оптимизация сети муниципальных образовательных учреждений

Jul 21, 2015 21:45

Что нам стоит школу построить, или оптимизация сети муниципальных образовательных учреждений

Как известно, строительство социальной инфраструктуры в любом крупном (и не очень) городе и, особенно, учреждений сферы образования, наболевший и очень непростой вопрос. Почему это так, попробуем разобраться вместе.

Данный материал является кратким (адаптированным для удобства широкого круга читателей) вариантом работы автора, представляющей оригинальный подход к моделированию градостроительных подсистем на примере сети муниципальных общеобразовательных учреждений города.

Полная версия работы прилагается.

Любой город развивается неравномерно. В течение времени одни его территории развиваются более интенсивно, пользуются наибольшим предпочтением среди горожан для жизни, работы, получения различного рода услуг, в том числе образовательных. Другие, наоборот, используются периодически и не являются местами притяжения населения. По этой причине "загрузка" школьных учреждений различается в зависимости от места их расположения в городе.

В связи с этим, постоянно возникают вопросы о наличии или отсутствии необходимости размещения и строительства муниципальных образовательных учреждений, с учетом факторов, которые оказывают влияние на существующую сеть образовательных учреждений и перспективы ее развития.

Для справок: Строительство школы - удовольствие не из дешевых. Во-первых, согласно СНиП II-Л.4-62, каждая школа должна занимать земельный участок не менее установленных (довольно высоких) требований по площади. Где найти такой земельный участок на муниципальной земле в центре города - вопрос вообще из области градостроительной фантастики. Да и в любом месте с высокоплотной застройкой тоже. Во-вторых, строительство и последующее содержание школы также обходится муниципалитету "в копеечку" и немалую, а лишних денег в бюджете города нет. Поэтому все обывательские разговоры из серии "нерадивые застройщики, вороватые чиновники, недальновидные городские власти, некомпетентные разработчики генеральных планов (нужное подчеркнуть, допускается выбрать несколько значений) виноваты в том, что в таком-то районе школа переполнена" как минимум не учитывают целый ряд факторов, влияющих на ситуацию. Далее об этом подробнее.

К таким факторам относятся: демографический состав и динамика изменения численности населения города и его отдельных территорий, внутренняя миграция населения, преобразование городской среды, транспортно-ориентированный уклад городской жизни, бюджетная обеспеченность содержания образовательной сети и другие.

Функции (виды деятельности) взаимосвязаны посредством того, что один вид деятельности определяет объем другого вида деятельности. Эта взаимосвязь используется при городском планировании в расчетах и планировании мощности объектов тех или иных функций. Например, объем функции жилья определяется численностью населения, через объемы жилья можно рассчитать объемы или мощности объектов функций транспорта, здравоохранения и т.д. Эти общеизвестные связи, используемые планировщиками, применены в описании существующего и планируемого обеспечения населения объектами образовательной инфраструктуры.

При рассмотрении соотношения функций вида "жильё - социальные услуги" применительно к общеобразовательным школьным учреждениям наглядно проявляется противоречивая специфика данной системы города, которая заключается в следующем:

  • с одной стороны, существует и развивается мобильность населения в части выбора мест проживания в соответствии желаниям и платёжеспособным спросом, в том числе в части выбора приобретения (получения) услуг социальной сферы;
  • с другой стороны, [городскими властями] должна быть обеспечена доступность школьных образовательных учреждений в пределах нормальной или оптимальной дистанции от мест проживания основного количества потребителей услуг (населения);
  • кроме миграционных процессов на территории города, объективно существует процесс изменения возрастной структуры населения, который также оказывает влияние на число учеников во временном периоде.


Это означает, что всегда существует и периодически изменяется уровень несоответствия между количеством школьников, проживающих на локальных территориях, и количеством мест в школах, расположенных на этих территориях.

Возникает вопрос: как увязать эти естественные противоречия в процессе планирования и реальной жизнедеятельности в городе сегодня и в будущем, притом, что события происходят независимо от желания планировщиков?

Для решения этой проблемы применяется моделирование. Оно возможно, т.к. город в целом и все его части обладают признаками динамической системы, в составе которой множество элементов находится в отношениях и связях друг с другом и образуют определённую целостность, единство, развивающееся во времени. И эта связь устойчива, сохраняется, хотя происходят изменения в составе входящих в нее компонентов и характере взаимодействия между ними.

