Краткие впечатления.
Намибия. «Белые составляют около 5 % населения, однако их доля потребления национального дохода несоразмерно высока». Монумент в столичном парке якобы «в честь исторической личности, противостоявшей немцам» Хендрика Витбооя увенчан германским орлом, а на обелиске перечислены имена немецких солдат, подавлявших восстание. Странно.
«Золотой глобус» стремится быть антикоммунистической серией. Например, рассказывая про Кубу, она изо всех сил старается нагнетать ощущение депрессивности. Такого тона нет в рассказе про соседнюю Доминиканскую Республику, попытка независимого развития которой была пресечена наглой - при всей моей неприязни к примитивной янкофобии не хочу подбирать иного слова - интервенцией США в 1965 г. Напротив: «Может, они и бедны,- но в чём-то они определённо богаче нас. Солнце, море, пальмы, песни и танцы, кофе и ром - много ли нужно для счастья?» Но рассказчик проговаривается: «Как и раньше, на сахарном тростнике зарабатывают немногие; и уж, конечно, не те, кто трудится под палящим тропическим солнцем. Большинство сахарных заводов находится во владении иностранцев; всего три предприятия принадлежат местным жителям».
Рядом с таким политическим контрастом особо не запомнились Малые Антильские острова, Аруба, Бонайре, Кюрасао и Багамские острова. Ну, укуренные мускулистые мулаты, ну, пузатые белые туристы; водица, прозрачная, как в бассейне; курортно-расслабленные острова, мало-мальски преуспевающие в той мере, в какой превратились в аттракцион, изображая сами себя.
Шри-Ланка. Конечно, то, что это цитадель хинаянофашизма,
удивительно напоминающая нашу Россию, в фильме не показано, поэтому мои впечатления в основном художественные: двухтысячелетней давности фрески Сигирии с изображением апсар весьма хороши, а все последующие многочисленные скульптуры совершенно безвкусны и невыразительны.
Очень понравилась Калифорния и особенно Сан-Франциско. Разнообразная природа, включая сосновые леса в предгорьях. Высочайший уровень цивилизации и культуры (да, я помню, что паразитический). Область Залива - знаменитый очаг левого движения вообще
и маоистского в частности. В общем, вот в таком месте я хотел бы поселиться. Но есть два минуса. Во-первых, море холодное из-за течения, особо не покупаешься. Во-вторых, и на это я смотрю с огромным подозрением, сейсмическая активность. Там внизу плиты друг о друга трутся и иногда дёргаются. …Но хотя бы посетить эти края я не прочь. Слышишь,
huiliuliu, махнём в Калифорнию?!
Очень схожее у меня впечатление от Японии, с той, конечно, оговоркой, что тамошняя культура куда древнее, кавайнее, что есть плюс, и патриархальнее, что есть минус. Маоистов, кстати, и там не один сорт, и эту тему я ещё как-нибудь раскрою, но если где-то левизна и смотрится вправду фричеством, то это там, среди вообще очень и очень чудаковатого населения.
Для проживания, однако, лучше подходят более устойчивые местности. Например, Прованс (оказывается, там водятся фламинго), а ещё лучше Корсика или Сардиния, которая вообще понравилась мне больше всех прочих стран, про которые я смотрел (так что я скачал ещё фильм «Дикая природа Сардинии»); Мальта же, с её бестолковой историей, на этом фоне как-то затерялась. Столь же приятной, хотя и лишённой моря, выглядит также Венгрия. Кстати, тест
«Внутреннее гражданство» из всех стран Евросоюза предложил мне именно её. Но уж хотя бы в Печ я хотел бы съездить: есть легенда, связывающая происхождение моей драгоценной подруги с находившимся там прежде римским поселением Сопиана.
Ну, Родос и Карпатос или Крит ещё ничего, тем более, что на недавних национальных выборах там оказались сравнительно неплохие результаты у левых. Но чем ближе мы к Сахаре, тем становится неприемлемо суше. Хвалёные Канарские острова на меня вовсе не произвели впечатления. Пустынно, скучно, в пещерах разложены высушенные останки. Только на одном из островов я углядел перспективный сосновый лесок, а так совершенно безрадостные пейзажи.
К северу условия жизни становятся всё более знакомыми. Бретань в общем смотрится неплохо, да и кельтская этника - отдельный бонус. Но море уже холодновато; вдобавок, если память не изменяет, славится своим недружелюбным нравом. Похожими показались мне Ирландия и Шотландия, заставившие с горечью вспомнить о судьбе их языков и с уважением - о не загубленной вместе с оными тяге к национальной независимости. Ещё более холодна и сурова Норвегия, лента неприветливых фьордов и живописных горных долин, кое-где обстроенных городками с уныло-сарайной архитектурой. В этом смысле Олесунну очень повезло выгореть в 1904 г., после чего он был отстроен в стиле модерн и из камня. С другого конца страны - свои приколы, менее практичного свойства: полярные ночи и северные олени. …Наконец, совсем с северо-запада Европу венчает Исландия, в которой мне неожиданно понравилась смелая (спорная - по утверждениям рассказчика) архитектура. Но для жизни эта страна совсем уж не годится: сверху холодно, снизу вулканы.
