Так ли говорил Сталин? Часть 3

Dec 25, 2010 10:36


Обратимся к высказываниям Сталина, аутентичность которых не опровергнута однозначно и которые, вроде бы, имеют источник, но источник это неофициальный, сомнительный или откровенно стрёмный, зачастую весьма ангажированный. В этот разряд попадают любопытные фразы разной степени достоверности.

Самая, возможно, знаменитая (и, по-моему, с самыми твёрдыми основаниями опровергаемая), однако, происходит из просталинского источника:

«Я знаю, что после моей смерти на мою могилу нанесут кучу мусора, но ветер истории безжалостно развеет её!» (Феликс Чуев, «Сто сорок бесед с Молотовым: Из дневника Ф. Чуева».- М., ТЕРРА, 1991).

Так Сталин будто бы сказал В. М. Молотову и А. Е. Голованову в 1943 г., а Молотов затем пересказал Чуеву в беседе 24 августа 1971 г. или 9 июня 1976 г.

Косвенные причины сомневаться в этой фразе ясны - Молотов воспроизвёл её по памяти спустя тридцать лет, да и не может быть уверенности, что это не художественная обработка или вовсе вымысел Чуева. Что более важно - она психологически недостоверна.

Сталин отнюдь не был склонен к пророчествам, тем более мрачным. Надёжные источники не содержат, кажется, ни единого его высказывания подобного рода. И тут у нас есть хороший контрпример, что мы видим в случае человека, имеющего такую манеру выражаться. Речь о Мао! Вот он-то совершенно точно неоднократно делал прогнозные утверждения на много лет вперёд, зачастую сбывавшиеся с дьявольской точностью. Но с духом Сталина это совершенно не вяжется.

Ещё один вроде бы просталинский источник - воспоминания Г. Димитрова. Оттуда часто цитируется такой, не очень приятный для сталинистов, которые являются интернационалистами и гуманистами, спич (на приёме у Ворошилова 7 ноября 1937 г.):

«Русские цари сделали много плохого. Они грабили и порабощали народ. Они вели войны и захватывали территории в интересах помещиков. Но они сделали одно хорошее дело: сколотили огромное государство - до Камчатки. Мы получили в наследство это государство. И впервые мы, большевики, сплотили и укрепили это государство, как единое, неделимое государство, не в интересах помещиков и капиталистов, а в пользу трудящихся, всех великих народов, составляющих это государство. Мы объединили государство таким образом, что каждая часть, которая была бы оторвана от общего социалистического государства, не только нанесла бы ущерб последнему, но и не могла бы существовать самостоятельно и неизбежно попала бы в чужую кабалу. Поэтому каждый, кто пытается разрушить это единство социалистического государства, кто стремится к отделению от него отдельной части и национальности, он враг, заклятый враг государства, народов СССР. И мы будем уничтожать каждого такого врага, был бы он и старым большевиком, мы будем уничтожать весь его род, его семью. Каждого, кто своими действиями и мыслями, да, и мыслями, покушается на единство социалистического государства, беспощадно будем уничтожать. За уничтожение всех врагов до конца, их самих, их рода!» (Димитров Г. Дневник. (9 март 1933 - 6 фебруари 1949).- София, 1997).

Тут и дикое для марксиста-ленинца об «унаследованном» у царизма государстве вопреки азбучной истине, что пролетариат не может воспользоваться чужой государственной машиной и должен создавать её заново, и изложенной в «Кратком курсе истории ВКП(б)» оценке Российской империи. Тут и «мыслепреступление» и злобная мстительность, выразившаяся в настойчивом подчёркивании кар против вражеского рода, что прямо противоречит знаменитой фразе Сталина «Сын за отца не отвечает», сказанной им на совещании передовых комбайнёров 1 декабря 1935 г.

Оснований сомневаться в точности приведённого текста - куча. Я нахожу маловероятным, чтобы Димитров, для которого русский язык не родной (в СССР он находился только четвёртый год) мог совершенно точно воспроизвести по памяти то, что говорилось на праздничной попойке. Сколько тут подлинного Сталина, а сколько домыслено Димитровым?

На самом деле я иду дальше: подозреваю, что вообще этот дневник был, по меньшей мере частично, фальсифицирован при издании. К этой мысли меня подтолкнуло вот какое обстоятельство: Юн Чжан и Джон Холлидей в своём юмористическом пасквиле «Неизвестный Мао» утверждают, что «Мао знал о близящемся нападении и незадолго до него предупредил Кремль. Глава Коминтерна Димитров записал в своем дневнике отрывок из сообщения Мао: „Германия нападёт на Советский Союз… дата - 21 июня 1941 года!“ Это было единственное такое предупреждение. Информация была получена агентами КПК. Поскольку нападение действительно состоялось 22-го, Кремль с некоторым опозданием признал помощь КПК, хотя, похоже, не обратил на это предупреждение внимания» (с. 246). Мне, как маоисту, конечно, такая версия лестна, но, как скептик, я испытываю когнитивный дискомфорт при утверждении, что наиболее достоверным источником о нападении Германии на Советский Союз для Димитрова могли оказаться китайцы. Напрашивается предположение, что это, по меньшей мере, позднейшая вставка.

