Новая концепция города: дружественный ребенку город

Dec 07, 2016 11:19


В основании всех наших роликов сквозит один сюжет - мир может измениться, если в нем будет править любовь и эмпатия. Если вы еще что-то готовы добавите к этой фразе, то я вас поблагодарю», - с этих слов начал свое выступление начал Александр Согомонов, академический директора Центра социологического и политологического образования РАН (г. Москва), прибывший на VI окружной Форум социальной рекламы в Сургут.

Момент знакомства состоялся. Дальше я боролась с собой - хотелось начать конспектировать и при этом безотрывно следить за действиями эксперта, с особой виртуозностью обращавшимся с сидящими в конференц-зале Сургутской филармонии.




Далее я привожу цитаты из выступления и сопровождаю фотографиями, как нельзя лучше иллюстрирующие действия на самом Форуме социальной рекламы...

Социальная реклама сегодня

Во всей демонстрируемой вам рекламе шла речь о маленьком жизненном мире человека. Будь добр и бумерангом тебе все вернется. Можно только догадываться, что мир большой и что если он будет действовать таким же образом как и мы с вами, мотивированные душевностью и эмпатией, может быть, сможем его поменять в какую-то сторону. Надеюсь, в лучшую.

Обращение к эмоции - это хорошо и интересно. Социальная реклама, которая связана с рациональностью, всегда будет менее эффективна.

Понятие города

Мне кажется, что до сих пор человечество не осознало той бездны, к которой мы подошли, и необходимости самых экстренных перемен в нашем самом близком сообществе. Этим сообществом является город, в котором мы с вами живем.

Очень жаль, что мы перестали мыслить рациональными понятиями, понятиями страноведческими, ведь «город» должен быть самым главным из них. Заметьте, что если наступает момент, когда в городе жить становится не выносимо, - мы уезжаем.



Открытие VI окружного Форума социальной рекламы. Выступление Вадима Шувалова, главы города Сургута.

Эволюция кочевничества

Люди в течение последних 200-300 лет перемещались с территории на территорию только в поисках работы. Там, где они находили работу, они оставались жить. Этот процесс кочевничества можно назвать перемещением по планете ЗА РАБОТОЙ.
Начиная с нашего века, нового тысячелетия, все больше и больше людей перемещаются не по необходимости, а сознательно. Они выбирают место, в котором хотят жить и только потом начинают думать «А что мы там будем делать?». Город становится совершенно другим конструктом. Это объект, который мы начинаем создавать сами.



Открытие VI окружного Форума социальной рекламы. Выступление Владимира Бебеха, организатора Форума

Роль города для ребенка и роль ребенка для города

Моя гипотеза состоит в том, что измениться город может только если мы примем его умом и реализуем на практике новое понимание, учитывая новые взаимоотношения, возникшие между городом и ребенком.

Ведь что такое «взросление города»? Если вы загляните в любую библиотеку мира, то в ней не окажется ни одной книжки с таким названием в ХХ веке, хотя взросление в городе - это одновременно гигантское преимущество и огромная проблема.



Александр Согомонов

На пороге нового типа цивилизации

Можно попробовать дать футурологический прогноз: приблизительно через 40-50 лет на нашей земле не останется ни одной страны, ни одного государства, которое существует сейчас. На ней будет 500-600 гигантских городов, а все остальное будет к ним подтягиваться. Это совсем другой тип цивилизации. Один из них уже создается в Пекине. Вокруг него уже строится Цзин, Цзинь, Цзи - проект мегаполиса, в котором будет проживать около 130 миллионов человек. Для сравнения - это население всей нашей страны. Вы только представьте: будет одна агломерация, мега-мега-мегасити!

Слово «география» окончательно  вычеркнется.

Сегодня и так вместо нее в современных университетах преподается коннектография. Это очень интересная наука, которая рассматривает связи между людьми, процесс их установления (кто заинтересуется термином: в 2016 году политолог Параг Кханна выпустил книгу «Коннектография: карта будущего глобальной цивилизации», на ted.com можно посмотреть его выступление).

Мы 90% времени с вами проводим в информационных облаках - 20 лет назад это невозможно было бы вообразить. И скорость перемен будет лишь увеличиваться с каждым днем.

