Мировой маоизм в 2009 году

Jan 16, 2010 14:47


Кто-то подводит итоги года для себя, ну а мне это делать страшно (по меньшей мере, в этот раз - и так руки похолодели и дрожат, а сердце ноет и выскакивает из груди, от того, что показалось знакомым почерком в комментах…), поэтому даю международный обзор по маоистам.

На территории экс-СССР, скажем прямо, ничего воодушевляющего не произошло. Наиболее поразительным достижением кажется то, что РМП не скончалась в страшных муках, а, хотя ничего и не сделала (альманах «Культурная революция» так и не выпущен, хотя сейчас уже почти готов; Web-портал почти не обновлялся), даже привлекает тонкую, но не пересыхающую струйку новых кадров. Надеюсь, maoist_dog, стойкий оловянный солдатик российского маоизма, сумеет ими с толком распорядиться.

Можно также вспомнить две вышедших книжки: «Запрещённый Сталин» Людо Мартенса (разумеется, это никакой не маоизм, но гораздо ближе нам, чем всё то, что ещё выходило по теме) и «„Гибель богов“ над „новым мировым порядком“» Штефана Энгеля (переведено мной, но издано некими проходимцами; говорят, в похабном оформлении - я ещё не видел, но до сих пор вздрагиваю, вспоминая, в каком виде в 2004 г. была издана «Реставрация капитализма в Советском Союзе» Вилли Дикхута). Возможно, любопытным источником является презентованный в марте перевод книги Лю Айцинь «Мой отец Лю Шаоци», а может это просто тупой панегирик «самому крупному лицу, шедшему по капиталистическому пути и стоявшему у власти в партии», не знаю.

В заключение отмечу, что в буржуазной информационной сфере тема маоизма вяло, но постоянно полоскалась антикоммунистически настроенными и некомпетентными (за редчайшими исключениями) журналистами и политиками. Обычное дело - перевирание цитат из Мао, нелепое приписывание маоистам прокитайской ориентации и вообще путаница с фактами и названиями. Как курьёзный (но потенциально опасный) комплимент можно рассматривать украинский законопроект о запрете коммунистического учения, причисливший Мао к его основным представителям.

Главные события, конечно, происходили в Непале. Я писал об этом много и часто, так что здесь попытаюсь представить выжимку.

Начался год с присоединения Компартии Непала «Единый центр - Масаль» к Компартии Непала (маоистской), которая с тех пор стала называться Объединённой компартией Непала (маоистской). С одной стороны, это хорошо, с другой - поговаривали, что ЕЦМ правее прачандистов и, соответственно, потянул их вправо. Честно говоря, я не заметил за дальнейшими проявлениями правого уклона в объединённой партии влияния ЕЦМ, но это не значит, что его не было. Дальнейшие идейные процессы (за исключением предсказуемого полевения после выхода из правительства) внутри партии отличались загадочностью. Прачанда периодически выступал с заявлениями, весьма радикальными по риторике, в тактическом отношении, но почти откоренно оппортунистическими идейно. Складывается впечатление, что он не очень силён и выдержан теоретически и его товарищи это понимают, отводя ему узкую роль популярного публичного трибуна, дело которого - громыхать в микрофон или вытанцовывать с красавицей-актрисой Рекхой (во всяком случае, было последовательно принято несколько организационных решений, снижающих роль единоличного председвтеля партии). Но вот другие лидеры и рядовые активисты, из которых следует выделить Гаурава и Бхаттараи, дали ряд подробных, умных и вполне марксистско-ленинских интервью. Этот поворот одобрительно отметил лидер индийских маоистов Ганапати. После чего Бхаттараи всё испортил на ноябрьской пресс-конференции неожиданной пацифистской проповедью и чуть ли не прямым отказом от своих же недавних слов. Это настолько контрастирует с его мужественным поведением при столкновениях с полицией, что впору задуматься, не фальсифицируют ли или не путают ли тут что-то журналисты?

В стране, между тем, на первый план выдвинулся вопрос о «гражданском верховенстве», как это несколько запоздало выразили маоисты, иначе говоря - о роли армии. Мао подчёркивал, что недопустимо для «винтовки» командовать партией, а тут речь шла о претензиях на верховенство над гражданскими властями, даже буржуазные представители которых во всяком случае республиканцы, если не социалисты, со стороны роялистского генеральского корпуса.