Моделирование представляет собой процесс формулирования проблемы и поиска ее решения. Мы ориентируемся на то, что в России также станет очевидным, что современное городское планирование и управление развитием города все более будет определяться не "волевым" управлением происходящими в городе процессами и реализацией абстрактных нормативных целей, а достижением баланса между такими целями и возможностями. Под возможностями в данном случае понимаются направления деятельности, явления жизни города, при которых в каждый конкретный момент времени, может быть достигнут наилучший, сбалансированный результат. Сбалансированный - это такой результат, при котором учтены интересы различных социальных групп и экономических субъектов, поддержаны положительные тенденции и реализованы попытки избежать негативных последствий развития.

Все приведенные выше положения в полной мере относятся к комплексу объектов социальной инфраструктуры. Для поиска сбалансированного решения по обеспечению населения школьными образовательными учреждениями в пределах района обслуживания, с момента возникновения застройки на пустом месте и отображения возможных направлений развития по пути к полному освоению территории, применим метод Форрестера [Джей Форрестер (англ. Jay Wright Forrester) - американский инженер, разработчик теории системной динамики].

В качестве первого шага, представим блок-схему (рисунок 1) соответствующей описанию цели моделирования - найти равновесное состояние динамической системы, в пределах которой емкость объектов социальной инфраструктуры будет соответствовать или удовлетворять числу потребителей услуг соответствующего вида социальной инфраструктуры, с учётом различных факторов меняющихся во времени:

  • динамики движения населения и жилищного фонда,
  • структуры населения и типологии жилищного фонда,
  • предпочтений и социально-экономического положения населения,
  • других факторов.




Рисунок 1. Схема структурного выражения модели в виде идеограммы

Во всех городах, где осуществляется планомерная реконструкция и интенсивное использование застроенных территорий, становится невозможным и утрачивается смысл руководствоваться традиционными радиусами обслуживания школ.

Например, увеличение зоны обслуживания социальных объектов связано не только с интенсивностью застройки, но и с выбором, который осуществляют жители города. Речь идет о таких факторах, как: удобство доступа к социальной услуге (школе), уровень качества (обучения в данной школе) и другие предпочтения (например, престижность учебного заведения или его соответствие некой социальной группе, скажем, по национальному признаку). В настоящее время нет жесткой адресной привязки жителей к учреждениям социального обслуживания, и поэтому дети удаленных районов посещают центральные школьные и дошкольные учреждения.

С учетом транспортной доступности зона обслуживания общеобразовательного учреждения может составить до 3-5 км. Помимо этого жители сами определяют для себя приемлемость расстояния до мест обучения своих детей.

Для справки: По информации исследований Института социологии Российской Академии Наук в 2004-2006 годах под руководством доктора социологических наук, руководителя Центра социологии образования, науки и культуры ИС РАН Д.Л. Константиновского в среднем по России на дорогу до школы учащиеся тратят 15 минут. Ученики "сильных" школ - уже 20-25 минут. 80% школьников ходят пешком, 15% - пользуются городским транспортом, на автомобиле родителей до школы добираются менее 4%. Но в "слабых" школах пешком ходят около 90% учеников (городским транспортом пользуются 5-10%), а в "сильных" - примерно половина. В элитных учебных заведениях до 36% учащихся добираются в школу городским транспортом, а 8-9% учащихся подвозят родители.

Документацией регулирования градостроительной деятельностью в городе определяются предельные параметры развития соответствующих территорий (предельная плотность застройки, минимальный процент озелененных территорий и проч.). Таким образом, в пределах границ моделируемой системы посредством установленных параметров интенсивности использования территории могут быть определены ограничения модели: по численности населения, по площади застройки всех видов.

Предельные параметры моделируемых элементов являются своего рода "емкостью" территории (Рисунок 2), которая заполняется с прогнозируемым темпом, зависящим от различных факторов.



Рисунок 2. График представления ограничений развития территории, где f(x) - функция изменения параметров интенсивности использования территории

Необходимость строительства объектов социального обслуживания возникает при появлении соответствующего числа пользователей - жителей на определённой территории. Поэтому построение модели начнем с описания одного из главных уровней - численности населения. Численный состав населения меняется во времени вследствие множества факторов и процессов, ограничимся основными из них. На изменение численности населения оказывают влияние такие процессы как: рождаемость, смертность и миграция.