Всего 2-3% людей будут инженерами, создателями, все остальные будут заниматься тем, что будут исправлять ошибки предыдущих поколений. За ХХ век мы создали на всей земле такого, что сами для себя стали представлять угрозу. Ни один город не способен развиваться дальше, потому что вся его инфраструктура базируется на абсолютно устаревших технологиях. Воссоздать, реконструировать нельзя! Нужно постоянно их модернизировать. Но это уже другой подход к цивилизации.



Автор этого блога

Три сценария развития человечества

Мы понимаем с вами, что перед нами существует три сценария развития человечества. Это не война и мир.

Первый - инерционный: мы будем двигаться вперед так, как движемся сейчас. Будем где-то что-то постоянно подделывать, ремонтировать, подштопывать. Всегда будем отставать, потому что время постоянно ставит новые задачи, а мы все будем работать старыми способами. В конечном итоге, все это приведет к катастрофе.

Второй - пессимистический и очень страшный. Варваризация. Никто не гарантирует нам того, что мы вновь не погрузимся в состояние варварства по отношению к сегодняшнему цивилизованному состоянию. Уж больно много примеров этого вокруг нас. Война цивилизации с варварством не завершилась, она будет лишь углубляться.

Третий - пересмотр самих основ, на которых строится понимание прогресса.



galina_rm и lesya_ganeeva, ассистент кафедры связей с общественностью, заместитель декана по внеучебной деятельности в Сургутском государственном университете

Две концепции развития

До сегодняшнего дня во всем мире господствовала концепция экономического роста: больше ВВП, больше денег, производства, инвестиций… Она привела нашу цивилизацию к тому состоянию, какое есть сейчас - абсолютного конфликта друг с другом: бедностью и богатством, человеком и природой. И никакими мелкими вещами этого изменить невозможно.

Все наши маленькие проекты, которые мы с вами начинаем делать, могут приостановить процесс, но природа уже начинает мстить. Если мы поменяем концепцию экономического роста на концепцию экономического развития - когда экономика воспринимается не как самоцель, а средство, тогда… но я пока что нигде этого не вижу, хотя говорят и пишут много.



maritebo на встречен с Анитой Смышляевой, тифлопедагога и тифлопсихолога, мамы Нестора Смышляева .

Резервации для родителей
У братьев Стругацких был удивительный роман «Гадкие лебеди», в котором решались вечные вопросы «как изменить мир?», «что нужно для этого сделать?». В основу положили идею отделения детей от родителей. Какие бы родители добрые, любящие не были, но мозги у них не те, что нужно… Следовательно, нужно было создать резервацию для родителей, чтобы они в ней могли доживать свой век, не задумываясь о таких вопросах, как подготовка нового поколения, создание благоприятного для него мира.

Никто до XXI века не ставил перед собой задачи ответственности перед будущими поколениями! И, мне кажется, что неспроста именно этот роман был абсолютно запрещен в Советское время, потому что Советская власть восприняла его как пародию на саму себя.



Анита Смышляева (г.Москва), встреча "О воспитании родителей детей-инвалидов"

Эволюция понятия «ребенок»

Так что же нам делать? Какова роль, функция, место ребенка в нашей современной культуре? Можем ли мы считать, что точкой опоры для современной цивилизации является ребенок?

На самом деле взрослый мир не так кардинально меняется как мир ребенка, поэтому других точек опор и не может существовать, так как мы не можем опереться на себя.

Дитя в традиционном обществе раньше не был выделен ни в одну группу. В многих европейских языках нет даже такого слова. Заметьте. «Дитя» - среднего рода. Оно никто, ничто. Это такой же компонент некоторого сообщества как теща, корова, лошадь, собака. Ребенок от них ничем не отличался.

Однако во второй половине XVI века происходит колоссальная революция в человеческих отношениях. Впервые родители во Флоренции стали строить в домах спальни. Вся жизнь до этого - взрослого и молодого поколения - происходила в одном помещении. Начиная от еды и кончая детопроизводственным процессом! Появление спален словно дало понять: ребенок - это не часть общества. И, начиная с XVII века, происходит постепенное исключение детей отовсюду.



«Великое исключение» Фуко

Да, женщины были ущемлены в правах, была строгая функциональность, но все же они не были исключены. Мишель Фуко назвал этот процесс «великим исключением». Спустя некоторое время к нему так же отнесли психически нездоровых и уголовников.

