ПРИШЛА ПОРА СНЕГОПАДА...

Oct 15, 2015 19:00

Желание приехать на землю моих предков возникло не сразу. Я созревал года три... Но тянуло меня на эту землю непрерывно! А в этом году я перешёл к активным действиям.

Искренняя благодарность и низкий поклон моим фотоколлегам, в общении с которыми я получил не только необходимую информацию по Алтаю и ещё и творческую радость созидательного общения! Благодарю: Андрея Грачёва , Эдуарда Кутыгина , Валерия Чичкина , Виталия Ярославского и Валерия Пешкова !

Замечу, что у всех моих фотоколлег были совершенно различные друг от друга взгляды на их алтайские путешествия, несмотря на то, что путешествовали они практически по одним и тем же местам этого края! Этот факт возбуждал мою творческую фантазию, и я точно знал, что мои алтайские ощущения будут также совершенно иными. Так оно и получилось!

Сроки поездки в Алтай были определены: 21 сентября - 28 сентября 2015 г. Для разработки маршрута я использовал, полюбившиеся мне, карты Андрея Грачёва.




Поездка в Алтай у Меня была первой и за неделю я планировал оперативно проехать в разных направлениям этого края, не зацикливаясь на каком-либо месте. Для меня это решение было не очень комфортным, так как тяготею к художественной фотографии с вечерними и утренними светами, неспешными ракурсами и прочими вытекающими последствиями. Но, с другой стороны, увидев Алтай в целом, я точно бы уже знал, каким местам необходимо будет уделить особое внимание в следующую поездку. Так оно и случилось!

ГЛАВА 2. ПОГРУЖЕНИЕ
(ПРОКОПЬЕВСК - БИЙСК - АСКАТ,  21 сентября 2015 г.)

Я стартовал из, в недалёком прошлом, шахтёрского города Прокопьевска Кемеровской области... Не буду описывать сегодняшнюю жизнь в этих местах (местах, где я родился и учился понимать Вселенную) - здесь нужна отдельная Книга. Скажу только, что за последние 20 лет в этом когда-то мощном промышленном регионе было закрыто до 70% основных производств - угольные шахты и разрезы в Прокопьевске, металлургические заводы в Новокузнецке, предприятия химической промышленности в Кемерово...

Мой родной брат Василий, проживающий в Прокопьевске, унаследовавший от нашего прадеда Степана Семёновича способность к щепетильному сельскохозяйственному труду, выделил мне для этой поездки надежный внедорожник, рекомендовал отличного водителя Прохора и гарантировал своё непрерывное нахождение на телефоне для экстренной связи. Так сложилось, что Василий не только попал на землю наших прадедов раньше меня, но и десять лет активно колесил по Алтаю по вопросам своей сельскохозяйственной деятельности, а поэтому хорошо знал дороги, места и людей Алтая.

Несколько слов о водителе  Прохоре. Он был мастером вождения, спокойно и уверенно ездил по бездорожью и чистому льду, знал в совершенстве устройство машин любых марок. Я весь маршрут ездил с ним спокойно, хотя с учётом своего двадцатилетнего водительского стажа всегда опасаюсь с кем-то ездить на месте пассажира. Прохор был похож больше на скрипача провинциальной консерватории: бледно-худощавый, с тонкими нервными пальцами, совсем не шофёрским, не механическим пониманием окружающего Мира. Единственным минусом было то, что  Прохор не любил фотосъёмку - как процесс, и фототехнику - как бесконечную тему для обсуждений. Но это был минус терпимый. А так как в нашей жизни всегда к чему-то хорошему для баланса прикладывается обязательно что-то плохое, а если это "плохое" и будет - то пусть окажется терпимым!

Мои мысли стремились только в Алтай, мгновением пролетели четыре часа и вот мы уже на земле Алтайского Края. Скорость наша упала втрое - на главной дороге стали встречаться метровые (!) ямы. Мы проезжали через вымершие деревни с полусгнившими  чёрно-гнойными домишками... Кое-где ещё теплилась жизнь только потому, что крестьяне продавали на автотрассе колбу, которую круглый год выращивают в тайге в парниках… Средневековье!...

Мы проезжали через заброшенные чернозёмные поля (!), на которых лет двадцать уже растут деревья, кустарники и сорняки… На чернозёмных полях растут сорняки... Самоубийство!

В Бийске наконец-то выбрались на Чуйский тракт. (трасса Новосибирск - Ташанта это основная дорога, пересекающая весь Алтай с севера на юг). Ехать стало спокойнее. Ещё немного - и мы на земле Алтая!

Приближался вечер. Переночевать решили в селе Аскат, расположенным на левом берегу Катуни, в 20-километровой удалённости от Усть-Семы по Чемальскому тракту. Для массового, цивилизованного, комфортного туризма село Аскат и его окрестности шикарны, и виды с обзорных точек неплохи. Мне, тяготеющему с детства к непроходимым таёжным просторам, эти места показались скучноватыми, да и заехали мы сюда только переночевать.

Катунская раздольная





ГЛАВА 3. ПЕРВЫЕ ШАГИ
(АСКАТ - АКТАШ, 22 сентября 2015 г.)
      Спали мало, но крепко. Поднялись рано. Не терпелось оказаться, наконец-то, в Горном Алтае!..

