Казахстан. АЛМАТЫ - Большое Алматинское озеро и Космостанция

Nov 11, 2016 08:55

Сегодня перенесёмся в южную часть Казахстана, и на этот раз окажемся в горах Заилийского Алатау, которые вплотную подступают к Алматы. В окрестностях  города-миллионера находится два крупных живописных ущелья: Малоалматинское и Алмаарасанское, по дну которых с гор стекают соответственно реки Малая и Большая Алматинка.
Первое ущелье, известное высокогорным катком Медеу и горнолыжным курортом Чимбулак, мы посетили днём ранее в рамках покорения перевала Левый Талгар и установления нового личного рекорда взятой высоты (3200 м). И вот уже на следующий день, практически без передыха, мы отправляемся покорять Алмаарасанское ущелье с его крутейшими достопримечательными местами.

В программе максимум у нас числится:
- подъём/спуск на Большое Алмаатинское озеро (высота 2500 м), являющееся важнейшим стратегическим объектом, так как его воды идут на питьевое водоснабжение Алматы;
- по возможности, подъём на озеро совершить по бетонной трубе каскада ГЭС (так короче), построенной ещё пленными японцами сразу в послевоенное время;
- при удачном раскладе, подняться на так называемую "Космостанцию" (высота 3200 м);
- ну и совсем уже если обнаглеть, то покорить Большой Алматинский пик (высота 3681), который нависает прямо над вышеуказанной космостанцией.

Планы у нас всегда наполеоновские и это хорошо - в процессе легко можно отказаться от половины и ничего страшного не произойдёт)) Что же из задуманного нам удалось проделать, читаем и смотрим под катом.

Итак, от планов покорения Большого Алматинского пика пришлось отказаться сразу со старта, потому что для такого действа нам надо было иметь приличный запас по времени (подняться хотя бы часов в 5 утра и в 6 уже стартовать из Алматы). После моего дня рождения, а особенно после восхождения на 3200, хотелось хоть чуток восстановиться, поэтому мы поднялись где-то в 7 утра и только в районе 8 вышли из хостела и отправились искать такси.
Гортрансом максимально близко до БАО (большого алматинского озера) можно добраться на 28 автобусе, но это будет довольно долго (надо же ещё до остановки 28-го добраться), да и всё равно от конечной автобуса до озера останется ещё 10 километров пути по горной дороге.
Примерно за 1000 тенге (3 доллара) мы выехали за город, добрались до шлагбаума ЭКО-поста Иле-Алатауского  национального парка, а дальше начали стопить в сторону озера. В ясное воскресное утро проблем с траффиком на дороге не было: народ активно покидал Алматы, чтобы отдохнуть в горах с шашлыками и водкой. Двумя машинами мы добрались до так называемой "первой ГЭС"(+6,6 км от конечной 28-го автобуса), откуда могли бы начать своё восхождение на БАО по трубе ГЭС, но оценив эту трубу на местности и нечеловеческий (как тогда показалось) подъём в гору, сразу же решили от затеи этой отказаться - в другой раз как-нибудь может.

Труба Алматинского каскада ГЭС. Построена в 1940-е годы пленными японцами. Местные трекеры предпочитают подниматься к Большому Алматинскому озеру по ней (или вдоль неё), потому что это самый короткий путь.

Ну ясное же дело: труба идёт сама себе, а автодорога выписывает вокруг неё замысловатые кренделя. Автомобилям пофигу, а вот пешикам ещё добрая половина пути.

Ещё один снимок из которого становится окончательно ясно, почему крутой подъём по трубе ГЭС в почёте у пеших туристов.

От первой ГЭС мы продвигаемся к озеру пешочком и пытаемся стопить. Настроение хорошее - всего начало десятого, а мы уже так продвинулись!  Да и погода шепчет: в Алматы уже неделю идут проливные дожди, а мы второй день подряд нарываемся на хорошую погоду в горах.

Ущелье Алмаарасан и река Большая Алматинка

Совсем скоро нас подбирает авто с туристами из Франции и Штатов, с которыми вместе и добираемся до озера.

Большое Алматинское озеро расположено на высоте 2511 метров. Котловина водоёма имеет тектоническое происхождение, а само озеро образовалось как запруда в результате многочисленных землетрясений и последствующих им оползней в горах. В зависимости от времени года, цвет воды в БАО меняется от светло-зелёного до бирюзово-синего.

