Казахстан. АЛМАТЫ - высокогорный каток Медеу и праздничное восхождение на Левый Талгар

Jul 08, 2016 09:37

Сегодня хочется рассказать о том, как в праздничный день 7 мая, день Защитника Отечества Казахстана (и по совместительству мой день рождения), мы, сами того не ожидая, совершили восхождение на перевал Левый Талгар, набрав в течении дня 1600 и спустившись вниз на 1600 метров. Дело происходило в окрестностях Алматы, южной столицы Казахстана, в районе высокогорного катка Медеу.

Вся неделя, которую мы провели в Алматы, была дождливой, и первоначальные планы по изучению окрестных гор, казались для нас безнадёжными. Утро 7-го числа, удивило отсутствием проливного тропического дождя на улице, поэтому мы в спешном порядке засобирались в город, ну а вернее за город. Часов в 10 утра у гостиницы Казахстан сели в автобус по маршруту №12 и отправились на высокогорный каток Медеу(Медео) - гордость Алматы, а некогда и всего Советского Союза.

Конкретной цели на этот день мы себе не поставили, но вот зато  уже к концу дня получили вполне конкретные результаты, что не может не радовать.  О том, как это было, смотрим и читаем  под катом.

От "Казахстана" до Медеу 12-м автобусом ехать где-то полчаса. Всё это время идёт непрерывный подъём в горы по извилистой дороге. Конечная 12-го находится прямо у катка, напротив нижней станции канатной дороги, по которой в сезон можно без лишних усилий (правда дорого) подняться ещё выше в горы, хоть до Чимбулака (2300 м), хоть самого Талгара на 3200 м.

Каток Медеу построен в 1972 году в живописном ущелье реки Малая Алматинка на высоте 1690 м

Но это всё во время сезона, а не в начале мая, когда канатка на профилактике и её вагончики бесполезно болтаются на ветру, так что сегодня мы потопаем с высоты 1600 и докуда дойдём.

На каток мы не пошли ибо опять же - не сезон, да и время не ждёт, надо топать на Талгар. Подъём от Медеу бывает двух видов:
1. Можно от автобусной остановки взять так называемое ЭКО-такси (белый СанЯнг с зелёным логотипом на борту) и приехать на нём аж до самого горнолыжного курорта Чимбулак. Цена не такая уж и большая в принципе - 1000 тенге (3 бакса) на человека. Это сэкономит много времени и сил, но это же всё не по-трудовому, так что переходим к варианту номер 2.
2. От катка выходим к огромной селезащитной плотине, которая перегораживает ущелье и сразу рвём вверх по длинной лестнице. Чтобы не было скучно, считаем гранитные ступени, которых, согласно путеводителям, должно быть 842 штуки.

Ну и ещё переодически отдыхаем и любуемся открывающимся видом на гигантский каток

Не знаю правда ли, но Медеу вроде как являтся крупнейшим в мире высокогорным комплексом зимних видов спорта с площадью искусственного ледового поля более 10 тысяч квадратных метров. Комплекс был построен в 1972 году и за время его существования здесь было поставлено свыше 200 мировых рекордов в конькобежном спорте на всех дистанциях. Для заливки льда, как я понимаю, используется чистейшая горная вода из Малой Алматинки, которая предварительно отстаивается в специальных резервуарах.

Мощность насыпной селезащитной плотины, которая защищает Медеу, да и сам Алматы от грязевых потоков с гор, первоначально составляла  110 метров (отметка 1860 м), но после крупного селя 1973 года, она была увеличена до 150 метров (отметка 1900 м), длина по гребню составляет 530 метров, а ширина в основании аж 800 метров. Для её строительства понадобилось взорвать более 2 млн. метров кубических скального грунта, на что пришлось потратить  9 тысяч тонн взрывчатки.

Селезащитная плотина. Отметка 1860 м.

