Грузия. Казбеги - прогулка к леднику "Гергети"

Nov 27, 2015 10:44

Возвращаясь автостопом из Армении, и оказавшись на грузинской стороне, мы решили не останавливаться в Тбилиси на долгое время, а транзитом пересечь город и в этот же день отправиться сразу на север страны по Военно-Грузинской дороге, чтобы посетить известный посёлок Казбеги (Степанцминда), расположенный на берегу грозного Терека у подножия горы Казбек. Посёлок, находящийся всего в 15 километрах от границы с Россией, очень известен среди альпинистов, потому как с него начинает восхождение на грузинскую сторону горы Казбек (5033 м). На саму вершину, мы, конечно, не могли претендовать по определению (не было нужной снаряги, хоть какого-то опыта хождения в походы такой сложности, да и цели такой не было), но вот взять высоту хотя бы в 3000 м и побить свой предыдущий рекорд (2060м) очень уж хотелось.

Предлагаю совершить прогулку по горным тропам Большого Кавказа. Идём в сторону Казбека!

Из Тбилиси в Казбеги необходимо преодолеть путь в 170 километров по  знаменитой Военно-Грузинской дороге - другой дороги нет. Маршрутки на Казбеги уходят с пригородного автовокзала станции метро Дидубе. Самым стрёмным участком пути без сомнений можно назвать Крестовый перевал (2380 м), особенно учитывая ту дождливую погоду, по которой мы его преодолевали.

1. Перед подъёмом на Крестовый перевал

2. Маршрутка на Казбеги

3. Бабушки торгуют сувенирной продукцией  и "джорджиа сникерс" (так они кричат иностранным туристам, предлагая чурчхелу)

Путь в 170 километров мы преодолели за 3,5 часа и в Казбеги прибыли уже затемно. Шёл противный мелкий дождик, высоко над посёлком в лучах прожекторов сиял Гергетский монастырь, за которым где-то должен был возвышаться пик Казбека. Искать место для стоянки в таких условиях не было особого желания, поэтому мы отправились в ближайшую кафешку, где под ужин разыскали гестхауз. Ночёвка обошлась в 20 лари (9 долларов) с человека.

Утром следующего дня было тоже пасмурно, но часам к 10 утра мелкий противный дождик закончился, и мы решили всё же выбраться в горы. План минимум - подняться до церкви Гергети, расположенной на высоте 2170 метров, а дальше уже по обстоятельствам. Выйдя на основную дорогу, мы буквально влились в поток туристов - все шли штурмовать "гергетскую высоту".

4. Начало восхождения

Довольно быстро группы растянулись - каждый шёл своим темпом.

5. Привал

6, 7. Горный ручей и неизвестные руины

8. Фото кликабельно до 1500_800

9. Коровы на выпасе

Минут через 50 после начала восхождения, мы оказались на раскатанной внедорожниками площадке. Из центра посёлка Казбеги сюда можно приехать по извилистому серпантину, заплатив неплохую сумму местному бомбиле. Судя по большому количеству машин на этой высоте, услуга довольно популярна у туристов.

11. Мицубиши Деличе - типичный представитель грузинских горных дорог

Временами облачность немного рассеивалась и нашему взору появлялись отдельные части Казбека. Полностью гора так и не соизволила показаться в этот день, однако и увиденного нам хватило, чтобы оценить  грандиозные масштабы горного массива.

13. Казбек среди облаков. И это вот туда поднимаются люди!

Троицкая церковь в Гергети была построена в 14 веке! Как сообщают нам википедические источники, она является единственным крестово-купольным храмом области Хеви.

14. Троицкая церковь в Гергети

15. Колокольня

16. Массивный каменный купол

18. Лавочки расположились на подветренной стороне крупных каменных глыб. Здесь можно отдохнуть, укрывшись от сильных ветров.

19. Пока мы рассматривали церковь, на плато поднялась целая колонна белых Деличе, доставившая на высоту 2170 крупную группу пожилых туристов из Италии.

Посёлок Казбеги остался в 450 метрах ниже нас.

20. Фото кликабельно до 1250_600

Погода особо лучше не стала, но ветер был сносный и дождя не было, так что я предложил супруге прогуляться в сторону ледника (конечно же, хотелось дойти до самого ледника), на что она к удивлению согласилась. Продолжаем путь в сторону Казбека по узкой горной тропинке.

21. Путь на Казбек от Гергети идёт по хребту, что слева в кадре

22. Удаляемся от Троицкой церкви

23. И набираем высоту...

24. Фото кликабельно до 1250_600

25. Фото кликабельно до 1250_600

Каждый, кто хоть раз ходил в горы, знает как в некоторый момент начинает надоедать и даже бесить один и тот же вид, который наблюдаешь во время подъёма на хребет или на перевал и как начинает не хватать вида по другую сторону перевала. Вот и мы уже дошли до такой стадии: хотелось поскорее достигнуть перевала Саберце и сменить наконец картинку перед глазами, тем более, что с перевала уже должен был открыться вид на ледник Гергети.