Венгрия далековато, ну и не менее идеологически отсталая, но и не менее интересная Польша не совсем рядом. А вот серия «Литва, Латвия, Эстония» едва не привела к реальной поездке. Не то, что мне там так понравилось, но я глянул на карту, а далеко ли до Таллинна Вильнюса,- и обнаружил, что не близко, но вот от Минска рукой подать, три часа и пятьсот рублей. Так родился план: поехать на минский «Хиган», но поначалу проскочить до Вильнюса, где провести два дня, осмотреть город, посетить какие-нибудь музеи и встретиться с
тамошними левыми. Но - не успел (чтобы и на аниме-фестиваль попасть) получить загранпаспорт из-за обычной для здешних мест подлянки: анкеты народ по привычке заполняет в соответствии со свидетельством о рождении и пишет место рождения «город Калинин», но данная анкета должна соответствовать паспортам, а там обезумевшие паспортистки писали «город Тверь», не считаясь с несуществованием такого населённого пункта в 1931-1990 гг., на что народ обращает внимание уже после отказа в загране. Вояж пришлось отложить (на после конца света).
А пока что я «посетил» два других города, просмотрев выделенные им выпуски «Золотого глобуса». Рим совершенно не впечатлил. Самое интересное, что было показано,- это фрагменты античного прошлого (ну и мелькнувший Ватикан хорош, да - не помпезно-нелепый Пусси райот чёрч ХХС), но современные здания (в основном, правда, это касается пригородов) недалеко от них ушли, ужас какие обшарпанные (даже по нашим российско-провинциальным меркам). Многие люди выглядят нездоровыми - куда там нищим карибцам! - слишком полные, с дурной кожей. Не удивился, так как судя по фильму они питаются пастой/макаронами и пиццей, то есть мучным, жирным мясом млекопитающих, да вино хлещут. В Амстердаме другое горе-развлечение - кофешопы. Нет, для туристов самое то - курнуть казуально и упорхнуть к себе обратно, в страны с легализованным табаком вместо марихуаны. Но как местные выживают, не понимаю. Это же прямо Россия какая-то, с водкой и медведями только с наркотиками другого вида. Впрочем, не могу исключать, что голландцы знают, что делают. Во всяком случае, не нам их покуда учить, также как не нам указывать норвежцам, как следует бороться с убийцами. …Да, больше я в этом Амстердаме ничего интересного не увидел, разве что повёрнутую лицом к пешеходам и велосипедистам транспортную систему.
На Бали, в очередном туристическом пляжно-этнографическом раю, оказывается, напряг с пресной водой; какая жалость. Кстати, снова о голландцах - это сопротивляясь их колониальному вторжению когда-то совершили массовое самоубийство героические защитники острова, о чём говорит монумент на площади Пупутан, собственно и названной в честь этого события.
В описании некоторое время придерживавшихся более или менее социалистической ориентации стран Юго-Восточной Азии «Золотой глобус» придерживается шаблона: гротескная пичалька коммунистического прошлого и радостный расцвет лавочничества и туризма сегодня. При этом, однако, всё равно складывается впечатление, что времена славы этих стран безнадёжно остались в добуддийском прошлом тысячелетней давности, а поныне они прозябают в жуткой нищете - особенно Лаос и Камбоджа, Вьетнам смотрится поблагополучнее. Вдобавок рассказчик вскользь упоминает об упадке вследствие рыночных реформ публичных сфер здравоохранения и образования (а в Лаосе ещё, как недавно рассказывал какой-то из знакомых блогеров, совершенно разрушена природная среда - народ шляется по ужасающим пустошам и доедает последних краснокнижных тварей). Взамен наблюдается повсеместный подъём религиозности, но едва ли культурному и хозяйственному строительству способствуют нескончаемые цепочки молодых паразитов, собирающих дань с суеверного населения. Не думаю, что и Таиланд сравнительно процветает именно благодаря богомольцам.
И ещё о Камбодже. Рассказчик выдал такую поразительную фантазию (хотя эта область вообще даже для господствующего идеологического мировосприятия представляет законченную клюквенную хоррор-сказку, оттеняемая тотальной обезъязыченностью противной стороны): «Красные кхмеры обошлись с Ангкором на удивление мягко. А ведь он был ярчайшим воплощением религии и искусства, которые так ненавидел Пол Пот. Может быть, диктатор воспринимал Ангкор как воодушевляющую идею счастливого государства крестьян? А может, у него просто была примитивная взрывчатка, не сумевшая разрушить массивные постройки». Уверен, что некоторые мои читатели, включая, например, того же
huiliuliu, могли бы указать историко-культурные причины, по которым Пол Пот мог бы предпочесть воздержаться от разрушения Ангкор-Вата, но очевидно, первым должно быть предположение, что просто у него не было и не должно было быть такой задачи. Немыслимая с точки зрения презумпции виновности, хорошо знакомой в наших краях по мему
«дотянулся проклятый Сталин», с унылым упорством разыгрываемому троцкистами и либералами.