Панорама ущелья с видом на Медеу. Сегодня в псто будет много скролл-панорам

Длинную лестницу на плотине облюбовали местные спортсмены - на разных её уровнях идут тренировки

А вот каток пока пустует. В сезон здесь можно взять коньки на прокат, но стоит это всё вроде немалых денег. Википедия пишет, что под бетонной плитой катка уложено 170 километров труб, по которым циркулирует хладагент, что позволяет поддерживать здесь лёд 8 месяцев в году.

С плотины же наконец открывается вид и на другую сторону ущелья. Вот туда в горы мы и попрёмся - как обычно, не верится, что туда можно дойти.

Долина реки Малая Алматинка и поросшее мелким лесом тело крупного селя 1973 года.

Виднеются постройки горнолыжного комплекса Чимбулак, до них топать 5 километров и набирать примерно 400 метров высоты от уровня плотины (700 от Медеу)

Приёмник сброса

Малая Алматинка

По выемкам обнажаются белые граниты и сиениты, вот из них и сложено тело насыпной плотины.

По пути нагнали группу пожилых туристов из местных, которые предложили нам покормить лисёнка, якобы поселившегося в этих местах и выходящего на первый зов человека. Они даже его попытались позвать, но к нам никто не вышел. Отправились дальше

Селезащитная плотина Медеу. Вид с обратной стороны

Дорога на Чимбулак извилистая с чередующимися подъёмами и спусками. Тротуаров здесь нет, надо идти по проезжей части

Пересекаем мост через Малую Алматинку. Рядом есть родник, но мы не додумываемся подзаправить гидропак именно здесь, наивно полагая, что и на Чимбулаке воды будет много-много.

Появляется первая усталость. Висящие над головой гондолы канатки в такой ситации выглядят как издёвка: это ж можно просто сесть и за 10-15 минут проехать вот этот весь путь. В сезон, да.

Часа через полтора после начала пути от плотины, достигаем Чимбулака. Здесь всё пабагатаму - курорт же.

Вышли на большую террасу и устроились на лавочке с целью отобедать.  Вода в гидропаке закончилась, а где бы набрать новой, я и не нашёл. Пришлось взять пару поллитровых бутылочек по конскому ценнику ресторана - 700 тенге (2 бакса) за флакон((

Подкрепились консервами, каким-то паштетом и лавашом, закусили яблоками. Вот тут и стал вопрос о том, что же нам делать дальше. Жена говорит:
- У тебя же днюха, пора бы уже и праздновать начать. Идём вниз?
Я такой говорю:
- У меня же днюха. Идём вверх! Сколько получится (хотя сам был нацелен на взятие Левого Талгара, до которого оставалось набрать ещё аж 900 метров).

Ознакомились с инфопрмационными стендами, выбрали себе маршрут на перевал с промежуточной остановкой на средней станции канатной дороги (2850 м) ну и потопали. На часах 13:30, так что до пяти можем смело идти вверх.

Где-то там средняя станция канатки, а над ней пик Школьник (3800 м)

Сначала шли строго вдоль трассы канатки, подъём сложный, но и высота набирается очень быстро.

Где-то на 2500 встречаем снег, по нему идти немного проще

В кадре гора Чимбулачка (3500 м), которую официально именуют пиком Куляш Байсеитовой. Справа находится перевал, на который мы идём, а вернее надеемся дойти

Немного телевика

Погода, кстати, шепчет: ветра нету, во всю светит солнце, на момент даже удалось рассмотреть в дымке Алматы

Ну а мы продолжаем углубляться в снег. Треккинговые кроссы пока ещё держатся, но совсем скоро уже потекут. Я хотя бы в термоносках, а вот любимая с утра решила их не надевать и уже начала жаловаться.

Внизу Чимбулак, а ещё ниже - плотина Медеу

Остановки на передых становятся более частыми и более длинными. Оля уже грозит разводом молит о пощаде и предлагает пойти вниз, а я предлагаю дойти хотя бы до средней станции канатки. Идём

И таки доходим! 2850 всё.

