Кто-то подводит итоги года для себя, ну а мне это делать страшно (по меньшей мере, в этот раз - и так руки похолодели и дрожат, а сердце ноет и выскакивает из груди, от того, что показалось знакомым почерком в комментах…), поэтому даю международный обзор по маоистам.
На территории экс-СССР, скажем прямо, ничего воодушевляющего не произошло. Наиболее поразительным достижением кажется то, что
РМП не скончалась в страшных муках, а, хотя ничего и не сделала (альманах
«Культурная революция» так и не выпущен, хотя сейчас уже почти готов;
Web-портал почти не обновлялся), даже привлекает тонкую, но не пересыхающую струйку новых кадров. Надеюсь,
maoist_dog, стойкий оловянный солдатик российского маоизма, сумеет ими с толком распорядиться.
Можно также вспомнить две вышедших книжки:
«Запрещённый Сталин» Людо Мартенса (разумеется, это никакой не маоизм, но гораздо ближе нам, чем всё то, что ещё выходило по теме) и «„Гибель богов“ над „новым мировым порядком“» Штефана Энгеля (переведено мной, но издано некими проходимцами; говорят, в похабном оформлении - я ещё не видел, но до сих пор вздрагиваю, вспоминая, в каком виде в 2004 г. была издана
«Реставрация капитализма в Советском Союзе» Вилли Дикхута). Возможно, любопытным источником является презентованный в марте перевод книги Лю Айцинь «Мой отец Лю Шаоци», а может это просто тупой панегирик «самому крупному лицу, шедшему по капиталистическому пути и стоявшему у власти в партии», не знаю.
В заключение отмечу, что в буржуазной информационной сфере тема маоизма вяло, но постоянно полоскалась антикоммунистически настроенными и некомпетентными (за редчайшими исключениями) журналистами и политиками. Обычное дело - перевирание цитат из Мао, нелепое приписывание маоистам прокитайской ориентации и вообще путаница с фактами и названиями. Как курьёзный (но потенциально опасный) комплимент можно рассматривать украинский законопроект о запрете коммунистического учения, причисливший Мао к его основным представителям.
Главные события, конечно, происходили в Непале. Я писал об этом много и часто, так что здесь попытаюсь представить выжимку.
Начался год с присоединения Компартии Непала «Единый центр - Масаль» к Компартии Непала (маоистской), которая с тех пор стала называться
Объединённой компартией Непала (маоистской). С одной стороны, это хорошо, с другой - поговаривали, что ЕЦМ правее прачандистов и, соответственно, потянул их вправо. Честно говоря, я не заметил за дальнейшими проявлениями правого уклона в объединённой партии влияния ЕЦМ, но это не значит, что его не было. Дальнейшие идейные процессы (за исключением предсказуемого полевения после выхода из правительства) внутри партии отличались загадочностью. Прачанда периодически выступал с заявлениями, весьма радикальными по риторике, в тактическом отношении, но почти откоренно оппортунистическими идейно. Складывается впечатление, что он не очень силён и выдержан теоретически и его товарищи это понимают, отводя ему узкую роль популярного публичного трибуна, дело которого - громыхать в микрофон или вытанцовывать с красавицей-актрисой Рекхой (во всяком случае, было последовательно принято несколько организационных решений, снижающих роль единоличного председвтеля партии). Но вот другие лидеры и рядовые активисты, из которых следует выделить Гаурава и Бхаттараи, дали ряд подробных, умных и вполне марксистско-ленинских интервью. Этот поворот одобрительно отметил лидер индийских маоистов Ганапати. После чего Бхаттараи всё испортил на ноябрьской пресс-конференции неожиданной пацифистской проповедью и чуть ли не прямым отказом от своих же недавних слов. Это настолько контрастирует с его мужественным поведением при столкновениях с полицией, что впору задуматься, не фальсифицируют ли или не путают ли тут что-то журналисты?
В стране, между тем, на первый план выдвинулся вопрос о «гражданском верховенстве», как это несколько запоздало выразили маоисты, иначе говоря - о роли армии. Мао подчёркивал, что недопустимо для «винтовки» командовать партией, а тут речь шла о претензиях на верховенство над гражданскими властями, даже буржуазные представители которых во всяком случае республиканцы, если не социалисты, со стороны роялистского генеральского корпуса.
