На первом этапе управления транспортировкой осуществляется выбор вида магистрального транспорта для доставки нужного груза в нужное место в установленный срок и по оптимальной цене. Существуют следующие виды магистрального транспорта:
v автомобильный;
v воздушный;
v железнодорожный;
v водный;
v трубопроводный.
В процессе анализа и принятия решения по выбору оптимального вида транспорта учитываются следующие факторы:
o вид груза и его показатели (вес, линейные размеры, стоимость);
o доступность вида транспорта, а также необходимость грузового и подъёмно-транспортного оборудования;
o расстояние до места назначения, состояние транспортной инфраструктуры и возможность замены транспорта;
o грузоподъёмность и грузовместимость транспортных средств;
o срочность, стоимость и надёжность доставки;
o ценность груза, условия его хранения и вид упаковки;
o независимость от метеорологических условий.
Специалисты выделяют шесть основных факторов, влияющих на работу вида транспорта. В табл. 6.1 даётся оценка различных видов магистрального транспорта по каждому из этих факторов (единице соответствует наилучшее значение, поэтому чем ниже сумма баллов, тем лучше характеристики транспортного средства). Правильность сделанного выбора должна быть подтверждена экономическими расчётами, основанными на анализе всех расходов, связанных с транспортировкой различными видами транспорта.
Таблица 6.1
Оценка различных видов магистрального транспорта
На втором этапе управления транспортным процессом логистический менеджер проводит исследование рынка транспортных услуг, оценку потенциальных перевозчиков по основным критериям, устанавливает их рейтинг и по результатам анализа выбирает наиболее эффективного (оптимального) перевозчика. Для решения этой задачи в логистике разработаны следующие альтернативные методы выбора перевозчика:
1. Метод матриц, позволяющий выбрать перевозчика по критерию минимума затрат на перевозку с учётом уровня качества сервиса.
2. Метод стоимостной оценки - используется для максимизации прибыли за счёт оптимального сочетания параметров перевозки и товарного рынка.
3. Метод выбора перевозчика с учётом технологических параметров, основан на связях между физическими параметрами груза (масса и объём) и системой перевозки (скорость и частота).
4. Метод элиминирования по параметрам - даёт возможность исключить из анализа некоторые параметры перевозчика и сосредоточить внимание на самых значимых критериях выбора.
Критерии выбора перевозчика в порядке убывания их значимости (порядковый номер определяет ранг):
1) скорость доставки;
2) стоимость транспортировки;
3) соблюдение графика доставки;
4) регулярность доставки;
5) сохранность груза;
6) финансовая состоятельность перевозчика;
7) экспедирование груза;
8) мониторинг прохождения груза;
9) качество сервиса;
10)удобство времени отправления груза.
Допустим, что для установления рейтинга перевозчика логистический менеджер использует в анализе только пять критериев, по которым он будет оценивать двух потенциальных перевозчиков А и В. Независимый эксперт оценивает результаты предыдущей деятельности перевозчиков по 5-балльной шкале: 5 - отлично, 4 - хорошо, 3 - удовлетворительно, 2 - плохо, 1 - очень плохо. Вес критерия определяется в результате деления общего числа рассматриваемых критериев на ранг, а рейтинг - произведение веса на оценку (табл. 6.2). Результаты анализа показывают, что рейтинг перевозчика В выше, значит, с ним и следует заключить договор на транспортировку груза.
Таблица 6.2
Рейтинговая оценка и выбор перевозчика
Наименование критерия
Ранг критерия
Вес критерия
Оценки критериев
Рейтинг
Перевозчик А
Перевозчик В
Перевозчик А
Перевозчик В
Стоимость перевозки
2
2,50
3
4
Соблюдение графика
3
1,67
2
3
Сохранность груза
5
1,00
4
2
Экспедирование
7
0,71
4
4
Качество сервиса
9
0,55
2
3
СУММАРНЫЙ РЕЙТИНГ:
15
16
На третьем этапе управления транспортным процессом логистический менеджер осуществляет выбор системы (или способа) перевозки. Различают следующие альтернативные системы перевозки грузов:
1. Унимодальная перевозка - осуществляется одним видом транспорта. Применяется при заданном начальном и конечном пунктах доставки, на которых отсутствует промежуточное складирование и грузопереработка. Например, транспортировка автомобилем бетона на строительную площадку или автомобильных двигателей с одного предприятия на другое железнодорожным транспортом.
2. Терминальная перевозка - осуществляется через грузовые терминалы, расположенные по маршруту транспортировки грузов в междугородном и международном сообщении. Универсальный терминал представляет собой группу складов с единым распределительным центром и цехом технического обслуживания транспорта. Он предназначен для грузопереработки, т.е. разгрузки, таможенной очистки, комплектования, а также краткосрочного (1-2 дня) хранения и отправки небольших партий (от 0,1 до 5 тонн) различных видов груза.
3. Смешанная перевозка - осуществляется обычно двумя видами транспорта, при этом груз доставляется одним видом транспорта в грузовой терминал с кратковременным хранением и последующей перегрузкой на другой вид транспорта. Типичным примером смешанной перевозки является обслуживание автотранспортными компаниями железнодорожных станций, морских и речных портов. Разновидностью данного способа транспортировки является комбинированная перевозка, которая осуществляется несколькими видами транспорта (железнодорожным, воздушным, автомобильным) на большое расстояние в одном и том же транспортном оборудовании, например, контейнере, съёмном кузове, автофургоне.
4. Интермодальная перевозка - представляет собой интегрированную систему доставки грузов несколькими видами транспорта по принципу «от двери к двери». Она осуществляется под руководством одного экспедитора из единого диспетчерского пункта по одному транспортному документу с применением единой тарифной ставки при единой ответственности за груз и исполнение договора перевозки.
5. Мультимодальная транспортировка - действует по тем же принципам, что и интермодальная. Отличительной чертой данной системы является то, что различные перевозчики выступают в роли клиентов единого транспортного агентства (оператора), услуги которого они оплачивают. Ярким примером компании, осуществляющей эффективные мультимодальные грузоперевозки, является североамериканская корпорация TNT Express Worldwide, работающая по «своевременной» технологии (рис. 6.2).
В процессе управления транспортный логистический менеджер должен оптимизировать основные условия и параметры транспортного процесса, способствующие повышению его эффективности.
К содержанию конспекта