XXIV Воскресенье Рядового Времени

Sep 15, 2010 13:54



Исх 32, 7-11.13-14
И сказал Господь Моисею: поспеши сойти; ибо развратился народ твой, который ты вывел из земли Египетской; скоро уклонились они от пути, который Я заповедал им: сделали себе литого тельца и поклонились ему, и принесли ему жертвы и сказали: вот бог твой, Израиль, который вывел тебя из земли Египетской! И сказал Господь Моисею: Я вижу народ сей, и вот, народ он - жестоковыйный; итак оставь Меня, да воспламенится гнев Мой на них, и истреблю их, и произведу многочисленный народ от тебя. Но Моисей стал умолять Господа, Бога Своего, и сказал: да не воспламеняется, Господи, гнев Твой на народ Твой, который Ты вывел из земли Египетской силою великою и рукою крепкою, вспомни Авраама, Исаака и Израиля, рабов Твоих, которым клялся Ты Собою, говоря: умножая умножу семя ваше, как звезды небесные, и всю землю сию, о которой Я сказал, дам семени вашему, и будут владеть вечно. И отменил Господь зло, о котором сказал, что наведет его на народ Свой.

1 Тим 1, 12-17
Благодарю давшего мне силу, Христа Иисуса, Господа нашего, что Он признал меня верным, определив на служение,  меня, который прежде был хулитель и гонитель и обидчик, но помилован потому, что так поступал по неведению, в неверии; благодать же Господа нашего (Иисуса Христа) открылась во мне обильно с верою и любовью во Христе Иисусе. Верно и всякого принятия достойно слово, что Христос Иисус пришел в мир спасти грешников, из которых я первый.  Но для того я и помилован, чтобы Иисус Христос во мне первом показал все долготерпение, в пример тем, которые будут веровать в Него к жизни вечной. Царю же веков нетленному, невидимому, единому премудрому Богу честь и слава во веки веков. Аминь.

Лк 15, 1-32
Приближались к Нему все мытари и грешники слушать Его. Фарисеи же и книжники роптали, говоря: Он принимает грешников и ест с ними. Но Он сказал им следующую притчу: кто из вас, имея сто овец и потеряв одну из них, не оставит девяноста девяти в пустыне и не пойдет за пропавшею, пока не найдет ее? А найдя, возьмет ее на плечи свои с радостью  и, придя домой, созовет друзей и соседей и скажет им: порадуйтесь со мною: я нашел мою пропавшую овцу. Сказываю вам, что так на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии. Или какая женщина, имея десять драхм, если потеряет одну драхму, не зажжет свечи и не станет мести комнату и искать тщательно, пока не найдет, а найдя, созовет подруг и соседок и скажет: порадуйтесь со мною: я нашла потерянную драхму. Так, говорю вам, бывает радость у Ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся.  Еще сказал: у некоторого человека было два сына; и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую мне часть имения. И отец разделил им имение. По прошествии немногих дней младший сын, собрав все, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно.  Когда же он прожил все, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться; и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней; и он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему. Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою  и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих.  Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его.  Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим. А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги;  и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться! ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И начали веселиться. Старший же сын его был на поле; и возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование;  и, призвав одного из слуг, спросил: что это такое? Он сказал ему: брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым. Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его. Но он сказал в ответ отцу: вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козленка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; а когда этот сын твой, расточивший имение свое с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка. Он же сказал ему: сын мой! ты всегда со мною, и все мое твое, а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся.

Как же часто, с каким печальным постоянством с нами происходит то, о чем говориться в первом чтении сегодня, чтении из книги Исхода.

Моисей был великим пророком, это значит, что его присутствие, его учение и наставления являлись для израильтян в пустыне - живым свидетельством присуствия Бога, и присутствия деятельного, активного - в их жизни, в их судьбе, в их истории. Моисей собой олицетворял это присутствие. Но Бог, даровавший к тому времени Свои заповеди, Закон, сотворивший уже столько чудес, спасший Израиль от стольких бед - Бог призывает Моисея на гору и Израиль остается предоставленным самому себе. И вскоре Бог в гневе сообщает Моисею о том, что Израиль нашел себе другого «бога» - более понятного, близкого, осязаемого.

Да, Моисея не  было рядом с народом, но таким ли уж «малым дитём» был Израиль? Так ли он был «обезбожен»? Нет! Как вдно, Бог все необходимое дал своему народу - заповеди, закон, их память должна была хранить чудеса милости и милосердия Бога, страх из-за Его гнева и радость спасения, дарованного Им. Все было у Израильтян, от них требовалось лишь одно: сохранить веру и верность пути, заповеданного Богом, пути, который Бог дал Израильтянам как благословение.

Но за время отсутствия Моисея Израиль отказался от этого пути, решив взять инициативу в свои руки.  Вот это решение и  рождает «идол» в душе человека. «Золотой телец» лишь символическое выражение того «идола», которому решили поклоняться израильтяне - самонадеянности, собственным измышлениям, желанию обрести быстрые решения и скорые утешения.