Миграционные процессы внутри замкнутой системы подвержены влиянию следующих переменных: выбытие жилищного фонда (старение, разрушение, техногенные последствия), новое строительство, изменение уровня привлекательности территории (развитие или упадок). Вероятнее всего люди выезжают за пределы территории, потому что их жилье физически не в состоянии обеспечивать жилищные услуги, либо территория, окружение не соответствуют их представлениям о комфорте и безопасности. Другие люди наоборот пополняют систему, потому что на территории появилось жилье, которое отвечает их предпочтениям и возможностям, потому, что территория является оптимальной для их жизни, работы и отдыха.

Выбытие жилищного фонда может быть оценено по структуре существующего жилищного фонда: на основании данных о материале, из которого изготовлено здание, периоде его строительства, сведениях о физическом износе. В то же время довольно трудно оценить естественное выбытие жилищного фонда - собственник жилья бесконечно долго может поддерживать его в функциональном состоянии, поэтому в случае отсутствия информации о муниципальных или частных проектах по реконструкции застроенных территорий, данный параметр предлагается в модели приравнивать нулю.

Следующий этап позволяет привести число новых квартир к числу прибывающего населения на территорию. При этом следует отметить, что прибытие нового населения на территорию происходит с задержкой во времени, заселение нового жилищного фонда также характеризуется определённой скоростью. Скорость заселения предлагаем оценивать как долю от нового годового объема строительства жилья.

Общий прирост населения на очередном этапе периода моделирования в сумме с исходными и расчетными показателями численности населения предыдущих этапов характеризует численность населения, но не число потенциальных потребителей соответствующего вида социальной инфраструктуры.

В нашем случае необходимо из показателей численности населения выделить население школьного возраста. Для целей расчета детей школьного возраста выделен диапазон возрастов от 7 до 16 лет.

Оставляя за скобками громоздкие процедуры, связанные с отслеживанием передвижки возрастов как проживающего, так и вновь прибывающего населения, предлагаем использовать расчетный показатель обеспеченности населения местами в школьных учреждениях, определённым на перспективу как 90 мест на 1000 жителей. В нашем случае этому показателю дадим определение - коэффициент населения школьного возраста.

Следует отметить, что не все дети школьного возраста посещают школы, и не все учащиеся посещают именно муниципальные учреждения (Рисунок 3.)



Рисунок 3. Потоковая диаграмма структуры возрастной группы детей школьного возраста (ОКС - объекты капитального строительства)

Кроме этого, не все дети, проживающие на определённой территории, учатся в близлежащих школах. Несоответствие проживающих и учащихся в пределах одной зоны школьного обслуживания может быть существенным и требует специального сбора данных и мониторинга этой ситуации.

Во избежание двойного счета детей посещающих школы за пределами района обслуживания и посещающих частные школы, если эти школы находятся также за пределами района обслуживания, перед началом моделирования такую информацию необходимо получить.

Параметр модели Население школьного возраста является целевым для принятия решений в отношении развития сети учреждений в пределах района обслуживания. Теперь предстоит сравнить численность населения школьного возраста, посещающего муниципальные учреждения с существующей емкостью школьной сети на данной территории. На первый взгляд, кажется, что дефицит мест в школах района может определять необходимость строительства новых объектов. Но это не так. Во-первых, необходимо дать определение, что означает этот дефицит. Во-вторых, важно иметь представление, как долго неприемлемый дефицит мест в школах будет длиться по времени, достигли он своего пика или находится в стадии развития. В-третьих, необходимо сопоставить возникшую потребность в школьных местах с минимально возможной емкостью школьных учреждений, которые органы местного самоуправления определили в целях оптимизации бюджетных затрат и администрирования.

Касательно дефицита мест. Допускается принимать превышение расчетного количества учащихся, проживающих (зарегистрированных) в зоне обслуживания, посещающих и муниципальные учреждения среднего (полного) общего образования, над расчетным числом мест или посещений в соответствующих учреждениях (существующих, преобразуемых посредством реконструкции, капитального ремонта, планируемых к созданию), но не более чем на 15%.

