Научно-популярные фильмы (мир животных)

Nov 11, 2012 19:23


Большинство просмотренных мной научпоповских фильмов - про зверушек. Половина из них приходится на продукцию «Би-би-си». «Наедине с природой: Секреты сервала» демонстрирует между прочим разные модели родственных отношений. Мать-сервал заботится о своих котятах, но те уже грызутся из-за мыши; да и сама она шугает с охотничьего участка взрослую дочку. Газель Гранта отгоняет её от своего козлёнка, хотя та, вроде бы, там чисто мышковала. А стая шакалов убивает детёныша гну прямо под ногами у взрослых антилоп - и тем хоть бы хны.

Вообще, со взаимовыручкой и сотрудничеством в животном мире не очень. Вот «Наедине с природой: Обезьяна гелада - битва храброго сердца». Неприятные существа эти африканские травоядные обезьяны, что лицом, что поведением, и ряд сцен из фильма довольно тягостен. Ещё больше «гопничества» можно наблюдать в многосерийных «Брачных играх в мире животных» (к тому же там много внимания уделено всяческой беспозвоночной мерзости,- хотя соитие/поединок слизней неожиданно завораживает, в частности, тем, что они пытаются по ходу дела решить, кто будет самкой, а кто самцом). Едва ли не единственным умиротворяющим эпизодом становятся под конец шимпанзе-бонобо. …В связи с этим, особенно тягостное впечатление произвели «Кошачьи войны: Лев против Гепарда» от «Нейшенел джиогрэфик». Ладно, я понимаю, почему гепарды враждуют с львами (обойдёмся без спойлера), я тем более понимаю, почему они дерутся промеж собой из-за самки. Но то, что они грызутся под носом у убивающих их львов, и даже после смерти самки,- это удручает.

«Дикий мир Амазонки» не особенно впечатлил. Возможно, потому что он довольно старый, 1989 г. Ну и переводчик напортачил: слово «животные» он употребляет то правильно (собственно, для всех животных), то неправильно (имея в виду зверей, но не птиц). Гоацинов он кличет «хоацинами», а археоптерикса назвал… «помесью рептилии и птицы». Помесь, ага. Возможно, это ляп авторов фильма, но и переводчику соображать же надо.

В фильме «Райские птицы» мне более интересным показались не эти, несомненно зрелищные, пташки, а то, что исследовательница - местная, папуаска. В этой связи меня жутко скандализировал первый же постсоветский комментатор, обозвавший эту достойную женщину «афрожабой». Ну, она, верно, по нашим понятиям, не красавица (хотя и не то, чтобы совсем уродка, иным спившимся белым леди уж по-всякому фору даст), но посмотрите на её одухотворённое лицо, когда она рассказывает о предмете своих штудий,- оно же совершенно прекрасно!

Появление своих научных кадров даже в столь удалённых от цивилизации уголках - это трогательно, радостно и воодушевляюще. Те же чувства у меня были при просмотре немецкого фильма «Прыгунчики - лесные эльфы», при том, что и сам слоновый попрыгунчик, про которого рассказывал негр-исследователь,- зверушка презанятная. Забавно было также послушать местную жительницу о том, как улучшились их отношения со слонами, когда лесники нашли способ без смертоубийства пресекать хулиганство со стороны этих громадин.

Как всегда, увлекательны и познавательны фильмы с Дэвидом Эттенборо - четырёхсерийник «Мадагаскар» (а и суровы же там условия, хотя и тропики,- где-то сушь страшная, где-то самумы) и палеонтологический экскурс в историю самых первых живых существ «Первая жизнь».

Дикая природа вообще сурова, а фильмоделы это с удовольствием подчёркивают. Так, замечательный и красивейший сериал «Нейшенел джиогрэфик» «Дикая природа России» представил мне панораму, в которой я России отнюдь не узнаю. Ибо Восточно-Европейской равнины там нет, а то, что есть - экзотические окраины, удалённые отсюда куда больше, чем Вильнюс, скажем. Перечислить всё, что я там увидел, трудно, поэтому назову только обитающего в пустынях вблизи Кавказа и Каспия ушастого ежа. Этот благородный зверь ловит и поедает страшных ядовитых сороконожек, молодец какой. Да, ещё обратило на себя внимание, как Советская власть восстановила популяцию зубров (почему-то всё время называемых «бизонами») на Кавказе, и как потом их чуть не перебили браконьеры.

Немецкий фильм «Дикая Монголия» демонстрирует совсем невозможные для жизни места, если не брать в расчёт северные окраины, где лесок стоит, озерца, в общем - как бурятское Забайкалье. В остальном же, зверьё там есть, да, но его, как и людей, кстати, очень немного, если принять в расчёт огромную территорию. Напротив, немецкая же «Дикая природа Японии» подобна серии про Камчатку только с одного края, которому, впрочем, уделено больше внимания. Во всяком случае, знаковой для анимешников ( «Адзуманга» же) ириомотской кошки я не увидел, пришлось довольствоваться снежными обезьянами.

И опять аридные ландшафты. Немецкий фильм «Национальный парк Серенгети» показывает, как вынуждены мигрировать соответственно сезону в этом районе толпы животных, и я им от души посочувствовал. Японский же фильм «Обитатели пустыни: медоед и пустынный хамелеон» посвящён пустыне Намиб. Оный медоед, правда, особой симпатии не вызвал, несмотря на сладкое название. Зверь сварливый, злобный, и не укусишь его толком, нарастил загривок, этакий жлоб.

палеонтология, наука, Африка, Япония, зоология, кино, Россия, Монголия, Третий мир, секс

Previous post Next post
Up