Dec 27, 2023 13:34
(Заметка на перспективу к вопросу о смысле в ChatGPT)
Проходил на днях в доброй компании опытных скалолазов по тропе в каньоне. Слева стена скалы, а справа пропасть в пару десятков метров. Мне хоть и страшно, но поучительно для понимания искусства.
Была бы не пропасть внизу, а один метр, не было бы напряжения в мышцах. Значит, напряжение вызвано не объективной шириной тропы, а субъективностью сознания.
Артисты играют выдуманную жизнь, ложь. Задача артистов в искусстве сделать её на сцене правдой: поверить друг другу в игре и быть независимым от зрителя. Эта задача подобна задаче группы сохранить свою жизнь на тропе вдоль пропасти. Для этого надо не только избавиться от пропасти в сознании, но и убедить напарников, что ты не подведёшь.
Будь я на месте Станиславского, крикнул бы впереди меня идущим без напряжения ребятам: «Верю!».
Зритель как пропасть, пропасть как зритель: тянут вниз и вызывают страх. Если зритель тянет артиста вниз - это шоу. Если артист тянет за собой зрителя и ему не страшно - это искусство, превращение лжи в правду, мёртвого в живое, несуществующего в рождённое.
В шоу интеллект следует за зрителем и, значит, он искусственный.
В искусстве интеллект ведёт за собой человека и, значит, он естественный.
Двойственность между искусственным и естественным такая же, как между шоу и искусством, как между не верю и верю.