(Про этот самый Ангкор-Ват я ещё посмотрел фильм от «Нейшенел джиогрэфик» - «Тайны призраков: Пропавший город Ангкор», но он как-то не произвёл впечатления. Не зрелищный. Много разговоров о якобы сенсации, а на экране - учёные таскаются по деревням и берут пробы грунта, а в заключение - убедительный, но, как я понял, не вполне доказанный вывод насчёт ирригационной катастрофы.)
Но настоящий угар религиозности, хотя и не хинаянической, в серии про Тибет. Святая жажда трудового тибетского народа избавиться от ханьского гнёта (это я тоже говорю серьёзно, разумеется) и посадить себе на шею как можно больше монахов плюс несуразный ландшафт, чуть менее чем полностью состоящий из величественных, но бесполезных и неудобных заснеженных пиков,- вот две достопримечательности. Искусство не радует: тёмные храмовые помещения забиты безвкусно цветастыми тряпками и рисунками. Что тут можно сказать? Не повезло тибетскому народу,- но как и любой другой он имеет едва ли не неизбежный шанс ещё блеснуть. Спекулятивно рассуждая, уход ханьцев такой момент приблизил бы,- только такому случиться не с чего, разве что под «мудрым» правлением ревизионистов и, возможно, втянувшись в мировую войну, китайская нация совсем навернётся.
Йемен. Судя по фильму, страна, восстановившая покуда целостность, жёстко делится на южан, которые всё время тяготеют к штучкам вроде социализма или хотя бы светского капитализма, и озверелых северян, которые приходят из пустыни, обвешенные оружием, и показывают, кто там главный. Теоретически южане, контролирующие выход к морю, должны стратегически одолевать, но почему-то этого пока не видно. В стране нет ничего, кроме, упрощённо говоря, фиников - ни воды, ни нефти - я бы на месте йеменцев был очень озадачен и обижен тем, как им выкроили территорию, отделив от богатых соседей. …Прикололо - с учётом прошлогоднего переворота и задней мысли о Путине,- как уверенно рассказчик отметил популярность и прочность положения президента Салеха, чьи огромные портреты были размещены на городских улицах.
На этом фоне Сирия (в которой в основном демонстрировались примечательные следы множества древних культур) и даже Иран выглядели очень даже продвинутыми и свободными странами. Даже при не особо доброжелательном изложении и сосредоточении на архитектуре становится видно, что ажиотаж вокруг их нынешних режимов не столь уж искренен, сколь манипулятивен. …В иранском выпуске есть странный эпизод - рассказчик вещает: «Коран запрещает изображение живых существ, поэтому живопись в этой стране уступает место каллиграфии, архитектуре и декорированию» - при этом в видеоряде мастер набрасывает человеческое лицо, затем всадников, скот, сцены охоты на керамике! На улицах видны портреты политических лидеров.
Фильм про Индию забавна в своей амбициозности - немыслимо же показать эту огромную во всех отношениях страну за полтора часа, получается «лоскутное одеяло», прелюбопытное, но бестолковое (то же можно сказать и про «Атлас Дискавери: Китай» - но там были образы людей, и которых отмечу презабавную юную гимнасточку). Впрочем, я побью этот рекорд, сведя весь его к одной фразе рассказчика: «Для туристов действительность похожа на фильм, для местных жителей - нет. Обыденность выглядит уныло - женщины трудятся от рассвета до заката, по 12-16 часов; шанс на лучшую жизнь есть лишь у образованных горожан». Это, конечно, неправда: есть ещё партизанские тропы маоистов, мерцающие свободой и справедливостью для всех, но об этом не вдруг-то скажут.
Мать всё вздыхает об Австралии, на что я всегда реагировал со скепсисом,- так что выбрал для просмотра фильм «Юго-Восточная Австралия. Другие берега», рассудив, что вся разумная жизнь на этом материке скорее всего в основном сосредоточена в этом его углу. Ну и ожидания, в общем, подтвердились. Культурные - на удивление для потомков каторжников - городки вдоль океана, немного леса вокруг, а дальше - пустыни, пустыни, пустыни, пересечённые никакими, да и не нужными дорогами. И всё это вдали от остальной цивилизации. Вот только Новая Зеландия рядом, о которой я просмотрел оба фильма из серии «Золотого глобуса». Основное впечатление - холодно там, и самый, что ни на есть край света. Хорошо предаваться философско-этическим размышлениям, если только удастся обеспечить себе комфорт.