Усадьба Марфино

Jun 24, 2015 10:30


Марфино составляет одно из светлых воспоминаний моей юности.
В сороковых годах прошлого века я ездил туда с моим отцом, Михаилом Доримедонтиевичем Быковским,
создавшим весь декоративный облик Марфина с мостом, домом и пристанью.
Помню, как я был поражен, когда из-за берёзовой рощи вдруг открылся
вид на пруд, мост с колоннадою, ворота и дом со спускающимися от него к пруду
каменными террасами и лестницею, с фонтаном и пристанью с грифонами по сторонам её.
Все в бледно-розовых тонах, освещённое ярким солнечным светом,
выделялось на фоне зелени и, только что выстроенное, содержалось превосходно.
Это была какая-то сказочная картина, и впечатление от неё было настолько сильно,
что сохранилось на всю жизнь и, несмотря на моё продолжительное
пребывание в Италии, не изгладилось и по сие время.
Н.М. Быковский

Недалеко от Москвы, по дороге в Дмитров, расположена похожая на готический замок усадьба Марфино, которая благодаря сочетанию чудесной природы с величественной архитектурой производит неизгладимое впечатление.



История создания усадьбы в Марфине насчитывает около пяти веков. Село на этом месте известно с XVI века, в 1585 году оно упоминается под названием "Марфино, Щибрино тож", а в качестве владельца указан влиятельный дьяк правительства Бориса Годунова Василий Яковлевич Щелкалов.

В XVII веке Марфиным владели Головины, а в 1698 году его владельцем стал "дядька" Петра I, руководитель Астраханского приказа и впоследствии астраханский губернатор князь Борис Алексеевич Голицын. В Марфине он возвел новые хоромы и устроил французский регулярный парк. В 1701 году было начато строительство каменной церкви в честь Рождества Пресвятой Богородицы, по которой село и усадьба были переименованы в Богородское.

В 1714 году, после смерти Б.А. Голицына, Марфино перешло к его сыну Сергею, который продал имение Салтыковым "за долги". С 1729 года владельцем усадьбы стал герой Семилетней войны с Пруссией Пётр Семёнович Салтыков, с 1771 - его сын, Иван Петрович Салтыков.


Иван Петрович Салтыков
При Салтыковых в Марфине был создан великолепный архитектурно-парковый ансамбль, возведен двухэтажный каменный дворец с двумя флигелями, появилось множество новых построек, павильоны, беседки, конный двор итд.

Конец XVIII столетия считается периодом самого яркого расцвета усадьбы, в которой постоянно устраивались различные торжества, музыкальные концерты и театральные представления. Одним из самых знаменитых праздненств стала постановка водевиля Н.М. Карамзина "Только в Марфине", в котором сам автор исполнял роль владельца усадьбы. От парковых построек эпохи Салтыковых в Марфине сохранились две "палладианские" беседки, из которых особенно знаменита двухъярусная, состоящая из рустованного восьмигранника, над которым возносится открытый бельведер второго яруса.

Большой урон Марфину нанесла Отечественная война 1812 года. После смерти И.П. Салтыкова имение перешло к его сестре Анне Орловой, которая, живя за границей, уступила владение графу Владимиру Григорьевичу Орлову, директору Петербургской академии наук. В 1831 году после смерти Орлова, Марфино перешло к его дочери, графине Софье Владимировне Паниной, жене Никиты Петровича Панина (об этой семье и ещё одном их владении, усадьбе Михалково, мы писали здесь). Именно при Паниной усадьба в Марфине была реконструирована под руководством Михаила Доримедонтовича Быковского, в результате чего ансамбль приобрел тот облик, который в основном и сохраняется до настоящего времени.


"Портрет М.Д. Быковского" - М. И. Скотти, 1852 г.
Быковский приступил к работе в имении С.В. Паниной около 1832 года, когда были выполнены мост и два готических флигеля, а завершил её к 1846 году. В январе 1844-го С.В. Панина скончалась, а Марфино перешло к её младшему сыну - графу Виктору Никитичу Панину, важному участнику отмены крепостного права. Он служил в Петербурге, редко бывал в усадьбе, но следил за её состоянием и завершил работы, начатые матерью. После смерти Виктора Никитича усадьбой владела его вдова, Наталья Павловна. Несмотря на её усилия, усадьба начала приходить в упадок. В 1900 Марфино перешло к её внучке, Софье Владимировне Паниной, которая по мере сил пыталась восстановить усадьбу. Софья Владимировна была необыкновенной женщиной. Она прославилась своей широкой благотворительностью, на собственные средства основала в столице школу для рабочих, за что получила прозвище "красная графиня". Однако после революции она была вынуждена покинуть Россию.


