме матерящегося по мобиле бизнесмена в ресторане и отклеившегося от стены в сумерках прямо в центре типа, предложившего мне посетить стриптиз-клуб (я от него шарахнулся с возгласом «Руссо туристо, облико морале!»). А тут чуть ли не каждый второй. Было нехорошее ощущение, что это всё и есть русские. А ведь это мы не были в Московском форштадте, только с поезда сунувшись в его сторону по ошибке.
С другой стороны, это же было 9 мая - народ собирался к комплексу Победы с пафосом, которому я не мог не сочувствовать. И тут я прямо-таки надеялся, что это не всё русские, что победа над фашизмом дорога и латышам.
Во всяком случае, на [весьма многолюдном] праздничном митинге выступал мэр Риги Нил Ушаков - мы случайно подошли в аккурат к началу. Почему-то в Википедии было сказано, что у него русский язык родной, но акцент явственен. Я про него потом ещё почитал - очень выдержанный и осторожный деятель, прямо-таки трясётся над миром между национальными общинами.
Что до положения русского населения, то его национальное движение такое развитие как в Украине не получит, если только коренным образом не переменится ситуация. Русские здесь дискриминированы в языковом плане, а половина из них пока вообще даже не натурализовалась, но они получают, видимо, достаточную компенсацию от проживания в сравнительно культурной и благополучной стране и от вхождения в ЕС. А гастарбайтерам, которых много, латышский язык и латвийское гражданство, наверное, особенно и не нужны - им, как и их собратьям латышам, нужнее английский да, может, немецкий.
Хотя вот мне отдельно любопытна Латгалия - во-первых, она примыкает к России; во-вторых, там и латыши-то не совсем латыши, а латгальцы; в-третьих, там компактное поселение русских; в четвёртых, на недавних выборах в Европарламент голосовала наособицу - вся страна за «Единство», а тут - за всякие партии меньшинства.
Архитектура вертикальней, чем в Вильнюсе. Узкие улочки, высокие соборы. Наследие немцев, как я понимаю (а Литва же была сама себе хозяйка).
Практически всё это, конечно, не средневековое. Начиная с базницы святого Петера - ну так этот же собор изначально из песчаника строили, ничего умнее не придумали. Многие древности в самом центре воссозданы в прошлом веке или вообще уже в последние годы.
Старая крепость ютится на окраине Вецриги (Старой Риги), у Вантового моста, который совершенно её затмевает, да ещё она запрятана деревьями, так что совершенно не смотрится. Рядом англиканская и римско-католическая церкви, которые гораздо больше бросаются в глаза.
Ну и Дом с котами, конечно, как без него? Я так понял, местные жители им очень гордятся. Едва только уловив, что как будто туристы на него смотрят, к нам тут же подскочила казуальная девушка, чтобы поведать его легенду.
Антисоветский пафос незаметен (хотя, судя по парламентским решениям, очень даже есть). Попалось граффити Че Гевары, Музей советской оккупации из давящего здания в самом центре недавно перенесён подальше, на Райниса. Мы до него так и не добрались в этот раз, а то, может, впечатление было бы другим.
Говорят, на набережную Даугавы, она же Западная Двина (угадайте, в какой области России берёт она начало!), вечерами выплывают бобры. И говорят, в высокой латышской кухне есть такой (вот ужас-то) бобёр в ананасах. Короче, мы купили в Домском соборе игрушку-бобра. Ну, разумеется, «Made in China». Все сувениры делают в Китае, кроме китайских - их делают во Вьетнаме.
Фотоальбомы Вконтакте:
Ржев (8 мая);
Рига (9 мая);
Рига (10 мая);
Рига (11 мая).