Маоисты рассчитывали демократизировать армию и оказать на рядовую солдатскую массу идейное влияние через интеграцию своих боевиков, о чём вроде бы было договорено в рамках мирного процесса. Генералитет упёрся и взбешённый Прачанда (занимавший, напомню, пост премьер-министра) в конце концов был вынужден отправить в отставку командующего армией генерала Катавала. Фактически, это был пробный камень - ведь в августе у того всё равно истекал срок полномочий.
Камень всколыхнул мутные воды. Буржуазные партнёры по правящей коалиции (даже те, которые называют себя «коммунистами» и «марксистами-ленинцами»!) беззастенчиво продемонстрировали, что возможность оттеснить маоистов от власти им дороже «гражданского верховенства» и соблюдения соглашений, твёрдо встав на сторону отказавшейся подчиняться правительству военщины. Разумеется, (в мае) Прачанда ушёл в отставку и вслед за ним - все министры-маоисты.
Остальные партии радостно поделили правительственные посты. Причём
«марксистов-ленинцев» не смутило, что они поставили себя в положение заложников
«Непальского конгресса». Хотя в глубинах их партии бурлили некие разногласия, к концу года они докатились до того, что выпросили военную помощь (очевидно, имея в виду перспективу подавления маоистов) сразу у Индии и Китая и сделали фактически вторым лицом в армии кровавого генерала Сингха, которого их даже ООНовские правозащитники упрашивали не продвигать по службе, ибо на нём висят во множестве похищения, пытки и убийства во славу короля.
Итак, маоисты вновь ушли в оппозицию и, несмотря на первоначальную растерянность, чувствуют себя там вполне уверенно. Крупнейшая фракция в Учредилке, вроде бы, никаких бонусов им не даёт, но собственная армия у них сохранилась и продолжала укрепляться (несмотря на обвинения критиков, что они, де, её полностью разоружили и сдали в бараки властям).
В стране получили развитие массовые захваты беднотой пустующих земель. Поначалу маоисты даже пару раз дистанцировались от этих явно незаконных акций, но это как-то прошло незамеченным, и к концу года они уже последовательно оказывали им всяческую поддержку и даже напрямую участвовали в жестоких столкновениях с полицией.
Наконец, четвёртой, наряду с уличными манифестациями, военным потенциалом и земельным вопросом, опорой маоистов стало объявление ими автономных штатов. Это был очевидный, но сильный ход, ибо процесс федерализации страны подрывает позиции центрального правительства, но оснований ему воспрепятствовать у него нет, ибо это - требование народов и официально закреплённый во временной конституции лозунг антимонархической революции.
(С досадой соображаю, что этот анализ ситуации в Непале на две-три головы выше того, что выдавали в течение года буржуазные журналисты и, по хорошему, мне его должен был бы заказать какой-нибудь солидный журнал, отвалив если не кучу денег, то осязаемый гонорар. А я, находясь в порядком бедственном положении, сделал его безвозмездно, то есть даром (хотя Дар-то, как раз, такое делает за деньги) - только пользуйтесь, ради бога, не пишите фигню!)
В Индии маоисты находились на подъёме. Итоговой статистики я ещё не видел, но в июле было отмечено, что за минувший год частота инцидентов с их участием возросла в полтора раза. Как выразился революционный поэт Варавара Рао, «словно феникс, революционеры-маоисты снова и снова восставали из пепла. Даже враги не могут сказать, что покончили с ними». Старичок немножко увлёкся красивостями: о «пепле» нынче речь вообще не идёт. Власти официально признали маоистов главной угрозой безопасности государства, какой уж там «пепел»! Разве что один из руководителей, 63-летний интернетчик Кобад Ганди попался полиции. Зато другого руководителя, Тушарканта Бхаттачарью, освободили, ибо у властей против него ничего не оказалось (да, по российским понятиям это дико, но это лишь показывает, что нам ещё далеко до индийского уровня демократии и верховенства права).
