Развалится вся видимость

Sep 16, 2017 20:01

Оригинал взят у ikysin в Падающая колокольня Успенской церкви

Колокольня Успенской церкви прославилась на всю Россию тем, что она, подобно Пизанской башне, наклонилась и стала медленно увеличивать угол наклона. Дошло дело до того, что звонари отказывались подниматься на нее в зимнее время, опасаясь соскользнуть вниз.






Перельман Яков Исидорович в своей книге "Занимательная физика" упоминает ее и печатает фотографию:

"Стоящий предмет не опрокидывается только тогда, когда отвесная линия, проведенная из центра тяжести, проходит внутри основания вещи. Поэтому наклонный цилиндр должен непременно опрокинуться; но если бы он был настолько широк, что отвесная линия, проведенная из его центра тяжести, проходила бы в пределах его основания, цилиндр не опрокинулся бы. Так называемые “падающие башни” - в Пизе, в Болонье или хотя бы “падающая колокольня” в Архангельске не падают, несмотря на свой наклон, также потому, что отвесная линия из их центра тяжести не выходит за пределы основания (другая, второстепенная, причина та, что они углублены в землю своими фундаментами)."


“Падающая” колокольня в Архангельске (со старинной фотографии).

Исправил же наклон 32-х метровой колокольни академик архитектуры, член императорской археологической комиссии П.П.Покрышкин в 1912 году. Старый деревянный свайный фундамент был заменен на каменный. По описанию архангельской прессы, решение было изящным и простым:
Покрышкин обратился к древнеегипетскому способу установки обелисков. В неосевшем северо-восточном углу выложили фундамент на ту же высоту, что и в юго-западном. На него положили два ряда мешков с песком, сверху - ряд известковых плит. По ним уже довели кирпичную кладку до стены колокольни. Работы длились 5 дней, угол осел на 1 вершок, крест вернулся на 4 вершка. При возвратном движении появились трещины в юго-западном углу колокольни, и здесь пришлось сделать горизонтальный пропил, чтобы угол мог шарнирно поворачиваться при дальнейшем движении колокольни. Весь фундамент был заменён с устройством прокладки из мешков с песком.

После этого освободили путь для возвратного движения колокольни, сделав борозды в стенах пристроек, раскрыв щель между колокольней и трапезной. Часть мешков удалось вынуть, остальные пробуравили, и по мере высыпания песка башня стала возвращаться к вертикальному положению. Изящно и просто! Правда, и на этом этапе возникло осложнение. В первых числах октября ударили сильные морозы. И несмотря на специальный подогрев, два мешка замёрзли. Пока их оттаивали раскалёнными кирпичами, часть цоколя с треском откололась. В целом же выпрямление прошло успешно, после чинки обколов и трещин колокольня обрела полную устойчивость и прочность. Колокольню весом более 30 тысяч пудов выпрямил невысокий академик Покрышкин и несколько русских мужичков.

А вот как вспоминает об этом писатель и полярный капитан Михаил Марков в довольно любопытной автобиографической повести "Дом трудолюбия":

По бульварам пробежим до Успенской улицы. Помню, на углу этой улицы колокольня у церкви Успенья все набок валилась, а ее рабочие подкапывали и опять ровно ставили. Мы все ждали, когда она совсем упадет, да так и не дождались. До тех пор она стояла, пока ее не снесли."

Снесли колокольню вместе с церковью в 1931 году. Однако Успенскому храму повезло: в 1990-х его - один из немногих - решили-таки возвести заново на старом фундаменте. Стройка затянулась на десятилетие. Реконструированная церковь Успения на Бору была освящена в 2008 году.
Колокольня у нее теперь самая обыкновенная - прямая.




"Хватила моя баба отнимки, которыми от печки с шестка горячи чугуны сымат <...>, меня ухватила - да в огород, в сугроб снежный и сунула, да и сказала:
      - Поостынь-ка тут, а то к тебе, к горячему, подступу нет. Я из-за твоей горячности не то вдова, не то мужняя жона, - сама не знаю!
      Сижу в снегу, а кругом затаяло, с огороду снег сошел, и пошло круг меня всяко огородно дело!
      Не сажено, не сеяно - зазеленело зелено. Вырос лук репчатой, трава стрельчата, а я посередке - как цвет сижу. От меня пар идет. Пар идет и замерзат, и все выше да выше. И вызнялась надо мной выше дома, выше леса ледяна прозрачна светелка-теплица.
      Надергал я луку зеленого. Вышел из светелки ледяной. Лук ем да любуюсь на то, что над огородом нагородил, любуюсь на то, что сморозил.
      Бежит поп Сиволдай. Увидал ледяну светлицу в принялся приговаривать:
      - Вот ладна кака колокольня! С этакой колокольни звонить начать - далеко будет слыхать! Народ придет, мне доход принесет.
      Жалко мне стало свое сооружение портить, я и говорю попу Сиволдаю:
      - На эту колокольню колокола не вызнять - развалится вся видимость..."

(Степан Писахов "Ледяна колокольня")

детские книги, далеко от Москвы, с книжкой под мышкой

Previous post Next post
Up