Сегодня отправляемся в столицу грузинской Имеретии, город Кутаиси, чтобы посетить тамошнее локомотивное депо, которое в наши дни напоминает скорее кладбище техники, нежели, собственно депо.
Признаюсь честно - посещение данного учреждения не входило в мои планы, но буквально за пару дней до вылета в Грузию, один из форумчан сайта
railwayz.info попросил меня в личном сообщении прогуляться туда по возможности и посмотреть на то, что осталось от рижских кругломордых электричек ЭР2.
Опять же, по возможности, у меня просили дознаться какие же номера машин и вагонов там остались, но этого я не обещал - не моя тема. Впрочем, кое-что мне удалось нарыть, поэтому постараюсь всё что есть приложить к фоточкам ржавого кутаисского металлолома. Как выглядит депо Кутаиси и чего интересного сегодня там можно нарыть? Смотрим под катом.
Перелёт в Кутаиси дался очень не легко: вылет самолёта из Киева задержали на 4 часа в связи с пожаром в Риге. Да-да, самолёты компании МАУ ждут до усрачки каждого пассажира, поэтому мы своим самолётом дружно ждали более 4 часов этого пассажира и не могли лететь в Кутаиси)) В итоге, в город мы прибыли к 7 утра вместо рассчётного часа ночи, но это обстоятельство в некотором роде сыграло мне на руку. Супруга завалилась спать и восстанавливать силы, а я покимарил всего часа полтора и всё же нашёл в себе мотивацию подняться и прогуляться в депо.
На центральном железнодорождном вокзале в Кутаиси тихо и спокойно по причине отсутствия поездов и пассажиров. Пути по-тихоньку зарастают травой, и только небольшой грузовой траффик сохраняет на головках рельсов подобие наката
К слову пассажирское сообщение в Кутаиси всё же существует: пара прицепных вагонов к проходящим в стороне пассажирским поездам и по одной электричке на Батуми, Тбилиси и Зугдиди.
В 11 утра прибывает электричка из Зугдиди, представленная модернизированым двухвагонным ЭР2-974
Машина грохочет, как ржавая консервная банка
В южной горловине станции, в тупике, нахожу первых кругломордых. Путь слева, круто забирающийся вверх, идёт в промышленный город Ткибули.
Начинает нашу перепись головной вагон ЭР2-35101. За ним расположилась секция с которой я смог считать следующий набор цифр 4 (?)8004
В профиль
К ним в нагрузку пристыковано два пассажирских вагона от поездов дальнего следования.
И тут же рядышком ещё два вагена от древнейшего электропоезда СР3!!! Такие поезда массово ходили на дорогах Союза вплоть до начала 80-х годов
Внутри одного из них удалось найти номер СР3-1169.
По грузинской классификации ему присвоили номер 251095. На втором вагоне не отыскалось никаких номеров
Путь на Ткибули круто взбирается вверх
Неуверенно пробираюсь в сторону депо. Я впервые в Грузии и вообще ещё ни с кем не довелось пообщаться из народа (таксисты всё же не в счёт), так что не знаю как к моей прогулке отнесутся грузинские железнодорожники.
Мимо прополз грузовой ВЛ10-1640
Одна из станционных построек. Пальмы придают некоторый элемент экзотики))
Ну вот я уже и в локомотивном депо. Делаю один снимок общего вида (на всякий случай), чехлю фотик и иду сдаваться первому попавшемуся работнику.
4Е10-137 в депо Кутаиси
Первым попавшимся оказался мужичок средних лет, он, рассевшись на школьном табурете в теньке возле путей, давно видать меня заприметил, но всё же ему скорее впадлу было мне что-то кричать и о чём-то меня спрашивать. Тем более гора сама уверенно двигалась к Магомету, что естественно не могло в нём пробудить желания подняться со своего удобного табурета.
- Гамарджобат! - говорю ему (ну то есть здрасьте), - Вы говорите по-русски?
- ГамарджОбат! Канечна, дарагой! Ты откуда сам?
- Из Минска, - говорю, - а можно мне тут пофотографировать у вас? Машины такие интересные кругом.
- Вай! Да канечна, дарагой! Вон смотри, стоит старый ВЛ22! Машина 1957 года! Все её приходят фотографировать! А есть ещё один такой же, но он сейчас в Ткибули. Если придёшь вечером сюда, то сможешь и его сфотографировать!
Вобщем налаживать контакты долго не пришлось. Первый повстречавшийся мне грузин оказался очень приветливым и радушным, ну и ещё разговорчивым, конечно :)) На наш разговор очень быстро со всех сторон подтянулись зеваки, они смотрели на меня, переговаривались между собой и постоянно сообщали вновь прибывшим, что я из Беларуси. Так практически на ровном месте в депо прекратилась работа, а меня начали осыпать разными вопросами: "Сколько у вас там стоит бутылка нашего вина? 10-15 долларов? Вай, да у нас 2 лара (90 центов) литр вина стоит!"; "А Боржоми, Боржоми сколько стоит? Доллар? Вах, дорого!"
