Основными параметрами транспортного процесса являются общие затраты, связанные с его функционированием, и транспортные тарифы. Издержки любой транспортной организации делятся на постоянные и переменные, зависящие от расстояния перевозки. К постоянным затратам относятся:
· арендная плата;
· оплата труда управленческого персонала;
· амортизационные отчисления на реновацию транспорта;
· накладные расходы.
Переменными, то есть зависящими от расстояния перевозки затратами являются:
o топливо, смазочные материалы, электроэнергия;
o заработная плата водителей, механиков, грузчиков;
o страхование грузов и их таможенное оформление;
o хранение груза на терминалах;
o информационные, финансовые и консультационные услуги.
В общем виде логистические затраты на перевозку 1 т груза в смешанной системе транспортировки определяются по формуле:
Стр = С1 • l1 + С2 • l2 +
![](file:///C:/DOCUME~1/user/LOCALS~1/Temp/msohtml1/01/clip_image002.gif)
+ С3 • l3,
где С1 и С2 - себестоимость 1 т/км соответственно при подвозе и вывозе груза вспомогательным видом транспорта;
Сi - эксплуатационные затраты на погрузку-разгрузку на всём пути следования;
С3 - себестоимость 1 т/км при транспортировке магистральным транспортом;
l1 и l2 - дальность подвоза и вывоза груза вспомогательным транспортом;
l3 - расстояние перевозки груза магистральным транспортом;
n - число погрузочно-разгрузочных операций.
Минимизация транспортных расходов - одна из важнейших задач логистического менеджера. Для её решения необходимо разработать оптимальный маршрут доставки груза на базе экономико-математических моделей, сбалансированную загрузку рейсов в обоих направлениях, оптимизировать загрузку транспортных средств с учётом совместимости грузов и грузоподъёмности подвижного состава. Выбор оптимального способа доставки груза принимается на основе альтернативного принципа транспортировки:
· экономия за счёт масштабов грузоперевозки - чем крупнее груз, тем меньше транспортные расходы на единицу веса груза, т.е. более мощные виды транспорта обходятся дешевле;
· экономия за счёт дальности маршрутов - чем длиннее маршрут, тем меньше транспортные расходы в расчёте на единицу расстояния;
· экономия за счёт плотности груза (отношение веса груза к занимаемому пространству) - чем больше плотность груза, тем меньше транспортные расходы на единицу груза.
Основное направление снижения общих затрат транспортировки - повышение эффективности транспортного процесса за счёт экономии материальных и трудовых ресурсов и снижения тарифов по отдельным логистическим операциям. Общие издержки перевозки являются базой для разработки системы транспортных тарифов, по которым осуществляются расчёты между перевозчиками и грузовладельцами (грузоотправителями).
Общий тариф - это цена транспортной услуги, включающая: плату за перевозку; сборы за дополнительные операции, связанные с перевозкой (например, страхование и охрана), и норму прибыли перевозчика. Размер тарифа дифференцируется в зависимости от вида транспорта, расстояния и скорости перевозки, вида и объёма груза, срочности доставки.
Транспортные тарифы классифицируются по следующим признакам:
1. По сфере применения выделяют:
§ исключительные тарифы - устанавливаются с отклонениями от общих тарифов в виде скидок и надбавок в зависимости от времени года и состояния транспортной инфраструктуры в регионе, куда направляется груз;
§ льготные тарифы - применяются для перевозки гуманитарных грузов и грузов особого назначения (например, военных);
§ специальные тарифы - при перевозке экспортно-импортных грузов;
§ местные тарифы - устанавливают транспортные компании с учётом внешних факторов, влияющих ни их деятельность в данном районе.
2. В зависимости от размера партии груза различают тарифы: на перевозку груза в контейнерах, на крупную и мелкую партии.
3. По виду сообщений и транспортных средств выделяют: тариф на железнодорожном, автомобильном, речном, воздушном и морском транспорте, а также тарифы в смешанном сообщении - железнодорожно-водном, автомобильно-железнодорожном и т.д.
4. По внутреннему строению существуют: однообразные тарифы с единой неизменной ставкой за 1 т-км и дифференцированные тарифы, характеризующиеся изменением ставки в зависимости от вида транспортных средств, расстояния и скорости перевозки, вида и объёма груза и срочности доставки.
страны.
К содержанию конспекта