До Талгара ещё 350, но самое сложное сейчас не высота, а какими бы эжто ухищрениями заставить любимую шагать дальше. Предлагаю ей остаться на средней станции и погреться на солнышке, а сам намерен "пробежаться вверх-вниз", на что получаю ожидаемый ответ:
- Либо мы идём вместе, либо ты никуда не идёшь. Одного я тебя точно никуда не пущу.
- Годится ггг

Чуток отдохнули, поменялись носками и возобновили штурм перевала

Сейчас уже начинают появляться лавиноопасные участки, да и снег становится всё глубже - выше щиколотки точно.

Бодрячком!

Тело свежей лавины

Где-то на 3000 м начинается очень крутой участок, Оля снова грозит разводом молит о пощаде и уже точно заверяет меня, что она никуда дальше не пойдёт.

Не помню уже как и что я там ей лил в уши, но таки дошли до 3060 м, а это уже ни много, ни мало, а наш предыдущий рекорд высоты взятый в прошлом году в прогулке в сторону Казбека! Да уже и перевал сам виден - вон до него рукой подать! Неужто не возьмём, а?

"Возьмём... Конечно возьмём... Но только чуток передохнём..."

В кроссовках уже давно стоит водно-снежная каша, только теперь на высоте уже холодает и ноги по-тихоньку начинают леденеть. Появляется ветер с противоположной долины - утепляемся

Ну вот собственно и всё! Левый Талгар - 3200 метров. Взято!

Чимбулачка

С удивлением обнаруживаю, что канатка здесь  ещё не заканчивается, а продолжается в следующую долину

Замерзаем шо капец. Пора в спешном порядке сваливать отсюда. тем более, что на часах уже 17:20. Селфимся, фотаемся и всё такое

Тащил с собой штатив наверх в надежде на то, что может панорамку сферическую смогу запилить, но где ж тут в таком аду? И так сгодится

Спуск вниз был куда веселее - просто сбегали по глубокому снегу не боясь особо упасть или подскользнуться.  Я уже даже пожалел, что с собой не оказалось сидушки, потому что можно было бы и на жопе скатиться. На среднюю станцию прибежали очень быстро. Выжали носки от воды и я даже на радостях оголил торс и устроил непродолжительное растирание снегом

Побежали дальше вниз. Вообще на спуск назад до Чимбулака ушёл всего 1 час и ещё 15 минут.

Солнце уже по-тихоньку начало катиться к закату, на горы напали другие краски

Вот мы уже на Чимбулаке. Идём на стоянку ЭКОтакси, чтобы уже хоть назад до Медеу на нём прокатиться - заслужили же. Да где там? На стоянке куча народу и все ждут такси, мы оказываемся 9-ми или 10-ми в этой очереди, а машинки в вечернее время бегают всего 2-3 штуки. Тем более оказывается, что вечерний тариф  у них уже двойной - 2000 тенге (6 баксов) на человека.

- Пойдём пешком вниз, - тут уже любимая сама предлагает, - Что мы будем это такси ждать? Тут идти часа полтора всего.
Вот это моя школа)))  Идём пешком, конечно!

В пути начинаем ржать друг с друга - проявился горный загар на рожах. Ничего не поделаешь, придётся такими вот индейцами вечером идти в дорогой ресторан))

Уже в районе плотины Медеу остановились у выемки, чтобы взять парочку кусков гранита на память, как вдруг за нами возникла лиса. Та самая лиса, про которую нам говорили утром другие туристы. И хотя мы были осведомлены про её наличие и про то, что она безобидная, всё равно было ссыкатно иметь дело с этим ненадёжным животным.  Кинули ей пару печенюшек и пошли быстрым шагом прочь - ну её, Патрикеевну.

Потом было 842 ступени вниз до Медеу, полчаса в 12-м автобусе и такси до хостела.  Ну а часам в 10 вечера мы таки добрались до Алматинского ресторана узбекской кухни "Тюбетейка", где отожрались во всю.

Я брал тёмный плов, а Оля налегала на барашка в шашлыке. О! Я вспомнил сейчас, что я ей там такого обещал наверху в самые тяжёлые минуты подъёма - вкуснейший шашлык из баранины, вот что! Ну и пива, конечно, потянули: за День казахского защитника отечества, за мою днюху и за бросок 1600-3200-1600.