А сколько таких «золотых тельцов» рождаем мы в своем сердце, скольким  поклоняемся, когда в нашей жизни наступает кажущееся «отсутствие Богаажущееся " в своем сердце, скольким  поклоняетмся, когда в нашей жизни наступает е утешения. уки.Богом, пути, который Бог дал И». Как быстро мы забываем пережитый опыт близости Бога, как быстро отходим от пути благословения, идти по которому некогда обещали Богу и себе в крещении. И сразу же появляются «золотые тельцы» наших личных трактатов о том «как правильно и счастливо прожить всю жизнь».

Что спасло Израиль от неминуемой кары за богоотступничество?  Ходатайство. Ходатайство Моисея, праведника. В молитве Моисей как бы напоминает Богу о милости и обетованиях, данных Аврааму, Исааку и Иакову, что значит, что он - Моисей, взывает в твердом уповании к милосердию Бога, к Его особой связи со Своим народом. Моисей дерзает, потому что оправдывается Заветом Бога.

И Бог милует. Это был очень  важный урок для Израиля и конечно же для нас, Нового Израиля, Церкви. То, что мы заслужили - это кара. Все, на что мы способны - это рождать в своих душах «золотых тельцов» и поклоняться им в суете. Но мы оправданы. Оправданы даром, «по великой милости и множеству милосердия» Бога. И этого осознание, с одной стороны - заслуженности наказания, а с другой стороны - безвозмездно полученного оправдания должно рождать в нашем сердце такую любовь, такую сыновнюю привязанность к  Богу, которая способна была превратить убийцу, гонителя Савла - в апостола Христа Павла. Как сам Павел пишет, что он своей жизнью, своим примером служит свидетельством милости Бога и преображающей силы Его любви.

Этой истине прекрасно и очень драматично учит Сам Христос в Евангелии. Среди творений, человечество - потерянная овца, потерянная драхма, на поиски которых выходит Сам Бог, чтобы созвать все хоры ангелов и устроить праздник обретенному человечеству.

Центральные образы евангельской притчи - отец и младший (блудный) сын. Наследство в иудейском обществе сыновья получлси только после смерти отца. Попросить «причитающуюся» часть при живом отце - значило убить его в своем сердце и тем самым оскорбить его. Но именно так и поступил младший сын, так и мы поступаем каждый раз, когда уверенны, что в этом мире, в нашей жизни есть что-то, что причитается нам по праву, чем мы имеем право распоряжаться без «отца» - без Бога.

Но куда сразу отправляется младший сын - в некую «дальнюю страну», где он расточил все свое имущество. Дальше его положение усугубляется тем, что ему, иудею, приходится пасти свиней, он даже оказывается в еще худшем положении, чем эти свиньи.

Свиньи тут появились не случайно. Если в «дальней стране» процветало свиноводство, значит это была языческая страна. А что олицетворяет собой язычество в Св. Писании? - царство невежества и греха.

Расставшись с отцом, сын сразу же попадает в это царство, где поддаваясь искушениям, растрачивает все.

Отказавшись от Бога мы попадаем под власть греха. А грех никогда не может созидать нас, наоборот, он будет методично опустошать нас, низводя до уровня «свиней» .

Однажды, я нашел в Интернете  «живой журнал» одного весьма успешного человека, успешного в бизнесе, успешного, как казалось со страниц его «виртуального дневника»  и в личной жизни. Человек был разведен. Иногда виделся с сыном, а сама его жизнь состояла из массы интересных встреч, поездок, увлечений, «любовных интриг», щедрых алкогольных возлияний и т.д., обо всем этом  он с большим удовольствием рассказывал в своем «журнале».

И вот в блеске этих «записей счастливчика» я наткнулся на одну коротенькую заметку, постараюсь передать ее по памяти: «…еле проснулся…после бурной ночи…голова раскалывается…дома все верх дном…ни жены…ни ребенка рядом…нет, пожалуй надо что-то менять в жизни…».

Эти мысл похожи на мысли блудного сына. Находясь на самом дне, он понимает, что так дальше продолжатся не может. Он решил вернуться к отцу не как сын, а как раб, и был бы готов принять это унижение как благо.

Но его тревожные ожидания тонут в океане любви отца, выбежавшего ему на встречу. Он даже не успел договорить заготовленную заранее покаянную речь,как оказался в объятиях отцаю Более того, отец возвращает сыну его достоинство - достоинство человека (это выражается в облачении в одежду) и достоинство сына (в перстне, который отец надевает сыну). Можно ли представить себе радость сына?

Зная о милосердии Отца, почему мы та медленны на раскаяние и покаяние? Ведь стоит нам сделать шаг - как Отец выбежит нам на встречу и устроит торжество!

Нас каждый раз приглашают на это торжество - в Церковь, где Отец готов вернуть нам в Таинстве Покаяние наше достоинство человека и включить нас в Богосыновство Иисуса Христа - в Святом Причастии.

Может потому мы медленны, что не осознаем себя «блудными» или потмоу что мы похожи на старшего сына, который думал, что может «заслужить» наследство отца?

Настоящий христианин это тот, кто понимает, что ничего не заслуживает, а настоящая христианская радость - это осознание того, что несмотря на глубину нашего падения, мы всегда модем вернуться к Отцу, потому что оправданы Его любовью.

Previous post Next post
Up