В апреле и, несколько меньше, в мае Компартия Индии (маоистская) вовсю оттянулась на выборах. Кстати, с 1980-х годов явка на них и доля голосов у реформистских партий понемногу ползут вниз, что свидетельствует об утрате массами парламентских иллюзий. Немудрено в стране, где едва ли не каждый депутат - миллионер или бандит. Справедливости ради можно вспомнить, что также маоистская и довольно крупная, но умеренная
Компартия Индии (марксистско-ленинская) «Освобождение» участвовала в этих выборах, получив миллион голосов и ни одного места.
В июне прогремело Лалгархское восстание в округе Западный Миднапур штата Западная Бенгалия. Маоисты признают, что работали в районе, но уверяют, что массовое движение в разы опередило их ожидания. Особую пикантность событию придаёт тот факт, что правительство в штате сформировано так называемым «Левым фронтом» во главе с
Компартией Индии (марксистской). Особенно загадочным это кажется зарубежным журналистам, тем более таким, какие путаются в названиях партий. А впрочем и в самой Индии оппоненты пеняют этой партии идейным родством с маоистами.
Ведь она даже чтит Мао Цзэдуна (прямо сейчас на лицевой странице её сайта висит
реклама книжки «Относительно социализма: выдержки из работ Карла Маркса, Фридриха Энгельса, В. И. Ленина, И. В. Сталина, Мао Цзэдуна», соседствуя с
живописаниями кровавых злодеяний маоистов). Но что с того? Разве предавшая социализм
Компартия Китая не делает то же самое, одновременно обмениваясь дружескими рукопожатиями с непальскими военными преступниками и помогая им на случай борьбы против маоистов? Вот и индийские «марксисты» упрашивают центральное правительство давить маоистов без всякой жалости, являясь на деле прислужниками компрадорской буржуазии и феодальных элементов, помещиков и ростовщиков. Немудрено, что против них восстали племена адиваси (туземцы, доарийское население Индии). В Перу, вон, тоже индейцам в этом году пришлось с боями отстаивать свои леса от апристского «социалистического» правительства.
Короче говоря, Лалгархское восстание подавили, но маоисты и союзный им Народный комитет против полицейских злодеяний, который организовали адиваси, в районе закрепились прочно, так что полиция теперь туда старается не соваться. Плюс они получили сочувствие и поддержку демократической общественности страны (включая писательницу Арундхати Рой) и мира (включая лингвиста Ноама Чомски).
Индийские маоисты, как и их непальские коллеги, участвуют в процессе федерализации - в Телангане и Горкхалэнде, претендующими стать отдельными штатами. В конце года достигнуто соглашение о сотрудничестве между Компартией Индии (маоистской) и Компартией Индии (марксистско-ленинской) «Наксалбари» с перспективой слияния. Ну, а ещё они заявили о своём содействии возрождению тамильского национально-освободительному движению на Шри-Ланке. Там же в этом году местные «социалисты» добили «тигров освобождения». Но тигры всё равно были не особенно дружественны в отношении коммунистов, зато теперь на острове создаётся последовательно левая повстанческая армия, со своей стороны подтвердившая связи с индийскими товарищами.
В Китае с помпой отметили шестидесятилетие провозглашения КНР, выпустив про эту историю масштабный, но в общем довольно скучный, блокбастер «Великое дело основания государства» (каковое название в России, конечно же, поспешили переврать). Знаменательно, что в те же дни ушёл из жизни один из изображённых там персонажей, начальник охраны Великого кормчего Ли Иньцяо, насколько можно судить - очень приличный человек. Чего нельзя сказать об устроивших реставрацию капитализма партийных боссах. Теперь они уже только «подчищают хвосты», например, выбросили из политического справочника статью о ревизионизме как «устаревшем» понятии.
Соответственно, всё больше ширится народное движение (для первого квартала я видел числовые данные, но за год пока только качественные оценки) - тибетские (да, за ними стоят реакционеры, что никак не отменяет проблем тибетцев) и уйгурские волнения, выступления рабочих, которых периодически «кидают» работодатели, и крестьян, которых притесняют крупные компании.
В сентябре о намерении создать рабочую партию цзинаньские полуподпольные профсоюзы, а в октябре в Чунцине власти разогнали съезд подпольной же Компартии Китая (маоистской). Так что обоснованные надежды на возрождение пролетарской революции в этой стране есть.
