По странам мира с «Золотым глобусом»

Nov 10, 2012 15:07


Краткие впечатления.

Намибия. «Белые составляют около 5 % населения, однако их доля потребления национального дохода несоразмерно высока». Монумент в столичном парке якобы «в честь исторической личности, противостоявшей немцам» Хендрика Витбооя увенчан германским орлом, а на обелиске перечислены имена немецких солдат, подавлявших восстание. Странно.

«Золотой глобус» стремится быть антикоммунистической серией. Например, рассказывая про Кубу, она изо всех сил старается нагнетать ощущение депрессивности. Такого тона нет в рассказе про соседнюю Доминиканскую Республику, попытка независимого развития которой была пресечена наглой - при всей моей неприязни к примитивной янкофобии не хочу подбирать иного слова - интервенцией США в 1965 г. Напротив: «Может, они и бедны,- но в чём-то они определённо богаче нас. Солнце, море, пальмы, песни и танцы, кофе и ром - много ли нужно для счастья?» Но рассказчик проговаривается: «Как и раньше, на сахарном тростнике зарабатывают немногие; и уж, конечно, не те, кто трудится под палящим тропическим солнцем. Большинство сахарных заводов находится во владении иностранцев; всего три предприятия принадлежат местным жителям».

Рядом с таким политическим контрастом особо не запомнились Малые Антильские острова, Аруба, Бонайре, Кюрасао и Багамские острова. Ну, укуренные мускулистые мулаты, ну, пузатые белые туристы; водица, прозрачная, как в бассейне; курортно-расслабленные острова, мало-мальски преуспевающие в той мере, в какой превратились в аттракцион, изображая сами себя.

Шри-Ланка. Конечно, то, что это цитадель хинаянофашизма, удивительно напоминающая нашу Россию, в фильме не показано, поэтому мои впечатления в основном художественные: двухтысячелетней давности фрески Сигирии с изображением апсар весьма хороши, а все последующие многочисленные скульптуры совершенно безвкусны и невыразительны.

Очень понравилась Калифорния и особенно Сан-Франциско. Разнообразная природа, включая сосновые леса в предгорьях. Высочайший уровень цивилизации и культуры (да, я помню, что паразитический). Область Залива - знаменитый очаг левого движения вообще и маоистского в частности. В общем, вот в таком месте я хотел бы поселиться. Но есть два минуса. Во-первых, море холодное из-за течения, особо не покупаешься. Во-вторых, и на это я смотрю с огромным подозрением, сейсмическая активность. Там внизу плиты друг о друга трутся и иногда дёргаются. …Но хотя бы посетить эти края я не прочь. Слышишь, huiliuliu, махнём в Калифорнию?!

Очень схожее у меня впечатление от Японии, с той, конечно, оговоркой, что тамошняя культура куда древнее, кавайнее, что есть плюс, и патриархальнее, что есть минус. Маоистов, кстати, и там не один сорт, и эту тему я ещё как-нибудь раскрою, но если где-то левизна и смотрится вправду фричеством, то это там, среди вообще очень и очень чудаковатого населения.

Для проживания, однако, лучше подходят более устойчивые местности. Например, Прованс (оказывается, там водятся фламинго), а ещё лучше Корсика или Сардиния, которая вообще понравилась мне больше всех прочих стран, про которые я смотрел (так что я скачал ещё фильм «Дикая природа Сардинии»); Мальта же, с её бестолковой историей, на этом фоне как-то затерялась. Столь же приятной, хотя и лишённой моря, выглядит также Венгрия. Кстати, тест «Внутреннее гражданство» из всех стран Евросоюза предложил мне именно её. Но уж хотя бы в Печ я хотел бы съездить: есть легенда, связывающая происхождение моей драгоценной подруги с находившимся там прежде римским поселением Сопиана.

Ну, Родос и Карпатос или Крит ещё ничего, тем более, что на недавних национальных выборах там оказались сравнительно неплохие результаты у левых. Но чем ближе мы к Сахаре, тем становится неприемлемо суше. Хвалёные Канарские острова на меня вовсе не произвели впечатления. Пустынно, скучно, в пещерах разложены высушенные останки. Только на одном из островов я углядел перспективный сосновый лесок, а так совершенно безрадостные пейзажи.

К северу условия жизни становятся всё более знакомыми. Бретань в общем смотрится неплохо, да и кельтская этника - отдельный бонус. Но море уже холодновато; вдобавок, если память не изменяет, славится своим недружелюбным нравом. Похожими показались мне Ирландия и Шотландия, заставившие с горечью вспомнить о судьбе их языков и с уважением - о не загубленной вместе с оными тяге к национальной независимости. Ещё более холодна и сурова Норвегия, лента неприветливых фьордов и живописных горных долин, кое-где обстроенных городками с уныло-сарайной архитектурой. В этом смысле Олесунну очень повезло выгореть в 1904 г., после чего он был отстроен в стиле модерн и из камня. С другого конца страны - свои приколы, менее практичного свойства: полярные ночи и северные олени. …Наконец, совсем с северо-запада Европу венчает Исландия, в которой мне неожиданно понравилась смелая (спорная - по утверждениям рассказчика) архитектура. Но для жизни эта страна совсем уж не годится: сверху холодно, снизу вулканы.

