"Где-то над головой Нильса зашумели крылья. Это с юга на север летели дикие гуси. Они летели высоко в небе, вытянувшись правильным треугольником, но, увидев своих родичей - домашних гусей, - спустились ниже и закричали:
- Летите с нами! Летите с нами! Мы летим на север, в Лапландию! В Лапландию!
Домашние гуси заволновались, загоготали, захлопали крыльями, как будто пробовали, могут ли они взлететь. <...> Белый молодой гусь, задрав голову кверху, стремительно побежал по лужам.
- Подождите меня! Подождите меня! - кричал он диким гусям. - Я лечу с вами! С вами!
«Да ведь это Мартин, лучший мамин гусь, - подумал Нильс. - Чего доброго, он и в самом деле улетит!»
- Стой, стой! - закричал Нильс и бросился за Мартином."
Внезапная забота о домашнем добре со стороны разгильдяя и бездельника Нильса может показаться несколько странной. А дело все в том, что гусак Мартин не просто "лучший мамин гусь" - это гусь, специально откармливаемый для главного крестьянского праздника, кануна Дня святого Мартина.
День святого Мартина, или Мортена, если на шведский лад, приходится на 11 ноября и знаменует собой окончание полевых работ. Дальше - зима, а перед ней еще и долгий рождественский пост. Поэтому в канун Дня святого Мартина устраивался обильный праздничный обед, гвоздем которого становился откормленный гусак, ведь именно в начале ноября гуси достигали идеальной кондиции и их следовало забить прежде, чем они начнут расходовать свои жировые запасы. Обреченный стать праздничным обедом гусак так и назывался - Mårten Gås, гусь Мартина. Обычай этот был особенно распространен в провинции Сконе на юге Швеции, откуда родом Нильс. На стол подавался густой "черный суп" из гусиной крови, щедро приправленный специями, колбаса из гусиной печени, блюда из гусиных потрохов с картофелем и капустой, тушеных на гусином жире и, наконец, зажаренная тушка гуся, нафаршированная яблоками, изюмом и черносливом и сдобренная перцем и имбирем. Даже такой ленивый и беззаботный мальчишка как Нильс не мог лишить семью - и себя, конечно же - этого удовольствия. Впрочем, этот "традиционный сконский обед" был придуман в 1850 году в Стокгольме владельцем ресторана "Piperska muren". Родители Нильса, скорее всего, удовольствовались более простым меню: блюдо из вымоченной в щелочи трески "лютефиск", рисовая каша, возможно - сладкая, с изюмом и черносливом, все же отец Нильса, Хольгер Нильссон был крепким хозяином, на десерт - традиционный яблочный пирог из ржаной муки. Все это, разумеется, в добавление к главному блюду - жареному гусю.
Так что белому гусаку Мартину прямой резон был лететь с Аккой.
"- Счастье нам снова улыбается! - радовалась мать. - Подумать только! Большой белый гусак, который исчез по весне, видать, улетел со стаей диких гусей. А нынче он вернулся и привел с собой еще семерых диких гусей. Они вошли в гусиный загон, а я взяла да и заперла их там!
- Вот чудеса! - удивился Хольгер Нильссон. - А знаешь, мать, самое лучшее во всем этом - то, что нам больше не надо думать, будто мальчик бежал из дому, прихватив с собой гусака!
- Да, твоя правда, отец! Боюсь только, не пришлось бы нам заколоть их нынче же вечером. Скоро день святого Мортена, и надо поспешить, если мы хотим успеть отвезти их в город на продажу."