Перевернутый, но живой

Jan 25, 2018 13:20

Читаю у академика Кедрова:

Сын. Но ведь наша голова, наш мозг, где существуют и возникают мысли, - материальны. Почему же сами идеи и мысли у нас нематериальны?
Отец. Да потому, что они возникают и существуют только как особое состояние той высокоорганизованной материи, какой является человеческий мозг. Вот взгляни на этот лист дерева: от легкого дуновения ветерка он слегка дрожит. Но ведь его дрожь нельзя оторвать от него самого, представить как что-то вещественное, самостоятельное. Дрожь листка - это сам дрожащий лист, лист в его движении. Если так обстоит дело в таком простом случае, то неизмеримо сложнее обстоит дело при работе нашего мозга, которая проявляет себя как его способность мыслить, то есть рождать идеи, понятия, мысли. Ведь когда дрожит лист дерева, то этим он отвечает, реагирует на внешнее воздействие ветерка, дующего на него. Лист как бы своей дрожью «отражает» то, что он испытывает от дуновения ветра. Когда же человек мыслит, то есть когда работает его мозг, то он отражает внешний мир, происходящие в нем события, вещи и явления подобно тому, как ты сейчас в своем мозгу отразил увиденное тобою дрожание вот этого листка и догадался сразу же, что его дрожание вызвано слабым движением воздуха, ветерком. А дрожание листка ведь тоже есть его движение.*
Сын. Значит, между движением листка на дереве и движением мысли в моем мозгу имеется, хотя и отдаленное, сходство?
Отец. Несомненно. Не случайно же Ленин говорил, что способность отражения заложена в самом фундаменте всей материи. Не следует только ставить на одну доску механическое отражение одним телом - листком дерева - движения другого тела - воздуха в виде ветра - и отражение внешнего мира нашим сознанием: объекта субъектом. Вот, к примеру, ты обменялся с товарищем яблоками: ты дал ему свое, а он тебе - свое. В итоге у каждого оказалось опять-таки по одному яблоку. А когда вы обменялись мыслями: ты сообщил ему свою, а он тебе - свою, у каждого из вас оказалось уже по две мысли. Так что обмен идеями и мыслями существенно отличается от обмена материальными вещами.** Это сравнение, мой мальчик, носит шуточный характер, но и оно подчеркивает отличие субъективного - мысли - от объективного - вещи материальной. Никогда не забывай и не упускай из виду этого отличия.

Это звиздец, дорогие товарищи. Вот так походя, приводя примеры материальности и только материальности - ляпнуть о нематериальности и напороть чуши. Внимательно и вдумчиво читаем подчеркнутое мной. Более того, почтенный академик, а писал он действительно хорошо, походя вляпался не только в идеализм, но еще и в метафизику - или материальное, или нематериальное, третьего не дано.
Развожу руками - перевернутый Гегель, так и остался Гегелем. Нет, я понимаю такое мощное здание, которое построил великий идеалист вот так просто не обойти, не перевернуть, не сдвинуть. Но помнить о том, что вы в первую очередь материалисты можно? И не спотыкаться о боженьку, пусть даже только в своей голове. Можно изгнать абсолютный дух из философии , но надо бы еще изгнать его из философов.

* Чуть выше Отец объясняет сыну - Движение фундаментальное свойство материи.
** Должны ли мы в таком случае признать нематериальным митоз?

Написано здесь. Обсудить тут

заворот мозга, повод подумать, удивительное рядом, недофилософия

Previous post Next post
Up