БАО является дважды стратегическим объектом, поэтому вот что обязательно нужно знать каждому про особенности нахождения в этом районе:
1. Озеро находится в пограничной зоне (за горами уже Кыргызстан и до Иссык-Куля считай рукой подать), граница которой проходит по плотине водоёма. То есть находиться на плотине можно без особых проблем, но если захотеть пройтись вокруг водоёма, то нужно обязательно иметь при себе документы. Нас на плотине уже встречал наряд пограничников с собаками и калашами (всё по взрослому), но мы держались уверенно и к нам никаких лишних вопросов не возникло.

2. Воды БАО идут на питьевое водоснабжение города Алматы, поэтому речи о том, чтобы подойти к урезу воды (и уж тем более искупаться) даже не может быть!!! За этим следит наряд милиции, который тоже несёт тут своё дежурство. Многие туристы так и норовят сунуться к озеру и подойти вплотную, но их останавливают сначала милицейские свистки, а если не помогает, то уже и сами милиционеры. В сети можно найти кучу слезливых историй о том, как казахские менты разводили приезжих туристов на немаленькие штрафы, так что нужно быть предельно осторожным и внимательным.

По снимкам выше видно, что воды в озере как-то маловато. В самом деле, в течении года объём озера значительно меняется (в связи с забором воды на питьевое водоснабжение), а колебания уровня могут достигать 20 метров! Мы посетили озеро в мае, когда уровень воды был довольно низким, но вот-вот уже должны были начать таять снега и ледники в горах, питающие БАО. На снимке ниже - одна из режимных гидрологических скважин, пробуренных по периметру озера.

С юга в озеро впадает река Большая Алматинка, образуя довольно солидный конус выноса

К Большому Алматинскому озеру  подступают три основных пика, которые можно увидеть с плотины: Пик Советов (4317 м), Пик Озёрный (4110 м) и Пик Турист (3954 м). К последнему мы ещё сегодня постараемся подобраться поближе.

Плотина БАО

После осмотра БАО, мы начинаем подъём по извилистой асфальтовой дороге в сторону Космостанции. Подъём не сложный, но довольно однообразный, растянувшийся на 8 километров.

Зато виды вокруг с лихвой компенсируют нам наши физические затраты

Километра через два-два с половиной, в районе посёлка Тянь-Шаньской обсерватории, на автодороге возникает блок-пост, у которого толпятся машины с местными. Ну, думаем, притопали. На шлагбауме дежурит солдат, в каске и бронике, с калашом наперевес, рядом - временная огневая точка, а ещё поодаль - овчарка в будке. По отчётам из интернетов я знал, что здесь дальше либо не пустят вообще, либо пустят за некоторую плату - лучше бы, конечно, второе.

Подходим к блок-посту, огибаем всю очередь и напрвляемся прямо к солдатику:
- Здарова, братан! Нам на Космостанцию надо!
- Паспорт давай, - спокойно ответил служивый.
Мы отдали ему паспорта, он отложил автомат в сторону, достал амбарную книгу, записал наши данные и всё - путь на космостанцию снова открыт! Даже мзду давать не пришлось. Покидая блок-пост я понял, что все остальные в очереди по ходу просто не имели при себе документов.

Проходим территорию Тянь-Шаньской обсерватории. Говорят, что здесь можно полулегально заночевать в гостинице, организованной работниками станции и даже посмотреть на звёздное небо через настоящий телескоп.

Дорога на космостанцию выписывает офигенные зигзаги, чтобы хоть как-то компенсировать крутые уклоны, но даже при такой её конфигурации, автомобили с трудом забираются наверх на второй передаче или на пониженной у кого она есть.

В зависимости от стороны склона (южный/северный), дорога в эту пору года является то двухполосной, то однополосной.

Панорама Тянь-Шаньской обсерватории и БАО

Большое Алматинское озеро и Пик Советов

За пару километров до места назначения, нас подбирает пожилая пара на Санг Йонге. В отличии от вчерашнего трудового восхождения на Левый Талгар (3200), сегодня нам довольно просто покоряется высота 3300!

Вот она самая! Космостанция! Здесь, на высоте 3300 метров, находится Тянь-Шаньская высокогорная научная станция ФИАН, занимающаяся регистрацией частиц космического излучения.

На перевале Жусалы-Кезень в 1957 году  расположился настоящий научный городок. Помимо станции регистрации частиц космического излучения, здесь находятся другие научно-исследовательские станции и подразделения: сейсмостанция, метеорологическая станция и т.д. Постоянную "службу" на космостанции несут научные сотрудники как из Казахстана, так и из России.