Степная зона плавно перешла в холмистую - то были предгорья алтайских хребтов. Мы двигались по Чуйскому тракту вдоль живописной Катуни.

В предгорьях непрерывно шёл снег и дождём, иногда они захватывали и автотрассу. Пейзажи поражали размахом и гармонией, мы то и дело задерживали дыхание, пульс учащался. Желание остановить машину и поднятья повыше в предгорья или спуститься к Катуни возникало всё чаще и чаще по мере движения вглубь Горного Алтая! Я помнил о предостережениях моих фотоколлег - о том, что не стоит до села Акташ терять время на остановки, о том, что настоящая красота ожидает нас далеко впереди. Я помнил об этом и… останавливался, останавливался, останавливался…

Поздним вечером Мы подъехали к Акташу, а переночевать решили на Турбазе «Мёны», расположенной сразу за этим селом. Турбаза произвела на нас угнетающее впечатление недружелюбностью персонала и многомесячной грязью в домике, засохшими мухами под кроватями и на подоконниках, наверняка ушедшими из жизни от заболевания дизентерией… Мы побрезговали пользоваться и предложенным бельём, довольствуясь своими спальными мешками…

ГЛАВА 4. ПРИШЛА ПОРА СНЕГОПАДА
(УЛАГАНОВСКИЙ АВТОБАН: АКТАШ - КАТУ-ЯРЫК - УЗУНКЁЛЬ, 23 сентября 2015 г.)
Ранним утром совершили вылазку к рядом расположенному Гейзерному озеру. Всю ночь шёл снег. Лес и так блистал своими осенними нарядами, а после ночного снегопада оказался просто сказочным. И в этой утренней сказке гейзерное озеро со своим изумрудным илом превратилось в волшебное! Находясь на озере, меня не покидала мысль о том, что, наверняка, на дне этого озера есть тайная волшебная дверь ещё и в иные сказочные места, а может, - в другую Вселенную!...
       После наслаждения утренней сказкой мы, получившие порцию творческого удовлетворения от увиденного и фотосъёмки и сразу же отправились на перевал Кату-Ярык.
Утро на Озере



От села Акташ до перевала Кату-Ярык всего-то 100 километров, но зато каких! При средней скорости по отвратительной дороге 30 км/час, мрачной погоде, посредственных пейзажах вокруг, отсутствии мобильной связи и криминогенности Улаганского района нам хотелось тут же заснуть и проснуться сразу на Перевале. Заснуть не удалось, и время тянулось бесконечно, но до Перевала мы всё-таки доехали. Как и ожидали, с самого перевала открылась шикарная панорама. Даже при полном отсутствии света глобальность и продуманность природной архитектуры поражали! В огромнейшем каньоне уютно разместилась красавица-долина, по которой несла свои воды река Чулышман. Не буду публиковать бесцветные кадры этого грандиозного места - в этот день всё было во мраке...

Приближался вечер, надо было принимать решение. Или спуститься в долину, там переночевать, а рано утром опять подняться на перевал и попытаться «встретить» свет. Или же возвращаться назад по этому Улагановскому автобану и остановиться на ночлег у озера Узункёль на турбазе с одноимённым названием. Так как спуск в долину не входил в наши первоначальные планы, а лёгкий ветерок всё время нашёптывал мне на ухо, что и утром света не будет - было принято решение: возвращаться. К тому же нам совсем не хотелось с такой огромной тысячеметровой высоты спускаться на самое дно, пусть даже и такого прекрасного, котлована.

Поздним тёмным вечером добрались до Турбазы Узункёль. Сразу вошли в деревянный дом со светящимися окнами. Навстречу вышел невысокий плотный алтаец с открытой улыбкой и представился: «Директор турбазы Виктор Романович. Так… сейчас вам найдём тепленькое местечко!». Мы поселились в отдельно стоящем уютном домике глубоко в лесу метров за двести от домика Виктора Романовича, с дровяной печкой и генераторной электроэнергией, которую отключают в полночь. Территория базы была без ограждения и какой-либо охраны, мобильной связи не было. Опять стал тихо и монотонно падать снег, казавшийся почему-то чёрным… И у нас стало возникать тягостное ощущение, что в эту ночь может что-то случится… Я, вспомнил свои годы, проведённые в Сибирских таёжных походах, и сделал на входе в домик простую, но надёжную сигнализацию из лески. Смысл её был в том, что если кто-то подходит к домику, то задевает поочерёдно несколько лесок, натянутых под снегом, связанных со шваброй и чайником, стоящих в домике. Под свои подушки мы положили охотничьи ножи, закрыли дверь на жидкую защёлку и крепко уснули…

Продолжение следует...
(Часть Вторая - http://tomi4-b.livejournal.com/955.html )

Аскат, Кату-Ярык, Катунь, Гейзеровое озеро, Джазатор, Узункёль, Кызыл-Таш, Чуйская степь, Акташ, Алтай, Кош-Агач, Курайская степь, Чуй-Оозы, Чуйский тракт

Previous post
Up