Маисовые люди

Mar 24, 2018 16:00

Испанцы, приходя в Новый Свет, приносили с собой старые названия своей родины: Мерида, Лерма, Гвадалахара, Трухильо... Сакатекас не из их числа, он назван словом аборигенов, означающим "место, где много травы".
А должен бы называться "место, где много серебра".






В середине XVI века Хуан де Толоса, Кристобаль де Оньяте и Диего де Ибарра основали у горы Ла Буфа поселение и начали разработку богатейшей серебряной жилы. Говорят, на залежи серебра де Толосу вывел его слуга-индеец. Пораженный страстью своего хозяина к драгоценным металлам, он пообещал показать испанцу место, где тот сможет, наконец, утолить свою алчность.




К богатому месторождению хлынули массы старателей, иссверливших гору многочисленными шахтами. Быстро растущий город вывесил на своем геральдическом щите гордый девиз: Labor vinci omnia - "терпенье и труд все перетрут". Перетирать приходилось в основном индейцам, местным и приведенным на рудники из других областей Мексики. Испанские колонисты предпочитали заниматься торговлей, управлением рудниками и крещением язычников.




Вокруг рудников быстро плодились монастыри и часовенки, позднее на месте одной из них был возведен кафедральный собор с великолепным фасадом.




image Click to view



В собор из часовни бережно перенесли почитаемое распятие - Животворящий Крест считался покровителем шахтеров Сакатекаса. В Страстную неделю распятие торжественно проносили по городу.




Традиция была испанской, а вот распятие - сугубо мексиканским продуктом.


Индейцы славились как отличные мастера, и вырезать распятие из дерева им было бы несложно. Однако местные умельцы предпочитали делать по-своему: на большом деревянном кресте укрепляли человеческую фигуру, искусно слепленную из маисовой муки, смешанной с клейстером и кровью. Каркасом служили стебли все той же кукурузы и тонкие ветки. Тончайшая роспись придавала вылепленной фигуре пугающую реалистичность.

Что ж, по древней легенде боги заселяли землю индейцев трижды: первые люди из глины и из дерева оказались неудачными, и только люди из маиса вышли как надо.


От индейских распятий разило идолопоклонством, но святые отцы Новой Испании легко мирились с экстравагантными привычками своей паствы, практиковавшей веру, которая по форме была католической, а на деле - языческой.

А хоть бы и так - народ был доволен, что новые боги впитали частичку старых, к тому же крест с лепным маисовым Христом был не в пример легче традиционного деревянного распятия, что быстро оценили участники процессий, которым приходилось тащить его на собственных плечах.

В 1576 году Андрес де Меса, уроженец городка Монтилья, находящегося недалеко от Кордовы, привез из Сакатекаса на родину двухметровое распятие индейской работы. Голову маисового Христа украшел венец из серебра, добытого на рудниках Сакатекаса. Распятие предназначалось в дар старинной монтильской часовне Животворящего Креста. Впечатляющий образец колониального барокко был благоговейно помещен над алтарем.

Утвердившись на новом месте, Христос из Сакатекаса простер свое покровительство на новых соотечественников. Хроника начала восемнадцатого века рассказывает о длительной засухе, поразившей округу. Отчаявшиеся монтильцы провели торжественный молебен с крестным ходом. Когда распятие проносили по улицам Монтильи, до того безоблачные небеса потемнели, и разразился сильнейший ливень. Дождь шел на протяжении нескольких дней, напитав влагой поля и виноградники. Случившееся почли за чудо.

За прошедшие века часовня была разрушена и отстроена заново, но Христос Сакатекасский уцелел, и по-прежнему торжественно выносится в город во время процессии в Страстную неделю.




Но в Монтилью обычно приезжают за другим: ее виноградники дают превосходный фино из местного сорта винограда. Знаменитый амонтильядо - это херес, сделанный "как в Монтилье". Навигатор охотно ведет по бодегам Монтилья-Морилес. Смуглый индейский Христос в топ достопримечательностей не входит.



городские легенды, чемоданное настроение, тихо над Альямброй

Previous post Next post
Up