Однажды археологи рядом с Афинами обнаружили, что в демократическом полисе в тюрьму могли поместить одновременно всего несколько человек. То есть ты подвергался наказанию, но не исключался из сообщества!

В XVII веке практически одновременно стали отправлять психически нездоровых в строящиеся психиатрические больницы, а детей - в школы. Как вы думаете, почему? Потому что взрослый мир должен быть чистым, в нем не должно быть ничего зрелого, полувозрелого, девиантного. Все остальное нужно исключить!

Помните, что сделал Сталин с пришедшими с войны ветеранами? Калек выселили на остров Валаам, дабы калеки не портили эстетического вида бравого советского города.

Если вы посмотрите первые заводы XVIII века, то они внешне были похожи на тюрьмы - сидели привратники, которые не давали выйти, были огромные врата... Это была невероятная дисциплинарная цивилизация, исключающая всех ото всего. Детей тоже как-то надо было исключать, но ребенок всегда знал - и в XVIII, и XIX веке, что он недочеловек. Это было нормой.

Ребенок был эксклюзивный, исключенный из культурного производства, социальных отношений.

Теперь давайте вспомним, что из себя представляла детская комната XIX века. Ее всегда было можно снаружи запереть. В детской главная вещь - это хороший замок и ключ, который хранился у родителей. Ребенка, таким образом, начинали приучать к дисциплине.



Выступление Нестора Смышляев (г.Москва)- слепого музыкнта, четырежды стипендиата Правительства Москвы в области музыки (2011-2015), Фонда В. Спивакова, Фонда Д. Мацуева "Новые имена", солиста Всемирного Хора Юнеско, лауреата многочисленных международных и всероссийских конкурсов

Ребенок - дисциплинарный объект

В начале 1990-х годов я девочкам-студенткам предложил провести школьный урок на открытом воздухе. Ни одна не смогла провести, как вы думаете почему? Потому что она попала в пространство, в котором управлять ребенком не могла. Говорить «не смотри в потолок?» - нет на улице потолка. «отвернись от окна!» - нет окна…

Философы XIX века утверждали, что главное в воспитании - научить ребенка самодисциплине. Чтобы он понял, что в этом суть всей его дальнейшей жизни. Сегодня дисциплиной является своего рода памперс и не зря юное поколение называют его «узниками», однако, памперс создан, скорее, для удобства родителей, а не ребенка.



Мастер-класс Ивана Чурилина "Продает ли креативная реелама?", директора ABC Show в России (г.Москва)

Ребенок - объект социальной политики

В ХХ веке происходит потепление отношения взрослых к детям. В нашей цивилизации появляется новая ступень - ребенок становится объектом социальной политики. Появляется мной ненавистное слово «детишки».

«Все для детишек», «все для детей».

Физическое наказание не поощряется. Надо учиться по-другому обращаться. Появилось «как мы их взрастим, так мы жить и будем». Что это? - когда они «взрастут», нас уже в живых не станет!



Выставка социальной рекламы ABS Show. pozitivchik86

Закрытое пространство современного города

Если посмотреть на аэросъемку города Сургута, то вы увидите, что у нас нет дворов. Современный город - это когда все пространства закрыты. Ребенок может находиться либо в доме, либо сразу выходить на дороге.

Если заглянете в историю становления центральных городов России, то узнаете, что все гимназии и прочие закрытые пространства построены были на деньги купцов. Городских бюджетов не было. Почему? Потому то была очень сильная потребность в дисциплинарной ответственности раннеиндустриального города. Купцам было нужно, чтобы в 14 лет ребенок уже пришел на завод и начал работать, а для этого его нужно было срочно обучить всему.

За короткий период были построены гимназии, прочие закрытые пространства с той же целью - чтобы  в них его обучили минимальной грамоте и дисциплине, а иначе он бы не понял первоначальных управленческих знаний на заводе. Приказы должны осуществлять на родном языке, которому нужно его обучить.



Потеря связи между городом и ребенком

Почти во всех современных городах точечная детская сегментация. Максимум, что можно встретить в черте - парк или детскую площадку. Раньше существовали дворы - альтернативное место обучения. Оно было необходимо, если городская школа не поспевала со своей дисциплинарностью и социализацией.