Маоисты рассчитывали демократизировать армию и оказать на рядовую солдатскую массу идейное влияние через интеграцию своих боевиков, о чём вроде бы было договорено в рамках мирного процесса. Генералитет упёрся и взбешённый Прачанда (занимавший, напомню, пост премьер-министра) в конце концов был вынужден отправить в отставку командующего армией генерала Катавала. Фактически, это был пробный камень - ведь в августе у того всё равно истекал срок полномочий.

Камень всколыхнул мутные воды. Буржуазные партнёры по правящей коалиции (даже те, которые называют себя «коммунистами» и «марксистами-ленинцами»!) беззастенчиво продемонстрировали, что возможность оттеснить маоистов от власти им дороже «гражданского верховенства» и соблюдения соглашений, твёрдо встав на сторону отказавшейся подчиняться правительству военщины. Разумеется, (в мае) Прачанда ушёл в отставку и вслед за ним - все министры-маоисты.

Остальные партии радостно поделили правительственные посты. Причём «марксистов-ленинцев» не смутило, что они поставили себя в положение заложников «Непальского конгресса». Хотя в глубинах их партии бурлили некие разногласия, к концу года они докатились до того, что выпросили военную помощь (очевидно, имея в виду перспективу подавления маоистов) сразу у Индии и Китая и сделали фактически вторым лицом в армии кровавого генерала Сингха, которого их даже ООНовские правозащитники упрашивали не продвигать по службе, ибо на нём висят во множестве похищения, пытки и убийства во славу короля.

Итак, маоисты вновь ушли в оппозицию и, несмотря на первоначальную растерянность, чувствуют себя там вполне уверенно. Крупнейшая фракция в Учредилке, вроде бы, никаких бонусов им не даёт, но собственная армия у них сохранилась и продолжала укрепляться (несмотря на обвинения критиков, что они, де, её полностью разоружили и сдали в бараки властям).

В стране получили развитие массовые захваты беднотой пустующих земель. Поначалу маоисты даже пару раз дистанцировались от этих явно незаконных акций, но это как-то прошло незамеченным, и к концу года они уже последовательно оказывали им всяческую поддержку и даже напрямую участвовали в жестоких столкновениях с полицией.

Наконец, четвёртой, наряду с уличными манифестациями, военным потенциалом и земельным вопросом, опорой маоистов стало объявление ими автономных штатов. Это был очевидный, но сильный ход, ибо процесс федерализации страны подрывает позиции центрального правительства, но оснований ему воспрепятствовать у него нет, ибо это - требование народов и официально закреплённый во временной конституции лозунг антимонархической революции.

(С досадой соображаю, что этот анализ ситуации в Непале на две-три головы выше того, что выдавали в течение года буржуазные журналисты и, по хорошему, мне его должен был бы заказать какой-нибудь солидный журнал, отвалив если не кучу денег, то осязаемый гонорар. А я, находясь в порядком бедственном положении, сделал его безвозмездно, то есть даром (хотя Дар-то, как раз, такое делает за деньги) - только пользуйтесь, ради бога, не пишите фигню!)

В Индии маоисты находились на подъёме. Итоговой статистики я ещё не видел, но в июле было отмечено, что за минувший год частота инцидентов с их участием возросла в полтора раза. Как выразился революционный поэт Варавара Рао, «словно феникс, революционеры-маоисты снова и снова восставали из пепла. Даже враги не могут сказать, что покончили с ними». Старичок немножко увлёкся красивостями: о «пепле» нынче речь вообще не идёт. Власти официально признали маоистов главной угрозой безопасности государства, какой уж там «пепел»! Разве что один из руководителей, 63-летний интернетчик Кобад Ганди попался полиции. Зато другого руководителя, Тушарканта Бхаттачарью, освободили, ибо у властей против него ничего не оказалось (да, по российским понятиям это дико, но это лишь показывает, что нам ещё далеко до индийского уровня демократии и верховенства права).

В апреле и, несколько меньше, в мае Компартия Индии (маоистская) вовсю оттянулась на выборах. Кстати, с 1980-х годов явка на них и доля голосов у реформистских партий понемногу ползут вниз, что свидетельствует об утрате массами парламентских иллюзий. Немудрено в стране, где едва ли не каждый депутат - миллионер или бандит. Справедливости ради можно вспомнить, что также маоистская и довольно крупная, но умеренная Компартия Индии (марксистско-ленинская) «Освобождение» участвовала в этих выборах, получив миллион голосов и ни одного места.

