С Днем рождения, московское метро!

May 15, 2015 10:30

В этот день 80 лет назад открылся московский метрополитен. За это время он стал незаменимым видом транспорта. Всем известно: если хочешь точно спланировать время прибытия, поезжай на метро.

Об истории метрополитена написано уже очень много книг и статей, но совсем обойти вниманием юбиляра нельзя, поэтому мы расскажем немного об этих майских днях 80-летней давности.



15 июня 1931 года на пленуме ЦК ВКП(б) было принято решение о сооружении в Москве метрополитена, а уже 15 мая 1935 года он открылся для всех желающих. Однако задолго до его открытия начались пробные рейсы. Недалеко от завода «Динамо» была построена обкаточная ветка длиной 800 метров. На переоборудованном грузовом железнодорожном вагоне проходили подготовку будущие машинисты, а также велись испытания аппаратуры.


Тем временем началось строительство первой линии метро. Маршрут первой очереди был определён путём исследования пассажиропотоков московского трамвая: подземкой решили повторить самые напряжённые его маршруты. Участки линии от «Сокольников» до «Комсомольской» и от «Библиотеки имени Ленина» до «Парка культуры» сооружались открытым способом. Тоннели между станциями «Александровский сад» и «Смоленская» возводились траншейным способом. На участке глубокого заложения от «Охотного ряда» до «Лубянки» была применена щитовая проходка.


Настоящие вагоны метро появились в 1934 году. В сентябре в депо «Северное» с Мытищинского машиностроительного завода поступили два вагона: моторный №1 и прицепной № 1001. Один был красного, другой - песочного цвета. И 15 октября первый состав из двух вагонов прошел от станции «Комсомольская» до станции «Сокольники» по одному пути.




30 декабря 1934 года в депо «Северное» комиссией было выдано первое свидетельство, дававшее право на управление поездами метрополитена. Первым официальным машинистом стал Иванов Иван Иванович.

С января 1935 года началась опытная эксплуатация участка «Сокольники» - «Комсомольская», а 5 февраля 1935 года первый поезд прошел по всей трассе. Первая очередь шла от станции «Сокольники» до станции «Парк культуры», с ответвлением на «Смоленскую».

image Click to view


И наконец в 7 часов утра 15 мая состоялось торжественное открытие Московского метрополитена. Движение началось от станции «Сокольники» до станции «Охотный ряд» и далее по разветвлению - до станций «Парк культуры» и «Смоленская». Автоматов и турникетов тогда не было. Пассажиров пропускали по билетам двух цветов: красные - до «Сокольников», желтые - обратно. На билетах делались пометки о времени выдачи, потому что срок их действия был всего лишь 35 минут. Но этого было достаточно, так как время прохода поезда от «Сокольников до Парка» составляло 22 минуты. Интервал между поездами на участке «Сокольники» - «Охотный ряд» был 5 минут, а на развилке (когда один поезд шел до «Парка культуры», а другой до «Смоленской») - 10 минут.


Первый билет на метро приобрел П.Н. Латышев, говоривший потом в интервью «Рабочей Москве», что «ездил на линейках, дилижансах, конке, трамвае, а теперь дожил и до метро. И вот вчера, 15 мая, на первой станции Московского метрополитена «Сокольники» я был первым пассажиром, купил у кассирши Васильевой билет № 1 серии «А» и с огромным удовольствием совершил путешествие до Смоленской площади».

image Click to view


По воспоминаниям Н.С. Тимофеева (третьего машиниста метро), «первое время по трассе ходили четырёхвагонные составы. В передней кабине находились машинист и начальник поезда, в хвостовой - проводник, вооруженный диском и рожком. После 30-секундной стоянки проводник поднимал диск, что означало: посадка в двух последних вагонах закончена. Дежурный по станции, находясь в середине поезда, также поднимал диск, после чего начальник громко говорил: «Готов!», и поезд трогался. Лица, не обладавшие громким голосом или подававшие нечеткую команду, к работе начальником поезда не допускались».


С этого началась история Московского метрополитена. Все последующие годы метро двигалось только вперед: росла скорость движения, увеличивалось количество поездов, разрастались одна за другой ветки, опутывая всю Москву. Кроме технических новшеств метро поражало (и поражает до сих пор) и архитектурным великолепием. Поэтому пожелаем метрополитену развиваться, а нам активно использовать и сохранять наше достояние:)

Литература:
1) Фильм "Московское метро. Подземный храм коммунизма"
2) Московскому метрополитену - 50.

праздник, память, метро, Москва

Previous post Next post
Up