С учетом оптимального соотношения стоимости содержания одного места в школе, стоимости предоставления образовательной услуги на одно место и численности населения, определен показатель минимальной наполняемости муниципальных общеобразовательных школ - 800 мест. Иначе говоря, строить в крупном городе новые школы емкостью менее 800 мест экономически нецелесообразно.

А теперь переходим к самому главному - определению потребности в строительстве новой школы

При "нарушении" этого баланса (дефицит мест в школьной сети), когда численность детей, посещающих муниципальные учреждения, превышает их емкость, возникает необходимость проверки условий, обосновывающих увеличение емкости сети в заданном районе. При дефиците мест менее чем минимальный размер школы - 800 мест, - решение задачи обеспечения населения образовательными услугами лежит в сфере административно-организационных мероприятий (строить новую школу не следует).

При дефиците мест более 800 насущным становится вопрос о строительстве новой школы или увеличения емкости существующих школ в районе. Следует отметить, что в городе, как правило, имеются школьные учреждения с различной наполняемостью. Существуют школы старой постройки и на 400, и на 600 человек. Поэтому при наличии на территории районов обслуживания небольших школ, а также потенциала школьных земельных участков (достаточно большой земельный участок под существующим зданием школы малой емкости) и технологической осуществимости реконструкции, можно рассматривать варианты увеличения емкости существующих школ даже при дефиците мест менее 800.

Предлагаем учесть еще одно обстоятельство, которое позволит скорректировать модель при определении предельного дефицита мест в школьной сети. С одной стороны введено определение "нормального" дефицита, при котором избыточное число учеников не приводит к снижению качества и комфорта обучения, с другой необходимо дать определение "нормальному" профициту, при котором численность учеников посещающих школу меньше емкости учреждения. При нормальном профиците не возникает вопрос о закрытии школы, как "недогруженной", с целью оптимизации бюджетно-административных расходов. По аналогии с дефицитом, предлагается ввести и понятие "нормального" профицита, когда превышение емкости учреждения над численностью учащихся находится в пределах 15%.

Процесс моделирования позволяет более глубоко оценить условия и альтернативные решения. Так например, даже если в результате моделирования расчеты покажут, что строить новую школу не нужно, эксперты могут прийти к мнению, что такое строительство окажет стимулирующее воздействие на развитие территории, когда после появления дополнительной школы процессы нового строительства жилья, его заселения, будут протекать с большей скоростью. Безусловно, эти основания должны быть описаны и предъявлены экспертами.

Заключение

В рамках указанного подхода становится очевидным тот факт, что пространственное моделирование сети нельзя осуществлять на уровне единичных объектов. Так, попытки решить проблему переполненности отдельной школы путём автоматического строительства новой в непосредственной близости не дадут гарантии решения проблемы, но могут даже усугубить ее. Дело в том, что процессы пространственного перераспределения спроса на услуги общего образования определяются комплексом факторов, среди которых расположение мест проживания населения является важным, но не всеобъемлющим. Моделирование сети образовательных учреждений может быть эффективным только в случае комплексного подхода к её анализу и только в средне- и долгосрочном периоде. Поэтому такое моделирование должно использовать положение о "гибкости" школ, определяемых с учётом специфики отдельных локальных территорий.

В любом случае полученные в результате моделирования цифры служат лишь первым шагом на пути решения проблемы. Но без этого первого шага никогда не добраться до цели.

Приложение

1. Расчет общей численности населения на начало года выполняется по уравнению демографического баланса:


где:

i Временной шаг (год) исследуемого периода
Pi Общая численность населения на начало года
Pi-1 Общая численность населения на начало предыдущего года
N Общее число родившихся в предыдущем году
M Общее число умерших в предыдущем году
V+ Число прибывших в предыдущем году
V- Число убывших в предыдущем году

9. Представим формулу для расчета необходимого количества школ в случае превышения "нормального" дефицита мест в школьной сети:



где:

PШОУ Численность населения школьного возраста, посещающего муниципальные учреждения
S Наполняемость (емкость) школьной сети
Cmin Минимальная наполняемость муниципальных общеобразовательных школ, устанавливаемая при планировании
q Количество школ
d нормальный дефицит - доля превышения численности учащихся емкости учреждения
p нормальный профицит - доля превышения емкости учреждения численности учащихся

школа, Волжский, город

Previous post Next post
Up