Двор воспроизводил нормы и культуру, помогал быстро освоиться в мире ребятам 16-18 лет.  Сейчас преподаватели часто жалуются на инфантилизм студентов. Почему? - Потому что их от двора отобрали!

Итого: у нас в городе несколько точек с парками, а за чертой города - моллы. То есть место, которое создается для увеселения, развития двигательной активности детей. Мы имеем полный дисконнект между местом проживания и местом отдыха человека.

Все усугубляется еще и тем, что родители теперь могут отправлять ребенка в любую школу, а не в ту, которая находится поблизости к дому. То есть с местом, где живет ребенок, его не связывает больше ничего! Ему совершенно не интересны соседские отношения, понимание других…



Мастер-класс Ярослава Петренко, креативного директора ТК "СургутИнформТв"

Ребенок - пуп земли

В XXI веке на смену этим всем вещам пришла другая концепция: «ребенок - пуп земли». Мир завертелся, закрутился вокруг ребенка, а понимания, как должен быть устроен этот мир, пока ни у кого не существует.

Потому что это не педагогическая, а политическая концепция.

До тех пор, пока мы не поймем, что ребенок - равнозначный субъект в мировой политике, ничего не произойдет хорошего. Наша цивилизация гораздо более гуманистическая, чем предыдущая, но вот вопрос: ребенок гражданин? В толковом словаре вы не найдете никакого толкования того, что ребенок - гражданин, он недо-гражданин и даже не антитеза. У него не существует прав.



Итоговая пресс-конференция

Права ребенка

Самый верный способ доказать людям, что меняется понимание мира, науки и культуры - посмотреть в библиотеке каталоги. Если появляется новая рубрикация, значит, появилось новое знание.

В конце 90-х годов ХХ века появилась рубрикация «Права детей». То есть в XIX веке начали регулироваться права мужского населения, потом права женщин, потом меньшинств, цветных и только потом - детей.
А теперь кто мне скажет, вокруг чего выстроена дискуссия у противников абортов? -Они говорят о правах не родившегося ребенка! Дальше куда? Права незачавшегося ребенка?

Права ребенка - это общемировая декларация, которая принята была в 1959 году, в Российской Федерации закон появился в 1998. Сколько должно было пройти веков, чтобы человечество поняло все?



Мастер-класс oxanashestakova, эксперта по коммуникациям (г.Мегион)

Понятие "дружественный для ребенка город"

Совсем недавно в документах ООН и прочих бумагах появилось сочетание  «дружественный для ребенка город». Этому понятию не более 20 лет.
Оно показывает, что мы хотим понимать по-другому отношения. 30% населения земного шара - это дети до 18 лет и они исключены из какой-либо то возможности влиять на концепцию справедливости там, где они живут, или того общества, в котором они живут.

Значит, этот ребенок в новейшей политике - это отказ от дисциплинарности. Не должно быть памперсов, ювенальной службы,… если мы хотим, чтобы слова «молодой гражданин» и просто «взрослый гражданин» воспринимались как равновесную концепцию. Это должен быть принципиально другой город - с открытыми пространствами.

Посмотрите в интернете сколько всего за последние несколько лет появилось по запросу «открытый город».


Гюзелла Николайшвили, кандидат политологических наук, доцент ВШЭ, директор АНО "Лаборатория социальной рекламы", автор учебника "Социальная реклама" (г. Москва)

Детоориентированный маркетинг

«Другая концепция города» в Советское время регулировалась НКВД или Госпланом. Раньше город был только местом, где «тепло и светло». Ничего более. Теперь мы говорим о «безопасном городе» - где зелено, в котором есть цели, идентичность, который ценит «дух города», «гений места». Означает это то, что появляется представление о равноправии. И в этот момент начинает расцветать и детоориентированный маркетинг, в основе которого две противоборствующих концепции:

1 Надо искушать детей, а дети заставят родителей раскошелиться.

2 Не думай о детях и семье, думай о сексуальных меньшинствах.
Маркетинг, ориентированный на ребенка, - очень эффективен. Большинство это понимает и поэтому в некоторых странах запрещено использовать детей в рекламе. Сегодняшний ребенок дает возможности существования либерального рынка. Убери детей и рынок - рухнет.



Оксана Иванникова, руководитель департамента коммуникаций "Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации" (г.Москва)

Современный ребенок в городе

Мы видим, какое количество проблем связано с сегодняшними детьми. Ни для кого уже не секрет, что чем больше материальное благополучие в обществе, тем глубже социальная рецессия.