Венгрия далековато, ну и не менее идеологически отсталая, но и не менее интересная Польша не совсем рядом. А вот серия «Литва, Латвия, Эстония» едва не привела к реальной поездке. Не то, что мне там так понравилось, но я глянул на карту, а далеко ли до Таллинна Вильнюса,- и обнаружил, что не близко, но вот от Минска рукой подать, три часа и пятьсот рублей. Так родился план: поехать на минский «Хиган», но поначалу проскочить до Вильнюса, где провести два дня, осмотреть город, посетить какие-нибудь музеи и встретиться с тамошними левыми. Но - не успел (чтобы и на аниме-фестиваль попасть) получить загранпаспорт из-за обычной для здешних мест подлянки: анкеты народ по привычке заполняет в соответствии со свидетельством о рождении и пишет место рождения «город Калинин», но данная анкета должна соответствовать паспортам, а там обезумевшие паспортистки писали «город Тверь», не считаясь с несуществованием такого населённого пункта в 1931-1990 гг., на что народ обращает внимание уже после отказа в загране. Вояж пришлось отложить (на после конца света).

А пока что я «посетил» два других города, просмотрев выделенные им выпуски «Золотого глобуса». Рим совершенно не впечатлил. Самое интересное, что было показано,- это фрагменты античного прошлого (ну и мелькнувший Ватикан хорош, да - не помпезно-нелепый Пусси райот чёрч ХХС), но современные здания (в основном, правда, это касается пригородов) недалеко от них ушли, ужас какие обшарпанные (даже по нашим российско-провинциальным меркам). Многие люди выглядят нездоровыми - куда там нищим карибцам! - слишком полные, с дурной кожей. Не удивился, так как судя по фильму они питаются пастой/макаронами и пиццей, то есть мучным, жирным мясом млекопитающих, да вино хлещут. В Амстердаме другое горе-развлечение - кофешопы. Нет, для туристов самое то - курнуть казуально и упорхнуть к себе обратно, в страны с легализованным табаком вместо марихуаны. Но как местные выживают, не понимаю. Это же прямо Россия какая-то, с водкой и медведями только с наркотиками другого вида. Впрочем, не могу исключать, что голландцы знают, что делают. Во всяком случае, не нам их покуда учить, также как не нам указывать норвежцам, как следует бороться с убийцами. …Да, больше я в этом Амстердаме ничего интересного не увидел, разве что повёрнутую лицом к пешеходам и велосипедистам транспортную систему.

На Бали, в очередном туристическом пляжно-этнографическом раю, оказывается, напряг с пресной водой; какая жалость. Кстати, снова о голландцах - это сопротивляясь их колониальному вторжению когда-то совершили массовое самоубийство героические защитники острова, о чём говорит монумент на площади Пупутан, собственно и названной в честь этого события.

В описании некоторое время придерживавшихся более или менее социалистической ориентации стран Юго-Восточной Азии «Золотой глобус» придерживается шаблона: гротескная пичалька коммунистического прошлого и радостный расцвет лавочничества и туризма сегодня. При этом, однако, всё равно складывается впечатление, что времена славы этих стран безнадёжно остались в добуддийском прошлом тысячелетней давности, а поныне они прозябают в жуткой нищете - особенно Лаос и Камбоджа, Вьетнам смотрится поблагополучнее. Вдобавок рассказчик вскользь упоминает об упадке вследствие рыночных реформ публичных сфер здравоохранения и образования (а в Лаосе ещё, как недавно рассказывал какой-то из знакомых блогеров, совершенно разрушена природная среда - народ шляется по ужасающим пустошам и доедает последних краснокнижных тварей). Взамен наблюдается повсеместный подъём религиозности, но едва ли культурному и хозяйственному строительству способствуют нескончаемые цепочки молодых паразитов, собирающих дань с суеверного населения. Не думаю, что и Таиланд сравнительно процветает именно благодаря богомольцам.

И ещё о Камбодже. Рассказчик выдал такую поразительную фантазию (хотя эта область вообще даже для господствующего идеологического мировосприятия представляет законченную клюквенную хоррор-сказку, оттеняемая тотальной обезъязыченностью противной стороны): «Красные кхмеры обошлись с Ангкором на удивление мягко. А ведь он был ярчайшим воплощением религии и искусства, которые так ненавидел Пол Пот. Может быть, диктатор воспринимал Ангкор как воодушевляющую идею счастливого государства крестьян? А может, у него просто была примитивная взрывчатка, не сумевшая разрушить массивные постройки». Уверен, что некоторые мои читатели, включая, например, того же huiliuliu, могли бы указать историко-культурные причины, по которым Пол Пот мог бы предпочесть воздержаться от разрушения Ангкор-Вата, но очевидно, первым должно быть предположение, что просто у него не было и не должно было быть такой задачи. Немыслимая с точки зрения презумпции виновности, хорошо знакомой в наших краях по мему «дотянулся проклятый Сталин», с унылым упорством разыгрываемому троцкистами и либералами.

