В школе мы все мимоходом проходили материал о службе Лермонтова на Кавказе. Однако, как я помню, об этом мы узнавали на "Лит-ре" изучая Мцыри, но никак не на "Истории". Однако, наткнувшись на одну статью, я сделал для себя неожиданное открытие.
Лермонтов был не только Русским писателем и антисемитом, но и героическим, скорее даже безбашенным воякой. Ниже я приведу особо значимые на мой взгляд цитаты, однако, прочитав до конца, я в очередной раз убедился - всякий Русский герой живёт в антирусском государстве. Его победы империя использует плюя на него, как на личность.
Но я знаю, кровь погибших Русских за сомнительные военные достижения по принципу "мы за ценой не постоим" аукнутся русофобам во власти уже в ближайшем будущем.
Тем не менее, на моей книжной полке рядом с Есениным поселился Лермонтов. Ну а принцип построения отношений с горцами генералом Ермоловым в очередной раз вызывает уважение и желание брать с него пример увеличив эффективность ведения боевых действий на кавказе в тысячи раз с помощью современных разработок оружия массового поражения.
«Лермонтовский отряд» на Кавказе
"...Как замечательный поэт Лермонтов давно оценён по достоинству, но как об офицере о нём и до сих пор идут бесконечные споры... Он был отчаянно храбр, удивлял своей удалью даже старых кавказских джигитов, но это не было его призванием, и военный мундир он носил лишь только потому, что тогда вся молодёжь лучших фамилий служила в гвардии... он никогда не подчинялся никакому режиму, и его команда, как блуждающая комета, бродила всюду, появлялась там, где ей вздумается, в бою она искала самых опасных мест..."
"...Россильон же пытается аккуратно трунить, имея наверняка за душой солидный прикуп желчи; согласно преданию, переданному биографом поэта Висковатым, барон получил от Лермонтова ярлык, подхваченный недоброжелателями: «то ли немец, то ли поляк, а пожалуй, что и жид». «Ответ» Россильона в укороченном виде звучит примерно так: в сражении на реке Валерик от 11 июля 1840 г. поручик Лермонтов с шашкой верхом на коне бросался на чеченские завалы, являя таким образом «молодечество»..."
"...С сим «правилом» состоит в родстве и тот факт, что мамацевский Лермонтов всё время «лезет на рожон». Потто, в свой черёд, есть историк по преимуществу регулярной армии; его главы, где идёт речь о казаках или горцах, чаще эпичны, чем историчны. Расставаясь по мере надобности с привычным языком реляций, Потто превращает чернила в масляные краски; в результате получается не что иное, как казённая живопись. «В этот миг Мамацев увидел возле себя Лермонтова, который точно из земли вырос со своей командой. И как он был хорош в красной шёлковой рубашке с косым расстёгнутым воротом; рука сжимала рукоять кинжала. И он, и его охотники, как тигры, сторожили момент, чтобы кинуться на горцев..."
"...Следует напомнить, что и знаменитые богатыри Ермолова отличны были от горцев разве что по сапогам, да по закоренелой русской привычке отбивать наезды кавалерии в пешем строю, коя известна ещё со времени Святослава Хоробра, первого «оккупанта» Кавказа. Коренное же отличие «разведчиков» Лермонтова и «башибузуков» Засса заключалось в том, что они по преимуществу действовали, не покидая сёдел, на горский или на казачий, «роксоланский» манер... ...Но в силу особенных местных условий охотникам приходилось решать и иные тактические задачи, причём также будучи в глубоком тылу. «Врезывались в неприятельские аулы, вели партизанскую войну» - т.е. совершали кровавые наезды на немирные селения, нападая исподтишка..."
"...Разумеется, ни в одной книге не прописано, что «блуждающая комета» под предводительством светила отечественной словесности занималась поножовщиной в полусонных чеченских аулах... ...Между тем за «Дороховским» отрядом наверняка были закреплены все три основные тактические задачи, которые выполнились впоследствии многими аналогичными соединениями: разведка (в том числе и боем), диверсии на вражеской территории и сопровождение карательных экспедиций. Причём со всеми поставленными задачами отряд успешно справлялся и находясь под водительством поручика Лермонтова..."
"...Кавказский корпус в 1841 г. истекал кровью без подкреплений. Однако правительство не спешило на глазах у всей Европы выказать своё бессилие перед каким-то там Шамилем; официально масштабной войны на Кавказе не существовало, не было и значимых подкреплений... пока осенью 1843 г. Шамиль сам не начал наступления. Все русские крепости южнее Терека были взяты, их гарнизоны истреблены; на месте станиц клубились пожарища - всё с таким трудом взятое Ермоловым в 1818-1825 гг. было отдарено вождям газавата (джихада)..."
"...С отстранением Ермолова ушло самое главное - осознание горцем русского могущества и надежда солдата на победное окончание войны. Началась кровавая рутина с постоянным отрицательным показателем..."
Читать полностью...