Конечно, же во время нашего путешествия по Великому Новгороду не обошлось без прогулки по городу. О наиболее интересных местах мы и поведаем в этой части.
И логичнее всего начать с тех сооружений, которые обозначают въезд в город, - с кордегардий.
Перед нами кордегардия на Большой Московской улице - Московская застава. Она была построена по типовому проекту в конце XVIII века. После разрушений, понесенных в Великую Отечественную войну, реставрировалась в 1955 году. Сейчас в этих зданиях находятся разные фирмы.
А за кордегардиями не сильно, но все-таки возвышается городской земляной вал. Это остатки от окольного оборонительного укрепления города. О его строительстве сообщалось в летописях 1169 года. Укрепление состояло из деревянной стены с башнями по валу и рва перед ним. В XIV веке производилась перестройка этого оборонительного сооружения: деревянные башни были заменены каменными, и часть стен выстроена из камня, причем башни были установлены в конце каждой улицы. Во время Великой Отечественной войны вал вновь исполнял защитную функцию: в августе 1941 года партизаны Новгорода здесь в течение нескольких дней держали оборону города.
В конце вала на берегу Волхова стоит Белая башня, получившая свое название, возможно, от того, что была выкрашена в белый цвет. Постройка ее относится к XV-XVI вв. Толщина стен в нижней части доходит до пяти метров. Башня имеет многочисленные бойницы, приспособленные для огнестрельного боя. Узкие щели, очевидно, предназначались для наблюдения.
Также на берегу Волхова, но уже на противоположном, находится церковь Бориса и Глеба в Плотницком конце. Она была поставлена в 1536 году на месте более древней постройки, которую перед тем разобрали. Церковь возводилась жителями Запольской и Конюховой улиц при участии новгородских и московских гостей, и построена была всего лишь за пять месяцев.
Необычным для новгородского зодчества XII-XV веков является пятиглавие храма и завершение фасадных членений декоративными килевидными арочками, сочетающееся со щипцовым покрытием каждого членения, а также многократно повторенный поясок из пятиугольных плоских двухуступчатых нишек на барабанах и апсиде храма. Во время Великой Отечественной войны церковь получила сравнительно небольшие повреждения. К 1955 году, по проекту архитектора З.И. Васильевой, она была отреставрирована.
А рядом с церковью Бориса и Глеба, на набережной Волхова возвышается памятник князю Александру Невскому.
Он был создан скульптором Юрием Черновым. Открытие монумента состоялось в 1985 году - в день 41-ой годовщины освобождения Новгорода от немецких оккупантов.
От церкви Бориса и Глеба за земляным валом и небольшой, но бурно разливающейся весной (настолько, что на мостике через нее были уложены поддоны в несколько слоев) речкой Витка, у её впадении в Волхов, расположена церковь Иоанна Богослова в Радоковицах. Созданная в 1383 - 1384 годах, она является одним из лучших по сохранности памятников новгородского зодчества ХIV века. В XVI веке с запада к храму был пристроен каменный притвор с тёплым Успенским приделом, на фундаменте которого в XVII-XVIII вв. была сооружена пристройка с небольшой звонницей.
Во время послевоенной реставрации 1952 года на южном фасаде был раскрыт и восстановлен заложенный в XIX веке древний перспективный портал. Над порталом выявлена композиция из трёх окон с двумя узкими нишами между ними. В советское время помещения церкви использовались как склад лодочной станции и сейчас расположенной рядом. В 2001 году церковь Иоанна Богослова на Витке была передана новгородской общине Русской православной старообрядческой церкви, после чего в течение нескольких лет был проведён ряд реставрационно-восстановительных работ.
От Волхова двинемся внутрь города. Приятно удивил нас вот такой подземный переход, на стенах которого вывешены фотографии старых видов Новгорода и образцы изразцов.
Одна из интереснейших церквей - храм Фёдора Стратилата на ручью. Она была заложена в 1360 году новгородским посадником Семеном Андреевичем и его матерью Натальей на берегу Фёдоровского ручья. Уже в следующем году церковь была закончена. В XVII веке с западной стороны к церкви была пристроена колокольня. Ручей же был засыпан в 1950-х годах при строительстве трассы Москва-Санкт-Петербург.
Наиболее существенным новшеством был внешний облик храма. Вместо завершения фасадов щипцами с многолопастной ползучей аркой было применено трехлопастное завершение. На фасадах Федора Стратилата, особенно на барабане и апсиде, немало декоративных элементов: арочек, различных нишек, бегунков. Интересно, что именно с этой церкви пошло распространение закладных крестов как украшения фасада. Происходит этот элемент декора, скорее всего, из Германии, потому что имеет расширение на нижней ветви и расположен на апсиде храма, что является западной традицией.
Внутри храма сохраняются фрагменты росписи конца ХIV века, приписываемой некоторыми исследователями работе Феофана Грека, а другими его ученикам - новгородским художникам. В настоящее время церковь является частью Новгородского музея-заповедника и открыта для посещения, но мы гуляли по городу вечером, поэтому, к сожалению, внутрь не попали, но и при разглядывании снаружи храм очень впечатлил.
Следующая церковь развивает и дополняет архитектурные мотивы, использованные для храма Федора Стратилата. Это церковь Спаса Преображения, возведенная в 1374 году на Ильине улице. Ей предшествовала деревянная церковь, построенная епископом Никитой, и известная с XII века благодаря выносному образу Божией Матери «Знамение», через который, по преданию, Новгород был чудесно спасён в 1169 году от осаждавших город суздальцев. По своему архитектурному облику она, вместе с выстроенной несколько раньше церковью Федора Стратилата, знаменовала завершение длительного процесса формирования нового направления в новгородском зодчестве, начавшегося еще в конце ХIII века.
