"...ибо я изнемогаю от любви"

Nov 19, 2014 19:09

Теруэль - столичный город с провинциальной судьбой. Расположен он на плато между двумя ущельями, обнесен старинной стеной и в прежние времена был горд и неприступен. В дни мира и спокойствия былое достоинство обернулось скорбным унынием. Живописный маленький городок оказался в стороне от популярных туристических трасс. Редкая птица из стаи путешествующих добирается до него, чтобы полюбоваться каменным кружевом в мавританском стиле и неплохим набором зданий эпохи модерн.















А ведь любознательного туриста в Тэруэле поджидают не только архитектурные изыски или блеск главного городского праздника, театрализованной "Корриды ангела". В самом центре города расположен Мавзолей - последнее пристанище Теруэльских Влюбленных. Эта история - главная приманка и гордость Теруэля, прославившая его на всю Испанию и даже среди иноземцев.




Манускрипт конца четырнадцатого века излагает сию печальную повесть скупо и не зная сомнений.

В 1217 году юноша по имени Хуан Диего де Марсилья, отпрыск знатного, но обедневшего рода, попросил руки Исабель де Сегура. Диего и Исабель знали друг друга с детства. Любовь их была взаимной и пылкой. Но богатые родители Исабель и слышать не хотели о таком браке. Уступив мольбам дочери, отец Исабель согласился дать Диего пять лет, чтобы сколотить состояние. Обнадеженный юноша покинул Теруэль и отправился искать удачи в дальних землях.


Пять лет от него не было никаких известий. Едва дождавшись истечения обещанного срока, родители Исабель настояли на ее свадьбе с родовитым и состоятельным Педро де Асарга из соседнего городка Альбаррасин. Диего де Марсилья вернулся в Теруэль на следующий день после свадьбы. Привезенное им богатство было уже ни к чему. Той же ночью безутешный Диего прокрался в дом Исабель. Встретившись с возлюбленной, он попросил ее подарить ему прощальный поцелуй. Однако Исабель, строго чтя брачные обеты, ответствовала, что она "другому отдана и будет век ему верна". Напрасно Диего умолял свою возлюбленную. Исабель была непреклонна. Не выдержав овладевшего им отчаяния, Диего скончался на месте.

И тут в романтичную легенду вплетаются нотки подлинного реализма. Дона Педро де Асарга неколебимая преданность свежеиспеченной жены отнюдь не восхитила. Он весьма прагматично упрекнул Исабель, что с поцелуя ее бы не убыло, и ему не пришлось бы возиться с трупом в своем доме. А люди, разумеется, скажут, что ревнивый муж сам и прикончил соперника.
Под покровом ночи тело несчастного Диего перенесли к дверям его родительского дома.

В день похорон Исабель в подвенечном наряде с лицом, закрытым вуалью, подошла к гробу Диего. Она на миг припала к устам усопшего и упала замертво ему на грудь. Потрясенные происшествием, жители Теруэля решили похоронить влюбленных вместе, чтобы хотя бы после смерти они смогли воссоединиться. К чести дона Педро де Асарга, он не стал возражать против того, чтобы его жена покоилась рядом со своим возлюбленным.

История этой трагической любви довольно быстро вышла за пределы Теруэля и обрела популярность. Когда в 1555 году в часовне собора Сан-Педро было обнаружено парное захоронение, теруэльцы уверенно заключили, что это и есть знаменитые Влюбленные. Столь же быстро возникли и сомнения: 13 апреля 1619 года специальная комиссия, включавшая церковных, королевских и городских чиновников высокого ранга, совершила вскрытие гробницы, в которой, по общему мнению, воссоединилась злосчастная пара. В могиле действительно обнаружились мумифицированные останки молодых мужчины и женщины, и специальным решением они были признаны телами известных Исабель де Сегуры и Диего де Марсильи. Обрадованные горожане, не чинясь, выставили найденные мумии на погляд любопытствующим.




Минувшие века привлекательности бренному праху не добавили, и в веке двадцатом эстетическое чувство скульптора Хуана де Авалоса, заехавшего взглянуть на знаменитые останки, было оскорблено явленным ему тленом и распадом. Дабы обеспечить единство формы и содержания, он создал романтическую скульптурную группу из алебастра, слегка стилизовав ее под старину. В 1950 останки влюбленных поместили в белые саркофаги с резными крышками. Именно эти саркофаги могут сегодня увидеть посетители Мавзолея в Теруэле. Юные и прекрасные влюбленные возлежат на смертном ложе, почти касаясь друг друга руками. Но пальцы их так и не переплелись - брачные обеты Исабель были соблюдены свято.










Разумеется, современные развенчатели мифов не смогли пройти мимо этой печальной истории. Исследования подтвердили, что останки принадлежат молодой паре знатного происхождения. Однако одежда их - из начала четырнадцатого века, то есть веком позже, чем утверждает легенда. В пользу же достоверности истории Диего и Исабель говорит то, что Теруэль был и остается небольшим обособленным поселением, в котором жили всего три или четыре знатные и богатые семьи. Так что подобный случай был событием из ряда вон выходящим, и рассказы о нем должны были передаваться из поколения в поколение.




А теруэльцы и не сомневаются в правдивости истории влюбленной пары, которой не суждено было дойти до венца. Каждый год они увлеченно и искренне разыгрывают костюмированное представление "Свадьба Исабель". В конце концов, так ли важно, кто лежит в алебастровом саркофаге? Просто жили когда-то мужчина и женщина, которые хотели быть вместе до гробовой доски.

"Besame, que me muero..."




городские легенды, чемоданное настроение, тихо над Альямброй

Previous post Next post
Up