Корпус общежития научных сотрудников

На станции работают замечательные приветливые люди. Сначала нам казалось, что от туристов тут уже всех тошнит: все же по сути спрашивают одно и тоже и одинаково донимают местных обитателей)) Но повстречавшаяся нам на территории женщина, сотрудник из Москвы, оказалась очень приятным собеседником, она охотно рассказала нам и про станцию, и про горы, окружающие её, даже подсказала, как можно подобраться к Большому Алматинскому пику или к Туристу. В конце концов выяснилось, что мы даже с ней по одному маршруту на байдарках ходили на Себежских озёрах и примерно в одно и то же время! Приятно встретить "своих людей" здесь, в горах, впрочем других здесь вряд ли встретишь.

Ещё женщина рекомендовала нам, поскольку я геолог и немного в теме, посетить здешнюю сейсмостанцию, мол там люди тоже хорошие и проведут небольшой экскурс по своим владениям. Мы двинули к дому геофизиков, но там никого не оказалось.

Тем временем поднялся сильный, пронизывающий насквозь, ветер, заставивший нас утеплиться по-максимуму, да и про обед мы как-то забыли совсем.  Спрятались за какой-то будкой, отобедали консервами, лавашом и яблоками. Ну а что делать дальше? В сторону Большого Алматинского пика решили не соваться, потому что по словам встреченных на станции туристов, там был слишком глубокий снег, ну а мы в неутеплённых треккинговых  кросовках и всё такое.

Двинули на пик Турист (3954 м) с одной единственной целью - набрать как можно больше высоты и установить свой новый личный рекорд.

Вид космостанции и Большого Алматинского пика

Общий вид перевала Жусалы-Кезень

Набираем высоту по-тихоньку, не спеша, но Оле внезапно становится плохо, поэтому мы проходим последние метры и становимся.

Жэпээс фиксирует отметку 3434 метра - ну и на том спасибо.

Спускаемся обратно на космостанцию и снова идём к геофизикам. На этот раз их логово оказалось обитаемым и мы таки напросились в гости на чай и экскурсию.

Научный сотрудник из Алматы по имени Серик только-только заступил на вахту. На сейсмостанции он один. С собой в горы Серик привёз маленького щенка - это чтобы не скучно одному было.

Как и положено на востоке, Серик оказал нам все почести, которые полагаются гостям - накормил, напоил чаем и хорошую беседу замутил:
- А здесь в Азии по-другому не положено, - сказал казах. - Эту традицию гостеприимства нам ещё Чингиз Хан привил. Говорят в то время если на твоём пороге оказывался путник и ты его не накормил и не обогрел, то наказание было суровым, вплоть до смертной казни. Но и гость в свою очередь должен кое что знать и понимать и ни в коем случаем не отказываться от приёма, потому что так можно запросто оскорбить хозяина дома. В наших понятиях, если у твоего дома был чужеземец и отказался от гостей, то это может значить только одно - он пришёл не с миром, а с войной. Это Восток - здесь можно ни слова никому не сказав, выразить свою неприязнь или наоборот симпатию.

Аппаратура регистрирующая сейсмическую активность. Серик показал нам на сейсмограмме возбуждение, которое создали мы с Олей, когда топтались возле его приёмников на склоне Туриста))

После таких гостей уходить конечно же мало хотелось, но всё же на часах уже был четвёртый, а то и пятый час, а нам предстоял ещё путь обратно. Выбрались. Прощай космостанция!

Спускаться - оно всегда повеселее будет))

Пик Турист (слева) и Пик Озёрный (справа)

Напрямик оно то всё близко, но нам приходится идти по дороге)))

Мимо периодически проносятся местные отдыхающие.

К Большому Алматинскому озеру спустились где-то за полчаса до заката и уже даже не исключали вариант, что попробуем таки оформить спуск по трубе ГЭС, чтобы сэкономить время.

Однако практически тут же, у плотины БАО, нас подобрали парень и девушка на машине, с которыми мы успешно и добрались обратно в Алматы, предварительно сделав парочку промежуточных остановок для небольших фотосетов.

В очередной раз осмотрев  трубу ГЭС снизу решили, что ну её нафиг - слишком стрёмно выглядит это всё дело)) Нам и без неё сегодня впечатлений в Алмаарасане хватило.