Какое же богатство и разнообразие наружного убранства храма! Фасады разделены лопатками на три прясла. Узкие окошки объединены в группы и обрамлены бровками, причем окна есть и с полукруглым, и стрельчатым завершением. В качестве декоративного мотива использованы бегунец и поребрик, украшающие барабан купола и верхние контуры прясел. Помимо этого фасады украшены многочисленными крестами: рельефно выложенными или каменными резными. Выложенные кресты имеют ступенчатое основание - голгофу (голгофские кресты), они асимметрично размещены на плоскостях фасадов. Резные кресты были вкладными, то есть связанными с поминовением усопших.
Церковь знаменита не только своей красотой, она является хранительницей уникального фрескового ансамбля - в 1378 году расписывать ее был приглашен Феофан Грек. Роспись храма сохранилась далеко не полностью, большая ее часть погибла в войнах и пожарах, но то, что сохранилось - единственные сохранившиеся в мире монументальные работы Феофана Грека.
На Молотковской улице сохранились две постройки бывшего Михалицкого монастыря: церковь Рождества Богородицы и трапезная с церквью Рождества и Михаила Малеина. Первая церковь Рождества Богородицы была деревянной и построена в 1199 году по заказу Ростиславы Смоленской (Феодосии) - матери Александра Невского. В 1379 году после пожара она была перестроена в камне.
Интересными деталями церкви были три вкладных каменных креста и пояс цветных изразцов под карнизом барабана. Два креста располагались в нишах на боковых лопатках западного фасада, один большой восьмиконечный резной крест - в западной стене.
В 1764 году, при учреждении штатов, монастырь был упразднен, а в 1786 году церкви монастыря обращены в приходские.
Во время войны церковь сильно пострадала, и восстанавливалась в 1956 году по проекту Л.Е. Красноречьева в формах XVII века с выявлением форм и деталей XIV века. Сейчас церковь Рождества Богородицы является действующим приходом Новгородской Старообрядческой Поморской общины.
Рядом с церковью расположен Храм Михаила Малеина с трапезной и колокольней. Он был возведен в 1557 году; автор, строитель и заказчик, к сожалению, неизвестны. В годы Великой Отечественной войны памятник пострадал от сильных взрывов снарядов и утратил покрытия. Реставрационные работы проводились в 1959-1960 гг. под руководством Г.М. Штендера. Были реставрированы оконные и дверные проемы, кровля сделана в формах XVII века, восстановлена утраченная маковица и шатер на колокольне.
Вокруг следующей церкви мы навернули, наверное, круга три, пока не убедились, что никаких табличек на ней нет, так и ушли в неведении, что это. Уже при подготовке этого поста познакомились с информацией об этом здании.
Церковь Никиты Мученика, согласно церковным записям, была построена в 1378 году, затем в 1406 году прихожане поставили цековь камену, которая простояла 108 лет. В 1555 году начали делать на Никитине церковь камену великую. В 1556 году при архиепископе Пимене новый храм был освящён. Поскольку церковь находилась около Государева двора Ивана Грозного, предполагается, что она была построена по его распоряжению.
Для церкви Никиты Мученика, как в общей композиции, так и в декоративных частностях характерно новое для Новгорода того времени влияние московского зодчества. К северо-западному углу основного массива здания примыкает небольшой однокупольный объём - придел Николы. На юго-восточном углу, в один ряд с апсидами расположена массивная колокольня. В её нижнем этаже размещалась церковь-придел, упомянутая в источниках как «Феодосий под колоколы».
Во время прогулки на кораблике по Волхову мы обратили внимание на полуразрушенную церковь на берегу. Это остатки так называемого Рюрикова городища, скорее всего, дающего ответы на вопрос о том, по отношению к какому более древнему городу Новгород стал "новым городом". Во время раскопок здесь были вскрыты слои, относящиеся к концу IX-X веку. Сейчас в Городище проводятся международные исследовательские работы. В перспективе Новгородский государственный объединенный музей-заповедник планирует превратить это место в археологический музей под открытым небом.
И закончим нашу прогулку по Новгороду железнодорожным вокзалом. Новгородская железная дорога была проложена от станции Чудово Николаевской железной дороги до города Новгорода и открыта 18 мая 1871 года. Вокзал на станции Новгород был построен на средства петербургского купца А.И. Варгунина и располагался не там где находится существующий вокзал, а недалеко от церкви Фёдора Стратилата на Щиркове, за земляным валом. Это был одноэтажное деревянное здание, которое сгорело в Великую Отечественную войну. После войны под руководством А. Щусева был разработан план восстановления Новгорода в традициях древнерусского зодчества, но случилось так, что в русском стиле было построено лишь здание вокзала. По результатам конкурса в 1945 году был принят проект, предоставленный автором первой в России монографии о железнодорожных вокзалах профессором И.Г. Явейном.
Вокзал стал одним из первых крупных общественных зданий, возникших после войны среди пустоты руин. Строительство вокзала шло параллельно с началом восстановления древних храмов, но храмы эти не действовали и вплоть до недавнего времени стояли без колоколов. Единственным колоколом, звонившим тогда в городе, многие годы оставался станционный колокол вокзала. В первых вариантах проекта этот колокол висел в арке-звоннице, затем его место заняли часы, а колокол был установлен отдельно, на стене.
В 1992 году в здании возник пожар, в результате которого наиболее сильно пострадала левая (южная) часть строения. В конце 1990-х - начале 2000-х проводились работы по восстановлению вокзала, его интерьеров, и в 2002 году вокзал был отреставрирован.
Такой была наша прогулка по Новгороду, а в следующих частях мы расскажем о его окрестностях, потому что там тоже сохранилось немало интересного:)