В одном из Кировских музеев висит фотография вековой давности: лодка, на веслах которой сидят две молодые бабы и энергично гребут, завалена ярмарочным товаром, она полна игрушечных лошадок, и везут их в Вятку на праздник «Свистуньи».
Дело в том, что ставшая чуть ли не символом города, брендом города дымковская игрушка возникла в слободе Дымково - на низком правом берегу реки Вятки, там, где есть глина - исходный материал для лепки игрушек, а исторический центр города находится на левом. Вот и едут коники на другой берег реки на ярмарку. И сюжет с лодочкой - в игрушке уже самый что ни на есть традиционный.
Всего в Музее дымковской игрушки более 700 экспонатов, в этот кадр вместилась небольшая частьБарыни с собачкой, сумочкой, зонтиком, водоноски со снимающимися с коромысла ведрами, офицеры, всадники на ком угодно, собачки, козлики и бараны в уморительных штанишках с оборками, коровы и львы, петухи и индюки - все это ярко и красочно осмыслено дымковской игрушкой.
Крестьянские мотивы: водоноска, пастушок, сеятели, корова и лошадка с раззолоченными рогами.Даже чукчи-самоеды на оленях! Потому что чукчи наезжали на масленицу к вятчанам покатать их на оленьих упряжках и денежку таким образом заработать. Изготовляются и многофигурные композиции - на листе: свадьбы, застолья, пастушок с небольшим, голов в восемь, стадом, дама с кавалером в экипаже, а экипаж запряжен тягловой силой…
Дымковская игрушка, конечно, больше сувенирная, красивая на загляденье. «Выглаженная вся», - и так можно определить ее высокие товарные, что ли, свойства, если пользоваться словами нашего гида Марии. Считается, что существует промысел более 400 лет. Занимаются им только женщины. Как-то так исторически сложилось. Промысел пережил, хочется думать, все свои страшные времена. Сто лет назад он пошел на убыль, «не кормил», многие мастерицы искали другое приложение своих сил, занявшись раскрашиванием пользовавшихся в ту пору спросом гипсовых изделий. За сохранение «дымки» надо поклониться двум людям, портреты которых есть в местных музеях, - это мастерица, чье творчество ныне считается классикой промысла, А.А.Мезрина и художник, знаток вятских промыслов А.И.Деньшин.
На одной из стен зала - огромное панно с изображением мастериц дымковской игрушки. Очень поэтичное.Изготовление дымковской игрушки и по сей день выдержано в прежней старинной технологии. Из подготовленной глины - она красная - по частям лепится игрушка, сушится - тут же на полочке у мастерицы, а затем в печи обжигается. В печи, конечно, не русской, а электрической. Затем фигурка выбеливается меловым грунтом и расписывается темперными красками.
Метаморфозы, которые претерпевает кусочек глины.
Весь процесс от начала до конца делается одними и теми же руками.Про символику росписи Мария нам сказала: «Не будем притягивать за уши и утверждать, что, предположим, круг - это солнце…» И действительно, пусть каждый в рисунке увидит свою орнаменталистику. А что касается цвета, то любой, кроме гаммы пурпурно-фиолетовых оттенков. И последний штрих, от чего засияет, заиграет игрушка, - это нанесение декора в виде квадратиков сусального золота или потали.
Фото из музея "Вятские народные художественные промыслы". Однако игрушке предстоит еще один серьезный экзамен - худсовет. Промысел должен развиваться, но оставаясь при этом в рамках традиции. Худсовет помогает мастерицам расти творчески, оценивая их за образность, традиционность, творческий подход и качество исполнения. Покупать «дымку» советуют только в магазине при Музее дымковской игрушки. Первое фото как раз оттуда. Во-первых, это точно будет высокохудожественная работа, одобренная худсоветом, во-вторых, без всяких процентных накруток. Выбрать очень тяжело, каждая игрушка индивидуальна, даже у одной мастерицы она не повторяется. Я сделала три круга по витринам, прежде чем остановилась. Но выбрала! Если прочесть название моего ЖЖ, то легко догадаться о моем предпочтении.