Дочитал со скрипом и в изнеможении талмуд сей, с несоответственной помпой запущенный «Азбукой» в прошлом году. Рассказы подобраны отнюдь не лучшие. По-моему, имело, возможно, смысл читать только «Гостевой закон» Джона Райта, а «Космическую оперу» Майкла Канделя и «Грист» Тони Дэниела я вообще не осилил. Писать так туманно, как последний, оправданно, разве что если у читателя есть серьёзные причины прозревать в тексте громадные интеллектуальные и моральные достоинства.
Часть рассказов оставляют мерзостное чувство смакованием безнадёжного унижения и распада человеческой личности («Червь в колодце» Грегори Бенфорда, «Изгой» Дональда Кингсбери, «Реморы» Роберта Рида; а «Движения её глаз» Скотта Вестерфельда, вроде бы, по форме призваны воспевать всепобеждающую силу любви, но мне видится в этом постмодернистская издевка, производящая то же безрадостное впечатление). Едва ли не половина вообще плохо подходит под жанр («Волшебница Безмолвной цитадели» Майкла Муркока уж точно, и практически вся третья часть). Кое-где хромает перевод (или это напортачили авторы), выпирают всякие монструозные «ускорения силы тяжести» и «запаздывания, вызванные световой скоростью». Представления авторов написаны странно неуклюжим стилем.