(Про этот самый Ангкор-Ват я ещё посмотрел фильм от «Нейшенел джиогрэфик» - «Тайны призраков: Пропавший город Ангкор», но он как-то не произвёл впечатления. Не зрелищный. Много разговоров о якобы сенсации, а на экране - учёные таскаются по деревням и берут пробы грунта, а в заключение - убедительный, но, как я понял, не вполне доказанный вывод насчёт ирригационной катастрофы.)

Но настоящий угар религиозности, хотя и не хинаянической, в серии про Тибет. Святая жажда трудового тибетского народа избавиться от ханьского гнёта (это я тоже говорю серьёзно, разумеется) и посадить себе на шею как можно больше монахов плюс несуразный ландшафт, чуть менее чем полностью состоящий из величественных, но бесполезных и неудобных заснеженных пиков,- вот две достопримечательности. Искусство не радует: тёмные храмовые помещения забиты безвкусно цветастыми тряпками и рисунками. Что тут можно сказать? Не повезло тибетскому народу,- но как и любой другой он имеет едва ли не неизбежный шанс ещё блеснуть. Спекулятивно рассуждая, уход ханьцев такой момент приблизил бы,- только такому случиться не с чего, разве что под «мудрым» правлением ревизионистов и, возможно, втянувшись в мировую войну, китайская нация совсем навернётся.

Йемен. Судя по фильму, страна, восстановившая покуда целостность, жёстко делится на южан, которые всё время тяготеют к штучкам вроде социализма или хотя бы светского капитализма, и озверелых северян, которые приходят из пустыни, обвешенные оружием, и показывают, кто там главный. Теоретически южане, контролирующие выход к морю, должны стратегически одолевать, но почему-то этого пока не видно. В стране нет ничего, кроме, упрощённо говоря, фиников - ни воды, ни нефти - я бы на месте йеменцев был очень озадачен и обижен тем, как им выкроили территорию, отделив от богатых соседей. …Прикололо - с учётом прошлогоднего переворота и задней мысли о Путине,- как уверенно рассказчик отметил популярность и прочность положения президента Салеха, чьи огромные портреты были размещены на городских улицах.

На этом фоне Сирия (в которой в основном демонстрировались примечательные следы множества древних культур) и даже Иран выглядели очень даже продвинутыми и свободными странами. Даже при не особо доброжелательном изложении и сосредоточении на архитектуре становится видно, что ажиотаж вокруг их нынешних режимов не столь уж искренен, сколь манипулятивен. …В иранском выпуске есть странный эпизод - рассказчик вещает: «Коран запрещает изображение живых существ, поэтому живопись в этой стране уступает место каллиграфии, архитектуре и декорированию» - при этом в видеоряде мастер набрасывает человеческое лицо, затем всадников, скот, сцены охоты на керамике! На улицах видны портреты политических лидеров.

Фильм про Индию забавна в своей амбициозности - немыслимо же показать эту огромную во всех отношениях страну за полтора часа, получается «лоскутное одеяло», прелюбопытное, но бестолковое (то же можно сказать и про «Атлас Дискавери: Китай» - но там были образы людей, и которых отмечу презабавную юную гимнасточку). Впрочем, я побью этот рекорд, сведя весь его к одной фразе рассказчика: «Для туристов действительность похожа на фильм, для местных жителей - нет. Обыденность выглядит уныло - женщины трудятся от рассвета до заката, по 12-16 часов; шанс на лучшую жизнь есть лишь у образованных горожан». Это, конечно, неправда: есть ещё партизанские тропы маоистов, мерцающие свободой и справедливостью для всех, но об этом не вдруг-то скажут.

Мать всё вздыхает об Австралии, на что я всегда реагировал со скепсисом,- так что выбрал для просмотра фильм «Юго-Восточная Австралия. Другие берега», рассудив, что вся разумная жизнь на этом материке скорее всего в основном сосредоточена в этом его углу. Ну и ожидания, в общем, подтвердились. Культурные - на удивление для потомков каторжников - городки вдоль океана, немного леса вокруг, а дальше - пустыни, пустыни, пустыни, пересечённые никакими, да и не нужными дорогами. И всё это вдали от остальной цивилизации. Вот только Новая Зеландия рядом, о которой я просмотрел оба фильма из серии «Золотого глобуса». Основное впечатление - холодно там, и самый, что ни на есть край света. Хорошо предаваться философско-этическим размышлениям, если только удастся обеспечить себе комфорт.

Норвегия, география, Ирландия, Камбоджа, Иран, Австралия, наркотики, Южная Азия, ислам, Йемен, Бали, Амстердам, Калифорния, антикоммунизм, Новая Зеландия, буддизм, Исландия, архитектура, Франция, Доминиканская Республика, Канарские острова, история, Япония, Намибия, США, Сирия, Венгрия, религия, Тибет, колониализм, климат, Индия, Китай, искусство, Литва, Шри-Ланка, Шотландия, Италия, самоубийство, Куба

Previous post Next post
Up