26. Пошли первые курумники ("каменные реки")

27. Фото кликабельно до 1250_650

30. Фото кликабельно до 1250_650

И вот оно! Наконец мы достигаем перевала Саберце! Высота близка к 3000 метров. Вид на ледник шикарен!

31. Перевал Саберце

32. Фото кликабельно до 1250_600

33. Путь на Казбек пролегает через тело ледника Гергети, так что без кошек вряд ли обойдёшься.

34. Струи талых вод, вытекающие  из-под ледника питают реку Чхере  - один из притоков Терека.

При леднике очень чётко виден так называемый трог - долина ледникового выпахивания. Зимой ледник разростается вниз по троговой долине

35. Фото кликабельно до 1250_600

36. Кто-то идёт "брать" Казбек, а кто-то уже возвращается назад

37. Фото кликабельно до 1500_650

38. Фото кликабельно до 1500_600

Нерешительно предлагаю супруге пройтись ещё немного вперёд. Сколько - не знаю. Опять к моему удивлению она согласилась! У нас ещё есть часа полтора перед тем, как начать спуск, так что продолжаем путь.

39. Фото кликабельно до 1250_650

40. После перевала тропа идёт сквозь сплошные каменные россыпи

42. По пути останавливаемся у памятника погибшим в лавине альпинистам.

43. Фото кликабельно до 1250_650

Достигаем реки Чхере, которую необходимо преодолеть в брод. В иное время Чхере можно перейти по-сухому, не разуваясь, но, в связи с дождями прошедшими в эти дни в горах, река стала намного полноводнее, а водный потом намного мощнее.

44. Фото кликабельно до 1250_600

Вот у берегов Чхере мы и потеряли оставшийся час свободного времени в поисках сухого брода. Нет, мы вполне бы себе разулись и перешли реку по-старинке, если бы не повстречали ранее пару туристов, которые настоятельно рекомендовали нам подняться выше по течению и отыскать там специально помеченное кроссовком и полиэтиленовым синим пакетом место брода.

46. Фото кликабельно до 1500_600

Место мы, конечно, в итоге нашли, но перейти реку не замочив ноги, там всё равно не представлялось возможности. Даже показалось, что водный поток там был ещё более мощный. Вот так мы и ходили туды-сюды, лишив себя возможности успеть добраться до ледника Гергети. Досадно, но ладно.

47. Фото кликабельно до 1250_600

Кстати, в Казбеги существует услуга "заброс рюкзака на метеостанцию". Метеостанция, расположенная на высоте 3600 метров, является своего рода базовым лагерем, где альпинистские группы  проходят акклиматизацию, проводят ледово-снежные занятия, начинают тренировочные походы в сторону Казбека. Ну так вот при наличии лишних 60-70 лари (30-35 долларов) и отсутствии желания тянуть ко станции на себе всю снарягу, можно нанять местных ребят, которые пригрузят вашим багажом лошадей и поднимут всё наверх.

51. Группа альпинистов на спуске

52. Фото кликабельно до 1250_600

53. Две девчонки-немки берут реку штурмом

54. Потапыч явно вымотался после Казбека

К леднику вплотную не подошли, так хоть поразглядываю его через телевик

55. Фото кликабельно до 1250_640

56. Ледниковый язык

Всё. Дедлайн. Если хотим успеть вернуться до темна, то пора начинать путь обратно. GPS-трекер показал, что сегодня мы поднялись на 3060 метров. Отлично! Предыдущий рекорд побит на целый километр!

57. Фото кликабельно до 1250_640

Дорога на перевал Саберце уже была знакома и не казалась тяжёлой

58. Фото кликабельно до 1250_600

59. Фото кликабельно до 1250_700

60. Фото кликабельно до 1500_640

Западный ветер начал нагонять  на долину дождевые облака. Я только могу представить какой-там ад творится на вершине.

61. Фото кликабельно до 1500_680

62. Фото кликабельно до 1500_750

63. Фото кликабельно до 1500_730

64. На перевале нам повстречались группки фотографов, которые поднимались совсем налегке, если не считать штативов, селфипалок и фотоаппаратуры

65. Фото кликабельно до 1500_570

66. Стоянка  "Родники" на противополложном берегу Чхере

67. Фото кликабельно до 1500_600

68. Привал на Саберце

69. Троицкая церковь заливается солнечным светом, а за спиной, со стороны Казбека, наползают свинцовые тучи

Издалека сначала было тяжело понять, что это такое перед нами, но вскоре стало ясно - это отара

70. Фото кликабельно до 1250_550

71. Фото кликабельно до 1250_550

72. Тучи приближаются и вот-вот уже накроют перевал.

73. Троицкая церковь и облачко

74. Ещё раз

75. Фото кликабельно до 1500_680

76. Фото кликабельно до 1250_600

Ближе к 6 часам вечера мы спустились в Казбеги, уставшие, но радостные от того, что смогли выполнить не только программу минимум. Да, до ледника мы так и не дошли, но утром по той погоде даже сомневались, что сможем подняться до церкви в Гергети. В итоге всё получилось очень прилично, а это уже нельзя было не отметить домашним вином с шашлыком и хачапури.