III НАПОЛЕОНЪ ВЪ МОСКВѢ
В военном отношении, тотчас по вступлении в Москву, Наполеон строго приказывает генералу Себастиани следить за движением русской армии, раcсылает корпуса по разным дорогам и Мюрату приказывает найти Кутузова. Потом он старательно распоряжается об укреплении Кремля; потом делает гениальный план будущей кампании по всей карте России.
Орас Франсуа Бастьен Себастьяни де Ла Порта
В отношении дипломатическом, Наполеон призывает к себе ограбленного и оборванного капитана Яковлева, не знающего, как выбраться из Москвы, подробно излагает ему всю свою политику и свое великодушие и, написав письмо к императору Александру, в котором он считает своим долгом сообщить своему другу и брату, что Ростопчин дурно распорядился в Москве, он отправляет Яковлева в Петербург. Изложив так же подробно свои виды и великодушие перед Тутолминым, он и этого старичка отправляется в Петербург для переговоров.
Иван Алексеевич Яковлев - отец Александра Ивановича Герцена Фёдор Васильевич Ростопчин
В отношении юридическом, тотчас же после пожаров велено найти виновных и казнить их. И злодей Ростопчин наказан тем, что велено сжечь его дома.
Б.В. Зворыкин - Поджигатели
В.В. Верещагин - Поджигатели. Расстрел в Кремле
В отношении административном, Москве дарована конституция. Учрежден муниципалитет и обнародовано следующее:
Жители Москвы!
Несчастья ваши жестоки, но его величество императоръ и король хочетъ прекратить теченiе оныхъ. Странные примѣры васъ научили, какимъ образомъ онъ наказываетъ непослушанiе и преступленiе. Строгiя мѣры взяты, чтобы прекратить безпорядокъ и возвратить общую безопасность. Отеческая администрацiя, избранная изъ самихъ васъ, составлять будетъ вашъ муниципалитетъ, или градское правленiе. Оное будетъ пещись о васъ, о вашихъ нуждахъ, о вашей пользѣ. Члены онаго отличаются красною лентою, которую будутъ носить через плечо, а градской голова будетъ имѣть сверхъ онаго бѣлый поясъ. Но, исключая время должность ихъ, они будутъ имѣть только красную ленту вокругъ лѣвой руки.
Городовая полицiя учреждена по прежнему положенiю, а черезъ ея дѣятельность уже лучше существуетъ порядокъ. Правительство назначило двухъ генеральныхъ комиссаровъ, или полицмейстеровъ, и 20 комиссаровъ, или частныхъ приставовъ, поставленныхъ во всѣхъ частяхъ города. Вы ихъ узаете по бѣлой лентѣ, которую будутъ они носитьвокругъ лѣвой руки. Нѣкоторыя церкви разнаго исповѣданiя открыты, и въ нихъ безпрепятственно отправляется божественная служба. Ваши сограждане возвращаются ежедневно въ свои жилища, и даны приказы, чтобы они въ нихъ находили помощь и покровительство, слѣдуемыя несчастью. Сiи сутьсредства, которыя правительство употребило, чтобы возвратить порядок и облегчить ваше положенiе. Но чтобы достигнуть до того, нужно, чтобы вы съ нимъ соединили ваши старанiя; чтобы забыли, ежели можно, ваши несчастья, которыя претерпѣли; предались надеждѣ не столь жестокой судьбы; были увѣрены, что неизбѣжимая и постыдная смерть ожидаетъ тѣхъ, кои дерзнуть на ваши особы и оставшiясяваши имущества; а напослѣдокъ и не сомнѣвались, что оныя будутъ сохранены, - ибо такая есть волявеличайшаго и справедливѣйшаго изъ всѣхъ монарховъ. Солдаты и жители, какой бы вы нацiи ни были! Возстановите публичное довѣрiе, источникъ счастья государства; живите, какъ братья; дайте взаимно другъ другу помощь и покровительство; соединитесь, чтобъ опровергнуть намѣренiя зломыслящихъ; повинуйтесь воинскимъ и гражданскимъ начальствамъ: и скоро ваши слезы течь перестанутъ.
В отношении продовольствия войска, Наполеон предписал всем войскам поочередно ходить в Москву à la maraude для заготовления себе провианта, так чтобы, таким образом, армия была обеспечена на будущее время.
М.В. Борисов - Французский кирасир на бивуаке М.В. Борисов -На гренадерском биваке
В отношении религиозном, Наполеон приказал ramener les popes (привезти назад попов) и возобновить служение в церквах.
В торговом отношении и для продовольствия армии развешено везде следующее:
Провозглашенiе.