В июне прогремело Лалгархское восстание в округе Западный Миднапур штата Западная Бенгалия. Маоисты признают, что работали в районе, но уверяют, что массовое движение в разы опередило их ожидания. Особую пикантность событию придаёт тот факт, что правительство в штате сформировано так называемым «Левым фронтом» во главе с Компартией Индии (марксистской). Особенно загадочным это кажется зарубежным журналистам, тем более таким, какие путаются в названиях партий. А впрочем и в самой Индии оппоненты пеняют этой партии идейным родством с маоистами.

Ведь она даже чтит Мао Цзэдуна (прямо сейчас на лицевой странице её сайта висит реклама книжки «Относительно социализма: выдержки из работ Карла Маркса, Фридриха Энгельса, В. И. Ленина, И. В. Сталина, Мао Цзэдуна», соседствуя с живописаниями кровавых злодеяний маоистов). Но что с того? Разве предавшая социализм Компартия Китая не делает то же самое, одновременно обмениваясь дружескими рукопожатиями с непальскими военными преступниками и помогая им на случай борьбы против маоистов? Вот и индийские «марксисты» упрашивают центральное правительство давить маоистов без всякой жалости, являясь на деле прислужниками компрадорской буржуазии и феодальных элементов, помещиков и ростовщиков. Немудрено, что против них восстали племена адиваси (туземцы, доарийское население Индии). В Перу, вон, тоже индейцам в этом году пришлось с боями отстаивать свои леса от апристского «социалистического» правительства.

Короче говоря, Лалгархское восстание подавили, но маоисты и союзный им Народный комитет против полицейских злодеяний, который организовали адиваси, в районе закрепились прочно, так что полиция теперь туда старается не соваться. Плюс они получили сочувствие и поддержку демократической общественности страны (включая писательницу Арундхати Рой) и мира (включая лингвиста Ноама Чомски).

Индийские маоисты, как и их непальские коллеги, участвуют в процессе федерализации - в Телангане и Горкхалэнде, претендующими стать отдельными штатами. В конце года достигнуто соглашение о сотрудничестве между Компартией Индии (маоистской) и Компартией Индии (марксистско-ленинской) «Наксалбари» с перспективой слияния. Ну, а ещё они заявили о своём содействии возрождению тамильского национально-освободительному движению на Шри-Ланке. Там же в этом году местные «социалисты» добили «тигров освобождения». Но тигры всё равно были не особенно дружественны в отношении коммунистов, зато теперь на острове создаётся последовательно левая повстанческая армия, со своей стороны подтвердившая связи с индийскими товарищами.

В Китае с помпой отметили шестидесятилетие провозглашения КНР, выпустив про эту историю масштабный, но в общем довольно скучный, блокбастер «Великое дело основания государства» (каковое название в России, конечно же, поспешили переврать). Знаменательно, что в те же дни ушёл из жизни один из изображённых там персонажей, начальник охраны Великого кормчего Ли Иньцяо, насколько можно судить - очень приличный человек. Чего нельзя сказать об устроивших реставрацию капитализма партийных боссах. Теперь они уже только «подчищают хвосты», например, выбросили из политического справочника статью о ревизионизме как «устаревшем» понятии.

Соответственно, всё больше ширится народное движение (для первого квартала я видел числовые данные, но за год пока только качественные оценки) - тибетские (да, за ними стоят реакционеры, что никак не отменяет проблем тибетцев) и уйгурские волнения, выступления рабочих, которых периодически «кидают» работодатели, и крестьян, которых притесняют крупные компании.

В сентябре о намерении создать рабочую партию цзинаньские полуподпольные профсоюзы, а в октябре в Чунцине власти разогнали съезд подпольной же Компартии Китая (маоистской). Так что обоснованные надежды на возрождение пролетарской революции в этой стране есть.

Что у нас ещё в Азии? В Камбодже продолжали судить бывших лидеров «красных кхмеров», но это к маоистам имеет куда меньшее отношение, чем обычно полагают журналисты, разве что опосредованное: в тюрьме «Туолсленг» под началом Канга Кека Иеу погибли лидеры маоистской фракции Компартии Кампучии. С неясным балансом продолжают боевые вылазки несколько маоистских партий в Бангладеш, готовят народную войну в Бутане. В Иране маоисты отметились выступлением против всех кандидатов на президентских выборах - при поддержке общедемократических требований участников волнений. Так же эпизодически напоминали о себе маоисты Афганистана. Весьма преуспела за год Компартия Филиппин, заявившая о готовности в течение пяти лет покрыть боевыми ячейками всю сельскую местность и перейти в фазу стратегического равновесия с правительственными силами.