Исследования показывают, что отчуждение от мира происходит у детей сильнее. Одиночество, суицид, грусть, депрессия… Чтобы не считать депрессию проблемой, врачи договорились считать ее заразной болезнью. Депрессивное состояние - уже стало классическим состоянием. А как по-другому, если все поколения раньше знали сверстников, у них место жизни и активности совпадали, а теперь этого нет.

До 94-го года у нас была номинация «Молодой ученый» для тех, кому было меньше 30 лет - им давали гранты, оказывали помощь. В 98-ом подняли возраст до 35, а в начале 2000-х - до 40. Сейчас возраст уже 45. Мы должны понимать с вами, что такое ребенок, где заканчивается подросток и молодежь. В какой момент нужно перестать поддерживать их.

Дитя и подросток - два разных состояния. Подросток - тот, у кого тестостерон заработал? А почему в русском языке нет подростка в женском роде? Если все различие скрыто только в пубертатном периоде, то становится немного страшно. Как так  незаметно из статуса потенциальной городской жертвы до 12 лет в течение одного года ребенок превращается в городскую угрозу?



Евгений Лаптев, начальник отдела молодежной политики г. Сургута

Доступность ко всем ресурсам

Что значит быть дружественным ребенку город? Я не знаю городов соизмеримых человеку - где его дома, строительство соизмеримы человеческой личности. У нас нет ни одного пешеходного города, хотя я могу назвать сходу их 30-40 - в которых нет ни общественного, ни личного транспорта. Но просто потому что там рытвины.

Пешеход важнее машины, важнее чем автомобилисты - это должно быть современной парадигмой. В Китае несколько лет назад вышла книжка на английском языке с названием «Экономика, рожденная на велосипеде» - про то, как можно зарабатывать, что это за культура… Это ведь ггантский экономический сектор, который не связан с привычными видами транспорта.

И, заметьте! Пешая доступность измеряется детскими шагами!

Дружественный человеку город - это доступность ко всем ресурсам.
Что раньше делали с индейцами? - загоняли их в резервацию Что сейчас? Индейцы живут, где хотят, а элита и высшие слои общества загоняют себя в резервации с собственными заводами и территориями.



Холл Сургутской филармонии и выставка ABC Show

Третья урбанистическая революция
Безопасность, справедливость, доступная власть, отсутствие дискриминации…В XXI веке мы переживаем третью урбанистическую революцию.

Первая произошла, когда появлялись традиционные города, создавались стихийные компактные места для проживания. Вторая - конец XVIII века, когда город стал продуктом индустриализации, и без него стало невозможным появление финансов, политики и так далее. Города сами стали потребителями собственного продукта. Что такое либеральная модель экономики? - Это производитель и потребитель в модели отношений. Но сегодняшние городские стратегии строятся на других вещах.

До середины ХХ века мы черпали идеи по развитию городов из европейской территории, теперь все поменялось. Новые города и новые городские идеи рождаются в азиатском секторе. В том числе и новое представление отношений с ребенком. Это новая урбанистическая революция - когда город не хочет быть местом экономического роста, а люди хотят развиваться.



Александра Дымза, руководитель регионального движения помощи животным "Дай Лапу", Татьяна Бедарева, участник движения, Екатерина Тайлакова

Апгрейд территорий

Китай в этом отношении является лидером. Конечно, в нем есть и мертвые города: рассчитанные на население численностью в миллион человек, в них так никто и не живет. Но и, наоборот, скорость урбанистического развития у них сейчас невероятно велика: как, скажите,  за 30 лет может вырасти огромный город из 10 000 поселка? А у них - может.

Мегаполис с населением в 140 миллионов человек - это гигантский пылесос, он все высосет, но вокруг него будет очень сбалансированное планирование. Концепция зеленых городов, экополисов, гринсити - об этом вы больше слышали… про появление городов, в котором природное и человеческое не противоречит друг другу. При этом главное для них сейчас - развитие публичных пространств, тогда как до конца ХХ века это считалось минусом.