Вы, спокойные московскiе жители, мастеровые и рабочiе люди, которыхъ несчастья удалили изъ города, и вы, разсѣянные земледѣльцы, которыхъ неосновательный страхъ еще задерживаетъ въ поляхъ, слушайте! Тишина возвращается въ сiю столицу, и порядокъ въ ней возстанавливается. Ваши земляки выходятъ смѣло изъ своихъ убѣжищъ, видя, что ихъ уважаютъ. Всякое насильствiе, учиненное против нихъ и ихъ собственности, немедленно наказывается. Е. в. императоръ и король ихъ покровительствуетъ и между вами никого не почитаетъ за своихъ непрiятелей, кромѣ тѣхъ, кои ослушиваются его повелѣнiямъ. Онъ хочетъ прекратить ваши несчастья и возвратить васъ вашимъ дворамъ и вашимъ семействамъ. Соотвѣтствуйте же его благотворительнымъ намѣренiямъ и приходите къ намъ безъ всякой опасности. Жители! возвращайтесь съ довѣрiемъ въ ваши жилища: вы скоро найдете способы удовлетворить вашимъ нуждамъ! Ремесленники и трудолюбивые мастеровые! Приходите обратно къ вашимъ рукодѣлiямъ: домы, лавки, охранительные караулы васъ ожидаютъ, а за вашу работу получите должную вамъ плату! И вы, наконецъ, крестьяне, выходите изъ лѣсовъ, гдѣ отъ ужаса скрылись, возвращайтесь безъ страха въ выши избы, въ точномъ увѣренiи, что найдете защищенiе. Лабазы учреждены въ городѣ, куда крестьяне могутъ провозить излишнiе свои запасы и земельныя растенiя. Правительство приняло слѣдующiя мѣры, чтобъ обезпечить имъ свободную продажу:
1) Считая отъ сего числа, крестьяне, земледѣльцы и живущiе въ окрестностяхъ Москвы могутъ безъ всякой опасности привозить въ ородъ сови припасы, какого бы рода они ни были, въ двухъ назначенныхъ лабазахъ т.-е. на Моховую и въ Охотный рядъ.
2) Оныя продовольствиiя будутъ покупаться у нихъ по такой цѣнѣ, на какую покупатель и продавецъ согласятся между собою; но ежели продавецъ не получитъ требуемую имъ справедливую цѣну, то продавецъ воленъ будетъ провезти ихъ обратно въ свою деревню, въ чемъ никто ему ни подъ какимъ видомъ препятствовать не можетъ.
3) Каждое воскресенье и среда назначены еженедѣльно для большихъ торговыхъ дней; почему достаточное число войскъ будетъ разставлено по вторникамъ и субботамъ на всѣхъ большихъ дорогахъ, въ такомъ разстоянiи отъ города, чтобъ защищать тѣ обозы.
4) Таковыя же мѣры будутъ взяты, чтобъ на возвратномъ пути ерстьянамъ съ ихъ повозками и лошадьми не послѣдовало препятствiя.
5) Немедленно средства употреблены будутъ для возстановленiя обыкновенныхъ торговъ. Жители города и деревень, и вы, работники и мастеровые, какой бы вы нацiи ни были! Васъ вызываютъ исполнять отеческiя намѣренiя е.в. императора и короля и способствовать съ нимъ къ общему благополучiю. Несите къ его стопамъ почтенiе и довѣрiе и не медлите соединиться съ нами!
В отношении поднятия духа войска и народа, беспрестанно делались смотры, раздавались награды. Император разъезжал верхом по улицам и утешал жителей; и, несмотря на всю озабоченность государственными делами, сам посетил учрежденные по его приказанию театры.
Медаль на взятие Москвы Наполеоном (за картинку спасибо
pro100_mica)
В отношении благотворительности, лучшей доблести венценосцев, - Наполеон делал тоже все, что от него зависело. На богоугодных заведениях он велел надписать: „Maison de ma mère“, соединяя этим актом нежное сыновнее чувство с величием добродетели монарха. Он посетил воспитательный дом и, дав облобызать свои белые руки спасенным им сиротом, милостиво беседовал с Тутолминым.
