Конец апреля - начало мая - самое время для праздничных гуляний. Многодневные выходные призывают выбраться из душных "каменных джунглей" на свежий воздух: на дачи, в парки. Посмотрим, как и где гуляли москвичи в 17-20 веках.
Любимыми местами гулянья простого народа были Ваганьково кладбище за Пресненской заставой, Сокольники и Марьина роща - тоже старое кладбище, в двух шагах от Сущевского кладбища. «Это мѣсто самыхъ буйныхъ забавъ, пьянства и цыганскихъ пѣсенъ окружено со всѣх сторонъ кладбищами. Въ этой Марьиной рощѣ все кипитъ жизнью и напоминаетъ о смерти. Тутъ среди древнихъ могилъ гремитъ разгульный хоръ цыганокъ; тамъ на гробовой плитѣ стоитъ самоваръ, бутылки съ ромомъ, и пируютъ русскiе купцы. Здѣсь у самой насыпи, за которой подымаются могильные кресты Лазарева кладбища, раздается удалая хороводная пѣсня: кругом мертвые спятъ непробуднымъ сномъ, а толпа живыхъ, безпечно посматривая на эту юдоль плача, скорби и тлѣниiя, гуляетъ, веселится и безумствуетъ, не думая ни мало о смерти». (М.Н. Загоскин)
Тогда Тверской бульвар современники описывали еще, как часть «вала», и с внешней стороны характеризовали местность, как «жалкое гульбище для обширного и многолюдного города, какова Москва».
И.А. Второв о Тверском бульваре: «…во всю длину, посажены деревья, а обѣ стороны улицы и площадь заставлены каретами прiѣзжающихъ туда для прогулки дам и кавалеровъ, которых всегда бываетъ по нѣскольку тысячъ. Тутъ можно видѣться съ знакомыми, ходить сидѣть на разставленныхъ по всему проспекту софахъ, а в галлереѣ, построенной на бульварѣ, пить чай, лимонадъ и оршадъ, лакомиться конфетами и мороженымъ».
В начале XX века Тверской бульвар не утратил своей значимости. Само его положение определяло особый состав его посетителей, характер и ритм жизни, протекавшей на его аллеях. С утра на бульваре появлялись дети с мамами, няньками и гувернантками - в зависимости от социального положения. Позже - дамы с собачками, часто в спопровождении офицеров или мужчин с тросточками в руке. После полудня - гимназисты и учащиеся других учебных заведений, студенты. Иногда можно было видеть старичков - отставных военных в шинелях с пелеринами времен Александра II.
Часам к 6-7 вечера состав публики на бульваре менялся. В деревянной ракушке-эстраде, стоявшей напротив Богосовского переулка, рассаживался военный духовой оркестр под управлением бравого капельмейстера. Против эстрады устанавливались складные стулья, за пользование которыми взималась плата не то 3, не то 5 копеек, собираемая старичком сторожем с сумкой и билетиками, как у трамвайного кондуктора. Появлялось много молодых людей типа приказчиков с дешевыми металлическими тросточками и девушек типа модисток, портных и горничных. Начиналось завязывание знакомств.
К вечеру картина такая. Темнеет. Зажигаются немногочисленные и неяркие фонари. Гремит полковая музыка. солибная публика исчезла, разве несколько человек остались на стульях и слушают музыку. В небольшой будке поблизости раздаётся смех - это на силомере пробуют свою силу приказчики и над слабосильными смеются девицы. И так до позднего вечера, с наступлением которого остаются только прохожие с нетвёрдой походкой, девицы легкого поведения и молодные люди, занятые решением проблемы "шерше ля фам".
На других бульварах было потише. Оркестр был еще только на Чистых прудах. Зелень на бульваре была чахлая, цветов мало. Большие широкие бульвары с тенистыми аллеями были: Новинский, смоленский и Зубовский - все на Садовом кольце; да ещё Нарышкинский, Александровский сад выглядели также как и теперь, но грязнее, и хороших клумб не было.
Было ещё Девичье поле, лежавшее треугольником от Плющихи вдоль Большой Царицынской улицы (Большой Пироговской). На этом месте устраивались гулянья с каруселями, качелями и прочими ярмарочными удовольствиями.
Два городский сада: "Эрмитаж" и "Аквариум" - функционировали только летом. Гастролировавшие там эстрада и оперетта не были целью посещения для большинства публики. Основной целью было времяпрепровождение в ресторанах на открытом воздухе, гуляние по коротким дорожкам вокруг клумб и ,опять-таки, завязывание знакомств с дамами, внешне вполне приличными, но живущими за счёт этих знакомств. Степенная и культурная публика эти места не посещала.
Использованная литература: Князькова С.А. "Быт дворянской Москвы конца XVII-го и начала XIX-го веков", Гуревич А.Я. "Москва в начале ХХ века",
http://is-tok.ru