Представьте себе: стоит маленький европейский город полторы тысячи лет, население в нем как в Сургуте. Кардинально ничего в нем поменять уже не можешь, даже если очень хочешь. Мировоззрение устоялось, культура, искусства, традиции… Китайцы не боятся апгрейдить территорию. Они прекрасно понимают, что XXI век - это время урбанистических стартапов, в которых можно будет дышать свежим воздухом, заниматься творчеством, работать и при этом они будут выстроены как новые пространства справедливости.



Два разных городских пространства

Что такое пространство города? Это тот набор связей, который складывается в культуре, социуме… Это не планировка, не памятники. Давайте рассмотрим два примера.

Первый - новый урбанизм. Попытка перестроить города с новыми принципами справедливости. Акцент делается не на транспорте, а на пешеходе, возрождаются соседства, акцент делается не на человеке, а на обществе.

Осуществляется переход к ценностям и нормам именно соседского общества. Сколько старались, но ТОСы у нас так и не получились. Все потому, что нужно было создать не территориальные сообщества, а «общины соседей». Постеснялись идеи.

Новый урбанизм перестраивает полностью.

Второй - зимний город или винтер-сити. Не северный город, а именно зимний. Город, в котором зима диктует особенности его существования. Она длится более 6-7 месяцев и в нем 4 состояния холода - физическое, психологическое экономическое и нравственное.

Казалось бы, люди не общаются, отделены друг от друга, хозяйство такого города будет неизмеримо дороже. В них вам сложнее будет создать открытые публичные пространства, пускай даже крытые. Это значит, что у детей, которые прожили на юге нашей страны и на севере - два разных опыта социализации и к 18-летнему состоянию они подошли с разным жизненным багажом.

Хороший пример выхода из ситуации - это Швеция или Северная Канада, особенно Квебек. Они стали создавать закрытые публичные пространства. Один из городов меня просто потряс - у них были публичные места на 1-2 этаже под землей! Все, что мы называем парками, магазинами - все там!

Они строили дома не рядом друг с другом, а многокилометровой длительностью, соединенные едиными проходами. То есть ты перемещаешься в 2-3 километровом пространстве многофункционального пространства, имея в нем все  -  и чиновников, и службы, и производства, и жилые сектора. У них улицы крытые или подземные. У них фонтаны под землей. Но надо понимать, что это особая метафизика, особое состояние города.



Таргетированность населения

Дружественный людям город - это всегда группы таргетирования. Дети-сироты, дети попавшие в тяжелую ситуацию, пожилые люди, с зависимостью, с ограниченными возможностями, меньшинства, бомжи… если мы соберем все эти категории и подсчитаем в абсолютных числах - мы ужаснемся, потому что в городе «нормальных» людей с каждым десятилетием будет все меньше и меньше.

Основная идея города дружественного старикам заключается в «возрасте дожития»: цель - сделать старость активной. Но у большинства городов нет программ удержания пожилых людей.

Когда звонишь в Скорую помощь, какой вопрос вам задают? «Сколько вам лет?» - чтобы если человек оказался пожилым, к нему можно было не спешить. Как и где ему продолжать активную жизнь?

Что в Китае, что в Америке существуют совершенно потрясающие программы, рассчитанные на активную старость. При администрации находится комиссия по активному возрасту, для нее выделен большой бюджет. Пенсионеры с удовольствием занимаются волонтерскими движениями, шеринговой экономикой. В Америке даже появилось движение хоум скуллинг - когда детей не отправляют в школу, а их обучением занимаются молодые пенсионеры внутри «общины». Это другой ребенок с другим пониманием прав и гражданской ответственности.



Важность метаобразования

Где сейчас дети встречаются? В Макдональдсе! Публичные пространства для макдетей - это же гениально! Они создают и покрывают дефицит публичных пространств, создавая при этом другую зависимость.

При этом численность детей и пенсионеров численно растет. Это уже больше 50% населения. Если у нас демократия - правление большинства, - то, не кажется ли вам, что наши города оккупированы паразитами из меньшинств возрастом между 20 и 56 годами? Этот дисбаланс порождает городские конфликты, которые видны уже сейчас. Все эти системы патронажей... - да вы сначала включите сначала в систему тех, кого можно включить социально и культурно!

Знания и компетенция, конечно, важны, но сейчас важнее метаобразование. Не дисциплина, а характер, умение работать в команде и быть лидером. Дети соучаствуют в новотиповых школах. Сами решают и сами обсуждают. Рефигуративное обучение в школе процветает - когда в игровой форме воссоздаются все формы современной жизни.

