«дом Фёдоровского» на
Яндекс.Фотках На днях сгорел дом архитектора Федоровского на улице Карташова, - в историческом районе Елань, ставшей знаменитой благодаря Губернаторской программе сохранения деревянной архитектуре (программа стартовала именно в этом районе, промежуточные итоги комплексной реконструкции получили резонанс по всей России подробнее см.
tomskhistory.lib.tomsk.ru/page.php).
Имя Петра Фёдоровича Фёдоровского для Томска имеет особое значение. С 1896 по 1905, и с 1912 по 1916 годы - он исполнял обязанности городского архитектора (в переводе на современный язык - главного архитектора), и историческое ядро Томска сложилось при его непосредственном участии. По идее сохранение памяти о нём - это сохранение памяти о самом важном и интересном историческом периоде томского градостроительства, выглядящем упрёком и назиданием нашему нынешнему архитектурному хаосу.
Район, в котором был построен дом ("Елань") исторически сложился как "район архитекторов". В этом районе жили Лыгин (в усадьбе на Белинского, 17); Хомич (Белинского, 27), Оржешко (Белинского, 23); Крячков (Кирова, 7), Посохин (Карташова, 2). Дом Фёдоровского, таким образом, входил в целую цепь зданий, связанных с деятельностью архитекторов, сформировавших облик Томска на рубеже 19-20 века. Теперь в этой цепочке будет отсутствовать одно из главных звеньев - дом, в котором жил Городской архитектор, подпись которого фигурировала под проектами всех перечисленных выше архитекторов (кроме Посохина, естественно). Эта утрата будет тем более заметна, что с градостроительной точки зрения, это была одна из опорных точек Елани, придающих этому полузастроенному району хоть какую-то целостность. Это было единственное историческое здание между двумя деревянными улицами - Кузнецова и Белинского позволявший объединить их в единый туристический маршрут.
Домик и сам по себе был достаточно интересен - по томским меркам. Это было одно из самых старых зданий района (примерно 60-е годы 19 века, основная масса исторической застройки на Елани появилась уже после строительства Императорского университета в 1890-м году), одно из двух еланских зданий построенных в классичесском стиле (на Елани доминируют модерн и эклектика). Мезонин, играющий роль мягкого акцента, подчёркивал градостроительную роль здания, расположенного аккурат по середине между двумя историческими улицами и соединявшего их в единое градостроительное образование.
Судьба этого здания был вот какая. В 2006 году дом был выкуплен фирмой "Томлесстрой" под "реконструкцию" и два года стоял пустым. Здание было включено в программу сохранения деревянной архитектуры, но поставить его на государственную охрану не успели. Ни власть, ни инветор не были заинтересованы в сохранении подлинника. В соответствии с проектом, представленным на заседании Городского координационного совета, на месте дома Фёдоровского предполагалось выстроить новодел, к задней стене которого предполагалось пристроить семиэтажное здание. Таким образом, о сохранении здание речь не шла изначально. Обеспечить противопожарную охрану новые хозяева не посчитали необходимым - несмотря на неоднократные жалобы от жителей соседнего здания на Белинского, 27.
Результат был предсказуем.
ТВ-2
10:30 23.09.10
www.tv2.tomsk.ru/news/v-tsentre-goroda-lsgorelo-dva-doma-postradavshikh-netl Два часа потребовалось пожарным, чтобы ликвидировать возгорание в центре города. Накануне в 19:09 загорелся брусовой (ошибка журналиста, прнявшего обшитый широкой доской бревенчатый дом за брусовой - chur) нежилой дом по ул. Карташова, 16. На момент прибытия пожарных, он был полностью охвачен огнем.
Через несколько минут стихия перекинулась на дом через дорогу - Карташова, 13а. Здание также было ветхим и расселенным, неоднократно горело.
Несмотря на то, что дом был двухэтажным, верхнего этажа там давно уже не стало (ещё одна неточность, журналист, по всей видимости, не знает, что такое мезонин - chur ).
Как уточнили в пресс-службе МЧС, основная версия пожара - неосторожное обращение с огнем детей. Соседи видели, как после возгорания из дома выбегали ребята.
Про этот дом я писал в прошлом году в фоторепортаже, посвящённом Дому с жар-птицами (Фёдоровский был автором проектом этого здания, ставшего "фирменной маркой" Томска). Позволю себе воспроизвести пассаж, относящийся к этому домику.
http://chur.gorod.tomsk.ru/index-1250439540.php#comments коментарий к фотографии № 3
"Этот дом обречён. Ещё в 2006 году его отдали инвестору под расселение. Дом не стоял на охране, а в сохранении памяти о человеке, под руководством которого сложилось историческое ядро города, ни администрация, ни инвестор заинтерсованы не были. По проекту дом Фёдоровского будет снесён, а на его месте построят новодел с многоэтажкой во дворе. Исторической ценности, связанной с материальным следом присутвия в городе реальной личности, новодел представлять не будет. Что тут скажешь? В современном Томске не принято беречь добрую память о людях, которые когда-то делали его славу. Кто-то называет это прогрессом. А по-моему - обычное скотство (это без эмоций, просто констатация)"
Ещё несколько снимков
Посмотреть на Яндекс.Фотках Пилястра, декорированная под храмовую колонну, - характерный признак деревянного классицизма. Деревянное здание, построенное в этом стиле, словно пытается прикинуться каменным. Меня всегда трогало это сочетание несочетаемого. Мягкий, человечный облик деревянной постройки, пытающейся подстроиться под стиль вечности...
Посмотреть на Яндекс.Фотках