Иван Акинфиевич Тутолмин
Ф.Я. Алексеев. Справа Воспитательный дом
Потом, по красноречивому изложению Тьера, он велел раздать жалованье своим войскам русскими, сделанными им, фальшивыми деньгами. „Relevant l’emploi de ces moyenz par un acte digne de lui et de l’armée française, il fit des secours aux incendiés. Mais les vivres é tant trop pré cieux pour être donnés à des étrangers, la plupart ennemis, Napoléon aima mieux leur fournir de l’argent à fin qu’ils se fournissent au dehors? Et il leur fit distribuer des roubles papiers“ (Возвышая употребление этих мер действием, достойным его и французской армии, он приказал раздать пособия погоревшим. Но так как съесные припасы были слишком дороги для того, чтобы давать их людям чужой земли и по большей части враждебно расположенным, Наполеон счел лучшим дать им денег, чтобы они добывали себе продовольствие на стороне; и он приказал оделять их бумажными рублями).
В отношении дисциплины армии, без престанно выдавались приказы о строгих взысканиях за неисполнение долга службы и о прекращении грабежа.
Но, странное дело, все эти распоряжения, заботы и планы, бывшие вовсе не хуже других, издаваемых в подобных же случаях, не затрагивали сущности дела, а, как стрелки циферблата в часах, отделенного от механизма, вертелись произвольно и бесцельно, не захватывая колес.
В военном отношении, гениальный план кампании, про который Тьер говорит: „que son génie n’avait jamais rien imagine de plus profound, de plus habile et de plus admirable“ (гений его никогда не изобретал ничего более глубокого, более искусного и олее удивительного), и относительно которого Тьер, вступая в полемику с г-м Феном, доказывает, что составление этого гениального плана должно быть отнесено не к 4-му, а к 15 октября, - план этот никогда небыл и не мог быть исполнен, потомучто ничего не имел близкого у действительности. Укрепление кремля, для которого надо было срыть la Mosquée (так Наполеон назвал церковь Василия Блаженного), оказалось совершенно безполезным. Подведение мин под Кремлем, только содействовало исполнению желания императора при выходе из Москвы, чтобы Кремль был взорван, т.е. чтобы был побит тот пол, о который убился ребенок. Преследование русской армии, которое так озабочивало Наполеона, представило неслыханное явление. Французские военачальники потеряли 60-тысячную русскую армию, и только, по словам Тьера, искусству и, кажется тоже, гениальности Мюрата удалось найти, как булавку, эту 60-тысячную русскую армию.
В дипломатическом отношении, все доводы Наполеона о своем великодушии и справедливости и перед Тутолминым и перед Яковлевым, озабоченным преимущественно приобретением шинели и повязки, оказались безполезны: Александр не принял этих послов и не отвечал на их посольство.
Император Александр I
В отношении юридическом, после казни мнимых поджигателей сгорела другая половина Москвы.
В отношении административном, учреждение муниципалитета не остановило грабежа и принесло только пользу некоторым лицам, учавствовавшим в этом муниципалитете и, под предлогом соблюдения порядка, грабившим Москву или сохранившим свое от грабежа.
В.Н. Курдюмов - Разгром помещичьей усадьбы
или
http://comme.clan.su/5/c/Theproject_2.jpgД. Н. Кардовский - Москва в сентября 1812
В отношении религиозном, так легко утроенное дело в Египте, посредством посещения мечети, здесь не принесло никаких результатов. Два или три священника, найденные в Москве, попробовали исполнить волю Наполеона, но одного из них по щекам прибил французский солдат во время службы, а про другого доносил следующее французский чиновник: „Le prêtre, que j’avais découvert et invite á recommencer á dire la messe, e nettoyé et fermé l’église. Cette nuit on est venu de nouveau enfoncer les portes, casser les cadenas, déchirer les livres et commettre d’autres desordrls“ (Священник, которого я нашел и пригласил начать служить обедни, вычистил и запер церковь. В ту же ночь пришли опять ломать двери и замки, рвать книги и производить безпорядки).
Лэро - Наполеон и священник
В торговом отношении, на провозглашение трудолюбивым ремесленникам и всем крестьянам не последовало никакого ответа. Трудолюбивых ремесленников не было, а крестьяне ловили тех комиссаров, которые слишком далеко заезжали с этим провозглашением, и убивали их.
В отношении увеселений народа и войска театрами, дело точно также не удалось. Учрежденные в Кремле и доме Позднякова театры тотчас же закрылись, потому что ограбили актрис и актеров.
А.Г. Венецианов - Изгнание из Москвы французских актрис
Благотворительность - и та не принесла желаемых результатов. Фальшивые ассигнации и нефальшивые наполняли Москву и не имели цены. Для французов, собиравших добычу, нужно было только золото. Не только фальшивые ассигнации, которые Наполеон так милостиво раздавал несчастным, не имели цены, но серебро отдавалось ниже своей стоимости за золото.