Важнейшей целью образования в школе сейчас является научение критическому мышлению. Это плохо получается повсеместно, ведь ему, как и рефлексивному сознанию просто так никого не научишь.

В нашей стране к 20-ому году, скорее всего, продлят школьное обучение на один год, а дальше - еще на один. Это означает, что наша задача - максимально долго удержать детей в школьном состоянии, чтобы они более взрослыми выходили в жизнь. В Англии на рынок труда, к примеру, не выпускают ранее 30 лет. Но повышать будем планку не верхнюю, а нижнюю - брать в школы шестилетних, а потом и пятилетних.



Член жюри ежегодного городского конкурса социальной рекламы "Простые Правила" (г.Сургут)

Больная нация

Чем более экономически благополучен город, тем хуже обстоят дела со здоровьем детей. Безопасность, моральная культура, участие в публичной жизни… Если мы в ближайшее время не изменим что-то в наших городских технологиях и представлениях городской жизни, через 10 лет мы получим развитую нацию физиологически и анатомически больных людей.

Если ты забрал у ребенка дворы и улицы, то ему нужно идти в какие-то спортивные секции, но это для родителей может быть не доступно финансово. Это куда сложнее, хотя по 4-5 часов он мог бы проводить на дворовом футбольном поле. С другой стороны, наша городская экология оставляет желать лучшего и еще не известно, кто выигрывает от того, что дворов нет.



Студенты Сургута в кофе-брейк заняты обсуждением услышанного и увиденного

Либеральное общество с детьми

Еще один важный момент - чем более либеральным становится общество, тем больше пренебрегаются правами детей.

Для либеральной идеологии нет понятия общины. Политики эти понимают, как и осознают важность глобальной коммуникации, больших инвестиции, опережающего развития. Понимают и ничего не предпринимают. Нам необходимо репозиционировать детей с периферии в центр социальной жизни. Нигде это не получается в мире кроме как в Новая Зеландии с ее урбанэкологией.

Окружающая среда должна быть такой, чтобы будущее поколение не были подвержены дискриминации. Детей нужно вовлекать в политическую систему, культурное сообщество. Ими нельзя руководить, но они должны участвовать. Сегодня дети считают город бессмысленным фоном для своего развития, своего существования.

Стоит нам всем помнить, что ребенок - не объект для подражания. Конечно, легко оперировать к материнскому или к отцовскому сердцу и безумно сложно научить родителей уважать ребенка. Это ведь не одно и то же.

Городское сообщество не уважает ни ребенка, ни подростка и это досталось нам от советского прошлого.



Девять правил создания города дружественного ребенку
1 Максимальное участие детей во всем. Проводить собрание жильцов с детьми и подростками.

2 Местное законодательство выстроить согласно концепции.

3 Разработать особую «детскую стратегию» развития города. Каждый город должен создать свое местное законодательство по дружному городу, разработать детскую стратегию. Это не градостроительный план с постройкой школ и детских садиков, а то, что ответило бы на вопросы «что ребенок в городе делает?», «чем он занимается в нем?». Дом и школа - это не вся жизнь подростка, ему необходимо через игру осваивать жизнь.

4 Создать учреждение координационного центра. В нем не будет начальников, зато будет идти обсуждают вместе родителей вместе с детьми, как сделать город справедливее и благоустроенней. Это публичное пространство для обсуждения.
5 Создать мониторинговую службу.

6 Выделить детский бюджет «во имя» и «для». Политики часто скатываются к патронажу, не давайте им это делать. Дайте детям 2-3% от городского бюджета вместе с правом распоряжаться им, создавать то, они хотят.

7 Предоставлять ежегодный отчет о прогрессе концепции.

8 Начать просвещать детей в сфере их прав и возможностей.

9 Организовать адвокатскую службу защиты прав детей.

И начать нужно с того, что все садятся за стол переговоров и понимают, какие нормы и принципы нужно менять, к какому результату необходимо будет прийти в конечном итоге. Дальше определяют вектора изменений и создают набор микропроектов, которые выносят через городскую структуру для обсуждения. Городской власти ничего не останется делать кроме как поддержать часть из них.



Фото: Игорь Есман по заказу PR-агентства "Астра-медиа".
Фото презентации: личный архив.

Previous post Next post
Up