Что у нас ещё в Азии? В Камбодже продолжали судить бывших лидеров «красных кхмеров», но это к маоистам имеет куда меньшее отношение, чем обычно полагают журналисты, разве что опосредованное: в тюрьме «Туолсленг» под началом Канга Кека Иеу погибли лидеры маоистской фракции Компартии Кампучии. С неясным балансом продолжают боевые вылазки несколько маоистских партий в Бангладеш, готовят народную войну в Бутане. В Иране
маоисты отметились выступлением против всех кандидатов на президентских выборах - при поддержке общедемократических требований участников волнений. Так же эпизодически напоминали о себе
маоисты Афганистана. Весьма преуспела за год
Компартия Филиппин, заявившая о готовности в течение пяти лет покрыть боевыми ячейками всю сельскую местность и перейти в фазу стратегического равновесия с правительственными силами.
В Европе следует отметить систематическую работу маоистов Германии (на выборах, правда,
МЛПГ изрядно сдала, хотя по-прежнему изрядно доминируют над брежневистами и троцкистами), Нидерландов, Греции (в поле зрения периодически попадали также разномастные маоисты Франции, но их состояние остаётся для меня неясным). Итальянские
КПСК периодически сталкивались с полицией. Кроме того, у них там сейчас подъём антииммигрантских настроений, так что на повестке дня - организация антифашистских патрулей. В Норвегии
бывшая маоистская партия окончательно скурвилась, но на смену ей пришла группа
«Служи народу!».
В США весьма заметной международной трибуной маоистов стал блог
«Касама» под руководством на редкость вдумчивого и вразумительного публициста Майка Или. Его анализ весьма дельный, а язык, на мой вкус, изящен, но очень ясен для иностранца, так что всем рекомендую. …Печальным событием стала смерть в марте Ричарда Аоки, одного из основателей «Чёрных пантер» (даром, что этнический японец!).
В Перу попутно вышеупомянутому противостоянию с индейцами правительство делало и благое дело - всё глубже упрятывало за решётку любимца либералов-антикоммунистов всего мира (и российских, в частности, что отразилось в раде публикаций Латыниной и Вовка) «кровавого хорька» Альберто Фухимори. Жестокое подавление маоистов ему бы, может и простили, но он вообще давил всех подряд и развёл коррупцию, что ему сейчас и припомнили.
Компартия Перу, также известная как «Сендеро луминосо», уже неоднократно похороненная журналистами, между тем, вовсе не собирается сходить со сцены. К сожалению, она очень закрыта от международной тусовки, даже от многочисленных групп поддержки по всему миру, так что нельзя даже уверенно утверждать, что она (вернее, все или какая-либо из фракций, на которые она распалась) стоит на маоистских позициях.
В мае в Буэнос-Айресе прошла встреча ряда маоистских и ходжаистских партий Южной Америки - из Аргентины, Боливии, Колумбии, Парагвая, Перу, Уругвая, Эквадора, при дистанционной солидарности ходжаистов из Чили. Это уже седьмая такая встреча, так что, видимо, это серьёзный континентальный форум. К сожалению, из-за языкового барьера мне об этих процессах практически ничего не известно. Но какой-нибудь герой может попробовать перевести их
итоговую декларацию, благо она на на удивление лаконична для латинос. …Вероятно, из-за этого же барьера я практически ничего не слышал о довольно сильной и деятельной
Революционной компартии Аргентины.
Маоисты Эквадора и Колумбии как-то неадекватно агрессивно нападают на непальцев-прачандистов. К прачандистам, конечно, могут быть и есть серьёзные претензии, но довольно удивительна наблюдаемая в мире тенденция некоторых партий, обычно весьма далёких от Непала, строить едва ли не всю свою политическую линию на основе этой критики. Вышеупомянутый Майк Или справедливо назвал эту тенденцию неадекватной (
буквально: «настаивание некоторых…, что мы должны ставить разоблачение линии Прачанды (как ревизионистской) в центр нашей работы, есть ошибочный взгляд - как потому, что он делает некоторые необоснованные предположения о линии ОКПН(м), так и потому, что это ошибочный взгляд на то, каковы наши задачи»). В качестве контрпримера можно привести
адекватную критику прачандистов со стороны индийцев.