Дед просил разместить в Интернете его за каким-то чёртом местами рифмованный юбилейный опус к 65-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. «Слово фронтовика».
Для нас, солдат, войны минувшей, иначе и не может быть: пока мы есть, находимся в «строю», и время наше есть, и не отпустим от себя его, каких-то предрассудков ради.
Себе мы сами капитаны. И никто другой, хоть через ящик «голубой», нами порулить не может.
Ведь мы оттуда: из поднебесной синевы густых лесов, и с берегов озёр и рек. У каждого малая родина своя. Вот наш старт, исходная точка по жизни движения и нашего гражданского становления.
Было всё: успехи, неудачи, радости и огорчения - всё, как говорят, «в одном флаконе». Но главное, главное-то в том, что достойно мы прошли своей жизни марафон. Перед детьми и внуками (и правнуками тоже) нам не стыдно!
За прожитое и пережитое каких-то мелочных обид и угрызений совести за что-то нет и быть не может: по правде и по совести мы поступали, и то ценили выше награды и чинов!
Как замечательно В. Даль сказал: «На старости дожили до радости». В радости сердца и души должны прожить мы все оставшиеся дни и годы, до самого последнего нашего часа!
Радость дней минувших память сохраняет и наши души согревает. Как птицу на крыле мечты полёт вперёд зовёт, как путника в дороге дальней желание вдохновляет, до горизонта линии дойти и там себя найти!
И кто достойно жизни путь прошёл, себя на горизонта линии нашёл, и в том есть радость сердца и души, Высший Смысл Предназначения и Земного Бытия!
Всем фронтовикам и труженикам тыла желаю здоровья, твёрдости духа и благополучия!
П. А. Забавин, ветеран войны и труда
7 апреля 2010 г., г. Тверь
У меня самого на этот счёт особое мнение. Ветеранский нарратив функционирует в современной России по факту как недвусмысленная идеологема, насаждаемая толстомордыми и меднолобыми в своих агрессивных и корыстных интересах. Что касается самих ветеранов, то, «спасибо» «застою» с его сокращением продолжительности жизни у мужчин, пережившие войну пролетарии давно уже в массовом порядке отчалили на тот свет. До нынешнего века дотянули, главным образом, те, кто питался и лечился получше. Разумеется, за это я к ним не в претензии, но риторический вопрос имеется: «Где наш социализм?». Они приняли страну со сталинским социализмом, как бы местами стрёмен тот ни был, а передали её нам с прогнившим и трещащим по швам брежневским убожеством.
Да, это относится и к моему деду, партийному работнику, за счёт рабочих учившемуся профессионально отличать социализм от капитализма и провалившему этот предмет на практике. Увы и ах.
Обижать почтенных старцев, участвовавших в разгроме нацизма, конечно, не следует, это было бы великим опошлением марксистской критики, но мыслить нужно вполне ясно. Если я, открывая партийную прессу 1960-х, как дважды два вижу ревизионизм и реставрацию капитализма (это я под впечатлением статейки про «личную собственность» из «Коммуниста», 1961 г., № 1, куда залез по переводческой надобности), то разделить мнение, что этому поколению так-таки и не о чем сожалеть, разделить не могу.