В Европе следует отметить систематическую работу маоистов Германии (на выборах, правда, МЛПГ изрядно сдала, хотя по-прежнему изрядно доминируют над брежневистами и троцкистами), Нидерландов, Греции (в поле зрения периодически попадали также разномастные маоисты Франции, но их состояние остаётся для меня неясным). Итальянские КПСК периодически сталкивались с полицией. Кроме того, у них там сейчас подъём антииммигрантских настроений, так что на повестке дня - организация антифашистских патрулей. В Норвегии бывшая маоистская партия окончательно скурвилась, но на смену ей пришла группа «Служи народу!».

В США весьма заметной международной трибуной маоистов стал блог «Касама» под руководством на редкость вдумчивого и вразумительного публициста Майка Или. Его анализ весьма дельный, а язык, на мой вкус, изящен, но очень ясен для иностранца, так что всем рекомендую. …Печальным событием стала смерть в марте Ричарда Аоки, одного из основателей «Чёрных пантер» (даром, что этнический японец!).

В Перу попутно вышеупомянутому противостоянию с индейцами правительство делало и благое дело - всё глубже упрятывало за решётку любимца либералов-антикоммунистов всего мира (и российских, в частности, что отразилось в раде публикаций Латыниной и Вовка) «кровавого хорька» Альберто Фухимори. Жестокое подавление маоистов ему бы, может и простили, но он вообще давил всех подряд и развёл коррупцию, что ему сейчас и припомнили.

Компартия Перу, также известная как «Сендеро луминосо», уже неоднократно похороненная журналистами, между тем, вовсе не собирается сходить со сцены. К сожалению, она очень закрыта от международной тусовки, даже от многочисленных групп поддержки по всему миру, так что нельзя даже уверенно утверждать, что она (вернее, все или какая-либо из фракций, на которые она распалась) стоит на маоистских позициях.

В мае в Буэнос-Айресе прошла встреча ряда маоистских и ходжаистских партий Южной Америки - из Аргентины, Боливии, Колумбии, Парагвая, Перу, Уругвая, Эквадора, при дистанционной солидарности ходжаистов из Чили. Это уже седьмая такая встреча, так что, видимо, это серьёзный континентальный форум. К сожалению, из-за языкового барьера мне об этих процессах практически ничего не известно. Но какой-нибудь герой может попробовать перевести их итоговую декларацию, благо она на на удивление лаконична для латинос. …Вероятно, из-за этого же барьера я практически ничего не слышал о довольно сильной и деятельной Революционной компартии Аргентины.

Маоисты Эквадора и Колумбии как-то неадекватно агрессивно нападают на непальцев-прачандистов. К прачандистам, конечно, могут быть и есть серьёзные претензии, но довольно удивительна наблюдаемая в мире тенденция некоторых партий, обычно весьма далёких от Непала, строить едва ли не всю свою политическую линию на основе этой критики. Вышеупомянутый Майк Или справедливо назвал эту тенденцию неадекватной (буквально: «настаивание некоторых…, что мы должны ставить разоблачение линии Прачанды (как ревизионистской) в центр нашей работы, есть ошибочный взгляд - как потому, что он делает некоторые необоснованные предположения о линии ОКПН(м), так и потому, что это ошибочный взгляд на то, каковы наши задачи»). В качестве контрпримера можно привести адекватную критику прачандистов со стороны индийцев.

Норвегия, Камбоджа, Перу, антифашизм, крестьянство, Чили, Эквадор, маоизм, книги, Уругвай, милитаризм, антикоммунизм, Нидерланды, РМП, Россия, федерализм, Франция, Сталин, Германия, критика, гастарбайтеры, Непал, Греция, Аргентина, США, ревизионизм, Филиппины, Парагвай, Южная Америка, Тибет, Индия, коррупция, журналистика, Колумбия, адиваси, Китай, Боливия, Италия, некомпетентность, Афганистан, Мао Цзэдун, выборы

Previous post Next post
Up