Конечно же, быстро добрались до Александра Григорьевича нашего Лукашенко: "Как там ваш Лукашенко поживает?"; "Вот такой мужик он классный!"; "Вот нам бы такого президента!"; "Передавай привет Лукашенко от нас, от грузин!"
Одним из последних прибежавших на нашу беседу был зам. начальника депо. Он сразу сориентировался и выдал мне: "Вот ваш президент молодец! Диктатура - это самое то, что надо! Вот посмотри на нас - у нас в Грузии демократия не оправдала себя! Ну не оправдала и всё! Зря Саакашвили старался!"
Не знаю каким чудом, но мне всё же удалось покинуть этот урок политинформации. С собой я унёс самое ценное - иммунитет и эксклюзивное право на прогулку по депо. Мне было разрешено ходить где угодно и смотреть всё что интересно. И будь, конечно, на улице не 40 градусов жары и 40 процентов влажности, то я бы там полазил основательно, а так надо было в первую очередь разобраться с вагонами от рижских ЭР-ок
Грузопассажирский электровоз постоянного тока 4Е1-001. Инетерсныей агрегатец, созданный на базе ВЛ15 в Тбилиси.
ЭР2-974, которую полчаса назад я снимал на станции, уже успела прибыть в депо на ТО
А вот тот самый красавец ВЛ22м-1664 - представитель первого массового серийного советского электровоза. Тоже, кстати, постоянник
Новочеркасск. 1957 год.
В Кутаиси есть два таких экземпляра, один из них (ВЛ22м-1422) рабочий, а вот второй (тот, что перед нами) убит.
Подхожу к цеху депо. Здесь находится ещё один ржавый ваген от ЭР2. Номер снятый с него - ЭР2-51106 (35075)
Зашёл в цех, залез в модернизированную ЭРку.
Салон вагона электропоезда ЭР2-974
Здание локомотивного депо Кутаиси
В цеху опять пообщался с работниками. Опять обещал передать привет батьке.
Ещё одна из разработок Тбилисского электровозостроительного завода - постоянник 4Е10-692, созданный на базе ВЛ10. Таких было выпущено аж 15 штук
Электровоз 4Е10-692 в депо Кутаиси
После общего осмотра территории, немного освоившись, приступаю к рассматриванию рижского следа в Грузии, ну тобишь иду смотреть на номера вагонов ЭР-ок.
Однако я не думал, что это дело в условиях Грузии окажется вовсе не лёгким занятием - номера вагонов по ходу "перебивали" аж по несколько раз, что естественно вогнало меня, неопытного неофита, в ступор. На многих головных вагонах номера, указанные на морде не совпадают с номерами, нанесёнными на бортах. а на большинстве вагонов на бортах и вовсе указано по несколько номеров. Так что я тут однозначно пасую и оставляю разгадку этих ребусов любителям.
Дальше просто привожу фотографии вагонов и все виды номеров, которые мне удалось считать. Рйлфаны пускай гадают-разгадывают, а мы с вами просто полюбуемся ржавьём.
Безномерной ваген
Головной вагон подписанный с борта ЭР2-69809 (34956), на морде имеет номер ЭР2-851
Головной вагон ЭР2-851, он же 69809 (34956)
Головной вагон ЭР2-851-09, он же 48009 (35057)
Тамбура
В деревянном салоне ЭР2-851-09
Пиздец...
Полный пиздец...
Тележки
Головной вагон ЭР2-851, он же 69809 (34956)
Головной вагон ЭР2-851-09, он же 48009 (350057)
Два кругломордых лицом к лицу
Вагон ЭР2-51106 (350075)
Головной вагон ЭР2-351, он же 57401 (350058)
Головной вагон ЭР2-57401 (350058) на морде имеет номер ЭР2-351 (один головной вагон от этой машины мы видели в самом начал е этого поста). Вобщем пока какая-то полная херня с номерами выходит.
Возвращаюсь к Владимиру Ленину (ВЛ) и взбираюсь на площадку
Кабина ВЛ
Типа селфи
Опять головной вагон ЭР2-851, он же 69809 (34956), но только с другого ракурса
Заводская табличка РВЗ
Головной вагон ЭР2-851 (69809)
Панцырь головного вагона ЭР2-???
Брюхо вагона вспорото и набито огромным количеством ржавого металлолома, который выпирает наружу подобно кишкам
В салоне безномерного вагона
Тележки
Морда
Чтобы внести хоть какую-то ясность в эту номерную солянку, решил озадачить себя и составить небольшую схемку с расположением вагонов в депо. За основу взял снимок со спутника, ну и вот что в итоге получилось (схемки кликабельны).
Ну теперь точно всё. Разбирайтесь кому интересно
Ой, чегой-то я устал сильно от этого поста - голова аж разболелась от этих всех цифр и букв. Впрочем, считаю. что знакомство с локомотивным депо Кутаиси у нас вполне себе состоялось