Я давно обещал рассказать, как же я попал в Research in Motion.
Знаковые события в жизни обычно случаются не благодаря, а вопреки любым обстоятельствам. RIM по началу произвел на меня мало впечатления, только их веб-сайт оказался самым приятным и эргономичным. Я вообще плохо представлял, что это такое. Потом уже мне объяснили, что это четвертый в мире производитель сотовых телефонов, производящий при этом исключительно смартфоны. Компании вообще меня мало интересовали. Я хотел уехать на восемь месяцев в Британскую Колумбию, заработать там денег на автомобиль и вернуться в Виндзор на колесах, пересечь при этом почтю всю Канаду.
Для этой цели подходили IBM (у них есть лаборатория в Ванкувере) и канадский центр ядерных исследований TRIUMF, возлагавший на студентов одну из фундаметральных задач современной физики - поиск темной материи. Ни те, ни другие, мной не заинтересовались, и большого выбора передо мной не предвиделось. Я даже начал волноваться, что окажусь никому не нужен.
Так называемый кооп - студенческая практика - практика самая настоящая. Студент сам ищет работу, сам пишет резюме и сопроводительные письма, ходит на собеседования, потом чаще всего едет работать в другой город - самая настоящая романтика взрослой жизни. Роль университета в этом довольно скромная, как бы многие не хотели это оспорить. В моем университете есть целый карьерый центр, работники которого занимаются вопросами этой практики. Они из кожи вон лезут, чтобы создать иллюзию бурной деятельности. За этот цирк студенты платят порядка пятисот долларов в семестр - это стоймость практики. Эти товарищи устраивают обязательные собрания, непосещение которых грозит отчислением с программы. На собраниях эти люди с серьезным видом говорят до смешного очевидные вещи о том, как нужно проходить собеседование и тому подобное. Многие собеседования проходят по телефону, т.к. работодатель редко готов ехать из другого города ради разговора со студентом, тем не менее, на телефонные интервью советуют приходить при параде, в рубашке с галстуком и в костюме, т.к. это влияет на самоощущение человека, его настрой и прочее, прочее. При личных интервью ни в коем случае не советуют пользоваться парфюмами и дезодорантами, т.к. запах может раздразить интервьювера. Пугают историей про студента, сильно надушившегося от волнения, что якобы стало причиной отказа. В общем студентам всячески стараются привить трепетно-патетические чувства к работодателю, который здесь бог.
Мою позицию и отношение к костюмам и галстукам хорошо иллюстрирует простой пример. Свой единственный костюм я одевал три раза за всю жизнь: на выпускной в школе, на свадьбу друга и защиту диплома. Причем рубашка под ним была одета лишь однажды. Без галстука. Надо ли говорить, что костюм остался в Москве.
Когда дата и время моего телефонного интервью были назначены, мне настоятельно рекомендовали одеться как положено, ибо это важно и ответственно.
В назначенный день по традации, как перед всяким ответсвенным мероприятием, я не выспался. Я не спал не потому что не мог уснуть из-за волнения, я просто разгильдяй. Для виду я все-таки одел рубашку. Еще я забыл свой сотовый телефон дома, и вспомнив, утешил себя, что звонить в любом случае будут по назначенному заранее университетскому телефону. В назначенном месте, куда должен был позвонить представитель работодателя, меня посадили в отдельную комнату с телефоном. В назначенное время телефон не зазвонил, я положил голову на стол и закрыл глаза. Меня разбудила работница, просунувшаяся в дверь минут через 20 - что-то было не так. Собеседник не звонил. Спустя еще полчаса стало ясно, что интервьювер ждал меня в комнате для собеседований в городе Ватерло почти за 300 километров от Виндзора. Сверив свои записи, он понял свою ошибку и обещал переназначить собеседование.
Придя домой, я стал переодеваться, снял с себя рубашку и штаны и, стоя в одних трусах посмотрел на мобильник. Один неотвеченный вызов. Машинально я нажал «перезвонить», на том конце быстро ответили по-английски:
- Антон?!
- Да!
- Здравствуйте! Меня зовут Роберт Блэк! Это моя ошибка, я ждал вас сегодня в своем офисе! Ясное дело, вы не могли придти, т.к. вы в Виндзоре. Ха-ха! Раз уж вы позвонили, у меня есть 20 минут, мы можем быстренько поговорить сейчас! Вы согласны?
Я уже боялся упустить этот шанс.
- Конечно!
Так для меня, стоящего в одних трусах посреди своей комнаты с телефоном в руках, началось мое телефонное собеседование. В середине разговора в комнату заглянул трехлетний Артем, и видя, что я занят, сообразил, что может делать то, что обычно делать нельзя, схватил за конец мой ремень и утащил, бормоча что-то.
Знаковые события в жизни обычно случаются не благодаря, а вопреки любым обстоятельствам. Сочтя это за знак, через несколько месяцев я выбрал именно эту позицию из двух доступных мне на выбор.