Последние лет 40 на мировой арене прочно закрепился, пустил корни и ветви музыкальный стиль, который можно охарактеризовать принятием собственной темной стороны и мрачных чувств гнева, ненависти, разочарования и отчаяния. Первой реакцией непосвященных часто становится вопрос: «Как можно слушать это говно?». Но стоит вспомнить, что мерило любого искусства - эмоции, которые оно вызывает - субъективная по определению метрика. Этот вопрос становится бессмысленным для людей, у кого эти ритмичные узоры вызывают объективные мурашки по коже.
Согласно Бредбери, жизнь не право - это дар и честь, данные наперед, и за которые с каждого спросится. Цель же творчества - напомнить человеку, что он жив, и есть еще время эту жизнь заслужить.
Умирающий Джон Миллер говорит спасенному им Райану: «Заслужи её»:
Click to view
В музыке эта цель и так прослеживается максимально - как хочется жить после хорошей песни! Но метал поднимается на ступеньку выше, акцентируя внимание на неизбежности смерти.
«We believe, but we are deceased
Or soon to be.
Why act surprised? You’ve seen the seas,
It’s just enough to feed the trees»
In Flames
На каждом концерте Джеймс Хетфилд спрашивает зал: «Are you alive? How does it feel to be alive?»
Click to view
К смерти как лейтмотиву присоединяются протестные темы, вызывающие схожий отклик: зависимость (от наркотиков и алкоголя), принуждение, насилие, война, разочарование в устройстве мира, нормах и религии.
Мрачные тексты, бешенные ритмы, искаженные дисторшн гитарные риффы, гроул-вокал и крики становятся идеальными проводниками возникающих эмоций. Возможно, это самый здоровый способ испытать катарсис. Принимая таким образом правду жизни, слушатель преодолевает фрустрацию и смотрит на мир более объективно и, может быть, хоть чуточку больше ценит то, что у него есть - жизнь и действительность.
Метафорично любая композиция, любое соло или проигрыш, как и жизнь, быстро заканчиваются, и можно прослушать их внимательно, насладившись каждым моментом, либо же пропустить мимо ушей, отвлекшись.
Первая баллада группы Metallica «Fade To Black» помогла тысячам подростков пережить депрессию и не покончить с собой, за что Джеймс Хетфилд 35 лет спустя еще получает благодарные письма. Периодически же музыки оказывается недостаточно, чтобы вытащить сломленную психику, и родители погибшего подростка винят или подают в суд на музыкантов, путая причину со следствием. Как по иронии металлическая атрибутика до пошлости изобилует черепами и всем прочим, связанным со смертью, а также нередко насилием, демоническими и сатанинскими темами, что, возможно, коренится в подростковом бунтарстве и желании испугать родителей.
Неудивительно, что исследования, пусть и немногочисленные, предполагают, что метал притягивает слушателей с низкой самооценкой, и музыка помогает им восполнить этот дефицит. При этом металлисты могут оказаться более чуткими и нежными людьми. Иллюстрация из жизни. Два друга едут в машине. В колонках играет «Roots Bloody Roots».
- Обожаю эту первобытную ненависть, - говорит Димон. - Рутс в этом плане эталон. В метале самое нудное и слащавое - это гитарные соло, но вот у Сепультуры даже соляки злые. Вот слушай, сейчас, Антоха!
Читателя, наверняка, удивит, что друзья ехали в королевский парк цветов Кёкенхоф любоваться цветением голландских тюльпанов.
У антохиной половинки его увлечение странной музыкой вызывало любопытство, схожее с вопросом из первого абзаца.
- Мы поедем к родителям через две недели?
- Видимо, нет.
- Тогда я беру билет на In Flames. Они выступают 26-го числа.
- Знаешь что? - девушка сделала глоток вина, - А бери два!
- Ты уверена? - с выпученными глазами спросил Антоха. - Может ты послушаешь хотя бы несколько песен?
- Не, тогда я точно никуда не пойду…
- Слушай, а ты не начнешь думать, что я ненормальный?
- Обещаю, что мое отношение к тебе не изменится.
«…мне все равно тысячу лет,
Что обо мне думают…
Но мне не все равно,
Что думаешь ты»
Земфира
Определенное потрясение все-таки ждало обоих. Концерт проходил не в самом подходящем зале, где между рядами сидений ходили официантки, а в центре танцпола в мош-пите месились самые отчаянные и раскрепощенные - такой катарсис в разы сильней. После пары коктейлей все стало привычней, волны качающихся голов захватили публику и даже крауд-серфингист, которого на руках выплеснули на сцену, не казался там лишним. Вежливые шведы не стали гнать его, дав сделать селфи на фоне музыкантов и нырнуть обратно в толпу. Кульминацией единения были слова благодарности со сцены и признание участников фанатам: «Без вас мы ничто!».
Произошедшее глубоко потрясло Антоху. Метал позволил взглянуть на отношения с другой стороны, открыл природу не только жизни и смерти, но и любви.
- Вот это отвага! Способен ли я на подобное? Пойду ли я с ней на Лободу?