Но самое поразительное явление недействительности высших распоряжений в то время было старание Наполеона остановить грабежи и восстановить дисциплину.
Вот что доносили чины армии: „Грабежи продолжаются въ городѣ, несмотря на повелѣнiе прекратить ихъ. Порядокъ еще не возстановленъ, и нѣтъ ни одного купца, отправляющаго торговлю законнымъ образомъ. Только маркитанты позволяютъ себѣ продавать, да и то награбленныя вещи“.
„La partie de mon arrondissement continue á être en proie au pillage des soldats du 3 curps, qui, non contents d’arracher aux malheux réfugiés dans des souterrains le peu qui leur reste, ont meme la ferocité de les dlesser à coups de sabre, comme j’en ai vu plusieurs exemples“ (Часть моего округа продолжает подвергаться шрабежу солдат 3-го корпуса, которые не довольствуются ткм, что отнимают скудное достояние несчастных жителей, попрятавшихся в подвалы, но еще и с жестокостью бьют их саблями, как я сам много раз видел).
„Rien de nouveau outré que les soldats se permettent de voler et de piller, le 9 octobre“ (Ничего нового, только, что солдаты позволяют себе грабить и воровать, 9-го октября).
„Le vol et le pillage continulnt. Il y a une bade be voleurs dans notre distriet qui l faundra faire arrêter par de fortes gardes le 11 octobre“ (Воровство и грабеж продолжаются. Существует шайка вовров в нашем уезде, которую надо будет остановить сильными отрядами. 11-го октября).
„Императоръ черезвычайно недоволенъ, что, несмотря на строгiя повелѣнiя остановить грабежъ, только и видны отряды гвардейскихъ мародеровъ, возвращающiеся въ Кремль. - Въ старой гвардiи безпорядки и грабежъ сильнѣе, нежели когда-либо, возобновились вчера, въ послѣднюю ночь и сегодня. Съ соболѣзнованiемъ видитъ императоръ, что отборные солдаты, назначенные охранять его особу, долженствующiе подавать примѣръ подчиненности, до такой степени простираютъ ослушанiе, что разбиваютъ погреба и магазины, заготовленные для армiи. Другiе унизились до тго, что не слушали часовыхъ и караульныхъ офицеровъ, ругали ихъ и били“.
Шмельков - Наполеон в Кремле
„Le frand mar échal du palais se plaint vivement“, писал губернатор, „due malgré les defenses réitérées, les soldats continuent à faire leurs besoins dans toutes les cours et meme jusque sous les fenêtres de l’Empereur“ (Обер-церемонимейстер дворца сильно жалуется на то, что, несморя на все запрещения, солдаты продолжают ходить на-час во всех дворах и даже под окнами императора).
Войско это, как распущенное стадо, топча под ногами тот корм, который мог бы спасти его от голодной смерти, распадалось и гибло с каждым днем лишнего пребывания в Москве. Но оно не двигалось.
Оно побежало только тогда, когда кго вдруг охватил панический страх, произведенный перехватами обозов по Смоленской дороге и Тарутинским сражением. Это же самое известие о Тарутинском сражении, неожиданно на смотру полученное Наполеоном, вызвало в нем желание наказать русских, как говорит Тьер, и он отдал приказание о выступлении, которого требовало все войско.
Петер фон Гесс - Сражение при Тарутине
Убегая из Москвы, люди этого войска захватили с собой все, что было награблено. Наполеон тоже увозил с собой свой собственный trésor. Увидав обоз, загромождавший армию, Наполеон ужаснулся (как говорит Тьер). Но он, с своею опытностью войны, не велел сжечь все лишние повозки, как он сделал с повозками маршала, подходя к Москве; он посмотрел на эти коляски и кареты, в которых ехали солдаты, сказал, что это очень хорошо, что экипажи эти употребятся для провианта, больных и раненных.
А. Николаев - Французы покидают Москву
Положение всего войска было подобно положению раненого животного, чувствующего свою погибель и не знающего, что оно делает. Изучать искусные маневры и цели Наполеона и его войска, со времени вступления в Москву и до уничтожения этого войска, все равно, что изучать значение предмертных прыжков и судорог смертельно раненого животного. Очень часто раненое животное, заслышав шорох, бросается на выстрел охотника, бежит вперед, назад и само ускоряет свой конец. То же самое делал Наполеон под давлением всего его войска. Шорох Тарутинского сражения спугнул зверя, и он бросился вперед на выстрел, добежал до охотника, вернулся опять назад и наконец, как всякий зверь, побежал назад, по самому невыгодному, опасному пути, но по знакомому, старому следу.