Из этого же сомнительного источника («Дневника») приводится ещё такая ворчливая фраза, будто бы сказанная также на обеде после праздничной демонстрации 7 ноября, но уже в 1940 г.:

«Не любите учиться, самодовольно живёте себе. Растрачиваете наследство Ленина».

А вот какой афоризм в уста Сталина вкладывает Анри Барбюс в книге «Сталин. Человек, через которого раскрывается новый мир»:

«Здоровое недоверие - это хорошая основа для совместной работы».

Что ж, вполне возможно, хотя соответствующий отрывок в книге несколько загадочен: неясно, с чьих слов автор воспроизводит это высказывание,- то ли Белы Куна, то ли вообще всеведущего Анонимуса.

Ну и вот самая, кажется, безобидная цитата такого рода (со слов А. Ф. Сергеева, приёмного сына Сталина):

Сталин «говорил нам зная о нашем выборе: „Вы будете военными. А какой предмет для военного самый главный?“ Мы наперебой отвечали математика, физика, физкультура. Он нам: „Нет. Русский язык и литература. Ты должен сказать так, чтобы тебя поняли. Надо сказать коротко, часто в чрезвычайных условиях боя. И сам ты должен понять сказанное тебе. Военному выражаться надо ясно и на письме, и на бумаге. Во время войны будет много ситуаций, с которыми в жизни ты не сталкивался. Тебе надо принять решение. А если ты много читал, у тебя в памяти уже будут ответ и подсказка, как себя вести и что делать. Литература тебе подскажет“» (А. Сергеев, Е. Глушик. Беседы о Сталине.- М.: «Крымский мост-9Д», 2006).

Весьма разумно. Но нужно, всё-таки, понимать разницу между авторизованными источниками и цитатами по памяти.

Обратимся теперь ко всяческим врагам Сталина. Удивительно, насколько некритично принимают приводимые ими цитаты, хотя, казалось бы, должно быть понятно - они люди заинтересованные, работающие обычно по вполне конкретным соцзаказам. Меньшевик Арсенидзе, перебежчик Бажанов, диссидент Джилас… Нет им моего доверия! Но и антикоммунисты должны, по-моему, признавать по меньшей мере ненадёжность таких источников.

  • «Ленин возмущен, что бог послал ему таких товарищей, как меньшевики. В самом деле, что это за народ! Мартов, Дан, Аксельрод - жиды обрезанные. Да старая баба Засулич. Поди работай с ними. Ни на борьбу с ними не пойдешь, ни на пиру не повеселишься. Трусы и торгаши!» (Арсенидзе Р. Из воспоминаний о Сталине // Новый журнал. 1963. № 72).

    Хотя нельзя исключать, что, выступая перед рабочими Батума в 1905 г. Сталин и вправду ляпнул что-то подобное.

  • «Я считаю, что совершенно неважно, кто и как будет в партии голосовать; но вот что чрезвычайно важно, это кто и как будет считать голоса» (Бажанов Б. Воспоминания бывшего секретаря Сталина.- СПб.: Всемирное слово, 1992).

    Сказано это было будто бы где-то зимой 1923/24 г., в контексте борьбы с троцкистской оппозицией.

    Помимо того, что Бажанов кажется большим выдумщиком, эта фраза просто не отвечает неоднократно подтверждённому стремлению Сталина к реальному единомыслию. В конце концов, такая циничная фраза в духе буржуазных политиков, но с их же, буржуазной, теорией тоталитаризма, ну, совершенно не гармонирует! Для тоталитариста просто немыслимо заявить, что «совершенно неважно», кто и как будет голосовать и даже думать.

  • «Если славяне будут объединены и солидарны - никто в будущем пальцем не шевельнёт. Пальцем не шевельнёт!» (Джилас М. Лицо тоталитаризма).

    Нынешние социал-националисты очень любят подобные фразы, закрывая глаза даже на то, что цитировать их приходится по заклятым врагам, в то время как официальные источники ничего подобного, как правило, не содержат. Например, прижизненное издание сочинений Сталина содержит вообще лишь три упоминания о славянах на тринадцать томов: в чисто географическом смысле в «Марксизме и национальном вопросе»; в недвусмысленно направленном против панславизма отрывке из лекций «Об основах ленинизма»; в отчётном докладе ⅩⅦ съезду ВКП(б), там, где речь идёт о нацистской концепции войны «высшей расы» против «низших».

царизм, тоталитаризм, Мао Цзэдун, панславизм, цитаты, фальсификация, Сталин

Previous post Next post
Up