"Портрет графини Софьи Владимировны Паниной" - И.Е. Репин, 1909 г.
После революции усадьба была национализирована, ценности и библиотека вывезены в Исторический музей и здание бывшего Английского клуба. С 1944 года и до наших дней в Марфино находится военный санаторий. Попасть туда можно либо через территорию санатория, на которую нужно выписать пропуск, либо через дырку в заборе (коих предостаточно).

Наша прогулка началась с храмового комплекса при усадьбе. Более старая летняя церковь Рождества Богородицы построена в 1701-1707 годах по проекту крепостного архитектора Владимира Ивановича Белозёрова.



В плане она представляет собой крест. В оформлении храма переплетаются черты голицынской вариации московского барокко и более позднего петровского барокко.



Здание увенчано широким световым барабаном, завершающимся куполом с небольшой главкой, на самой вершине креста которого можно разглядеть царскую корону.



Напротив находится зимняя церковь в честь святых апостолов Петра и Павла, построенная в 1770-е годы Н.П. Салтыковым в память об отце П.И. Салтыкове, умершем в Марфине в 1771 году после неправедного обвинения Екатериной II в ужасах Чумного бунта.



Белокаменный декор церкви создавался по проектам М.Д. Быковского.



Интересное расположение имеет комплекс конного двора. Главный въезд в него расположен с юго-восточного фасада, противоположному дворцу, то есть для того, чтобы въехать в конюшню, необходимо было объехать весь комплекс. Фасады конного двора также выполнены в готическом стиле. Проезд оформлен в виде донжона, украшенного пилястрами, лопатками и узкими стрельчатыми окнами в верхнем ярусе.






Фасад комплекса конного двора, обращённый в сторону дворца, оформлен арками и выложен из крупных блоков - квадр "дикого камня". Арки на фасадах конного двора опираются на пилястры, а возникшие композиции включают "внутренние порталы", обрамляющие входы в конюшни.







К сожалению, сейчас комплекс конного двора оказался за территорией санатория, и все здания медленно разрушаются, местами видны следы пожаров. На старых фотографиях еще видно, каким он был.



Со времен Салтыковых до нас дошли две постройки псарен в стиле классицизма.



Готический мост в Марфине - самая кружевная, буквально прозрачная постройка усадьбы, пронизанная пространством и светом.



В оформлении моста Быковский использовал ажурную аркаду, из которой открываются изумительные виды и на дворец, и на всё его окружение.



Готический характер моста проявляется прежде всего в оформлении окон в бастионах с использованием одного из главных украшений строений усадьбы - тонкой каменной резьбы.




Продолжением "перспективы" моста становятся ворота, примыкающие к зданию дворца с запада, проехав которые, путешественник после поворота попадал на "задний внутренний двор", подъезжая к дворцу со стороны партера, обрамлённого двумя Быковским флигелями.



Ворота в Марфино не просто примыкают к зданию дворца: между ними "втиснута" бочкообразная башенка кордегардии - привратницкой, перед которой выставлен кусок крепостной стены с романской аркой, что создаёт полный антураж средневековой крепости.



Главным сооружением ансамбля, конечно же, является дворец.



С севера к усадебному дому примыкают два флигеля. Они были построены в 1820-х годах по проекту крепостного архитектора Тугарова, в 1830-х перестроены по прооекту М. Д. Быковского; в 1940 году разобраны и перестроены заново с сохранением неоготических элементов оформления.



Над галереями в боковых простенках северного фасада первоначально располагались открытые лоджии второго этажа, ныне заложенные, так что весь дворовый комплекс (дворец и флигели) представлял собой чередование монолитных и сквозных фасадных композиций.



Дворец в Марфине сохранил историческое оформление фасадов, но оформление исторических интерьеров в XX веке было утрачено.
Южный фасад дворца обращен к пруду и пристани.



От дворца к пруду спускается белокаменная лестница, завершающаяся скульптурами грифонов.



У подножия лестницы расположен чугунный фонтан.



Знаменитые скульптуры грифонов - хранителей усадьбы.



Окружающий дворец парк с множеством ручьев и прудов тоже очень красив.



В нем сохранилась еще одна постройка XVIII века - двухярусная-беседка. Автором беседки некоторые специалисты считают Н.А. Львова, но документально это не доказано.



В 1950-е гг. второй ярус беседки был дополнен скульптурой Аполлона Бельведерского.



В конце одной из аллей липового парка расположилась беседка-полуротонда, также построенная при Салтыковых и служившая, вероятно, музыкальным павильоном.



В тени деревьев стоит небольшой памятник, надпись на котором гласит "Султану, любимой собаке графини Паниной".



В Марфино обязательно стоит побывать, чтобы погулять по аллеям парка и полюбоваться на прекрасную готическую архитектуру.

усадьба, Панины, Подмосковье, Марфино, фото, дворец, история

Previous post Next post
Up