Сгорел дом архитектора Федоровского на Карташова, 16.

Oct 01, 2010 17:29



«дом Фёдоровского» на Яндекс.Фотках

На днях сгорел дом архитектора Федоровского на улице Карташова, -  в историческом районе Елань, ставшей знаменитой благодаря Губернаторской программе сохранения деревянной архитектуре (программа стартовала именно в этом районе, промежуточные итоги комплексной реконструкции получили резонанс по всей России подробнее см. tomskhistory.lib.tomsk.ru/page.php).

Имя  Петра Фёдоровича Фёдоровского для Томска имеет особое значение. С 1896 по 1905, и с 1912 по 1916 годы - он исполнял обязанности городского архитектора (в переводе на современный язык - главного архитектора), и историческое ядро Томска сложилось при его непосредственном участии. По идее сохранение памяти о нём - это сохранение памяти о самом важном и интересном историческом периоде томского градостроительства,  выглядящем упрёком и назиданием нашему нынешнему архитектурному  хаосу.

Район, в котором был построен дом ("Елань") исторически сложился как "район архитекторов". В этом районе жили Лыгин (в усадьбе на Белинского, 17); Хомич (Белинского, 27),  Оржешко (Белинского, 23); Крячков (Кирова, 7),  Посохин (Карташова, 2). Дом Фёдоровского, таким образом, входил в целую цепь зданий, связанных с деятельностью архитекторов, сформировавших облик Томска на рубеже 19-20 века. Теперь в этой цепочке будет отсутствовать одно из главных звеньев - дом, в котором жил Городской архитектор, подпись которого фигурировала под проектами всех перечисленных выше архитекторов (кроме Посохина, естественно). Эта утрата будет тем более заметна, что с градостроительной точки зрения, это была одна из опорных точек Елани, придающих этому полузастроенному району хоть какую-то целостность. Это было единственное историческое здание между двумя деревянными  улицами - Кузнецова и Белинского позволявший объединить их в единый туристический маршрут.

Домик и сам по себе был достаточно интересен - по томским меркам. Это было одно из самых старых зданий района (примерно 60-е годы 19 века, основная масса исторической застройки на Елани появилась уже после строительства Императорского университета в 1890-м году), одно из двух еланских зданий построенных в классичесском стиле (на Елани доминируют модерн и эклектика). Мезонин, играющий роль мягкого акцента, подчёркивал градостроительную роль здания, расположенного аккурат по середине между двумя историческими улицами и соединявшего их в единое градостроительное образование.

Судьба этого здания был вот какая. В 2006 году дом был выкуплен фирмой  "Томлесстрой" под "реконструкцию" и два года стоял пустым. Здание было включено в программу сохранения деревянной архитектуры, но поставить его на государственную охрану не успели. Ни власть, ни инветор не были заинтересованы в сохранении подлинника. В соответствии с проектом, представленным на заседании Городского координационного совета, на месте дома Фёдоровского предполагалось выстроить новодел, к задней стене которого предполагалось пристроить семиэтажное здание. Таким образом, о сохранении здание речь не шла изначально. Обеспечить противопожарную охрану новые хозяева не посчитали необходимым - несмотря на неоднократные жалобы от жителей соседнего здания на Белинского, 27.

Результат был предсказуем.

ТВ-2

10:30 23.09.10
www.tv2.tomsk.ru/news/v-tsentre-goroda-lsgorelo-dva-doma-postradavshikh-netl

Два часа потребовалось пожарным, чтобы ликвидировать возгорание в центре города. Накануне в 19:09 загорелся брусовой (ошибка журналиста, прнявшего обшитый широкой доской бревенчатый дом за брусовой - chur) нежилой дом по ул. Карташова, 16. На момент прибытия пожарных, он был полностью охвачен огнем.

Через несколько минут стихия перекинулась на дом через дорогу - Карташова, 13а. Здание также было ветхим и расселенным, неоднократно горело.
Несмотря на то, что дом был двухэтажным, верхнего этажа там давно уже не стало (ещё одна неточность, журналист, по всей видимости, не знает, что такое мезонин - chur ).
Как уточнили в пресс-службе МЧС, основная версия пожара - неосторожное обращение с огнем детей. Соседи видели, как после возгорания из дома выбегали ребята.

Про этот дом я писал в прошлом году в фоторепортаже, посвящённом Дому с жар-птицами (Фёдоровский был автором проектом этого здания, ставшего "фирменной маркой" Томска). Позволю себе воспроизвести пассаж, относящийся к этому домику.

http://chur.gorod.tomsk.ru/index-1250439540.php#comments

коментарий к фотографии № 3

"Этот дом обречён. Ещё в 2006 году его отдали инвестору под расселение. Дом не стоял на охране, а в сохранении памяти о человеке, под руководством которого сложилось историческое ядро города, ни администрация, ни инвестор заинтерсованы не были. По проекту дом Фёдоровского будет снесён, а на его месте построят новодел с многоэтажкой во дворе. Исторической ценности, связанной с материальным следом присутвия в городе реальной личности, новодел представлять не будет. Что тут скажешь? В современном Томске не принято беречь добрую память о людях, которые когда-то делали его славу. Кто-то называет это прогрессом. А по-моему - обычное скотство (это без эмоций, просто констатация)"

Ещё несколько снимков


Посмотреть на Яндекс.Фотках

Пилястра, декорированная под храмовую колонну, - характерный признак деревянного классицизма. Деревянное здание, построенное в этом стиле, словно пытается прикинуться каменным. Меня всегда трогало это сочетание несочетаемого. Мягкий, человечный облик деревянной постройки, пытающейся подстроиться под стиль вечности...



Посмотреть на Яндекс.Фотках

пожары, Елань

Previous post Next post
Up