Тунис - удивительная страна. С древних времен на ее территории сменялись цивилизации, оставляя после себя многочисленные следы и памятники. Одним из самых ценных наследий страны является античный Карфаген. Обойти всю его громадную территорию, обычно, путешественникам не хватает терпения, к тому же здесь до сих пор ведутся раскопки, и некоторые районы города закрыты для посещений. Здесь можно встретить памятники пунической эпохи: кладбище жертв богини Танит, руины посвященных ей храмов, святилище Баал-Хаммона, огромные карфагенские порты, термы императора Антонина Пия, периода владычества Рима - об этом я расскажу чуть позже. Сейчас же мне хочется поведать об интересном памятнике уникальному человеку, который на фоне своей эпохи смог прославиться не только как государственный деятель, достигший определенных успехов в сложной науке государственного управления, но и как один из последних рыцарей-романтиков.
На самой вершине знаменитого холма, кроме развалин Карфагена, уютно расположился памятник византийской эпохи - собор Святого Людовика, с живописным фасадом, весьма напоминающим взбитые сливки.
Это первое, что бросается в глаза, когда вы поднимаетесь на холм. Его видно со всех сторон, он практически доминирует над окружающим пейзажем, что производит очень странное впечатление - католический храм в центре мусульманского Туниса, недалеко от резиденции президента страны.
Людовик IX Святой, занимал французский престол в 1226 - 1270 годах и именно он был идейным вдохновителем и предводителем последнего Крестового похода. Упорный в достижении своих политических целей и фанатически благочестивый, окруживший себя советниками-доминиканцами, король объявил баронам о намерении, совершить очередной Крестовый поход 25 марта 1267 г. в парижском храме Сен-Шапель. Придворный биограф Людовика IX Жан де Жуанвиль, переживший с королем все перипетии его египетского похода, рассказывает, сколь неожиданным и для него самого, и для других близких королю лиц явилось известие о новом Крестовом походе, как поразило оно баронов. Не одному ему Крестовый поход казался ошибкой. Так считали почти все в королевском окружении. Новый Крестовый поход на Восток, затевавшийся государем, представлялся баронам бессмыслицей и анахронизмом еще больше, чем тот, который завершился катастрофой около 20 лет назад. Во всяком случае, никакого воодушевления рыцарство не испытывало. Хотя формальная церемония принятия креста совершилась в 1267 г., но понадобилось еще три года, чтобы от слов перейти к делу. Обстановка не благоприятствовала осуществлению крестоносных замыслов. Религиозный пыл французской знати сильно поубавился, а младший брат Людовика IX, на содействие которого он рассчитывал, государь Неаполитанского королевства Шарль Анжуйский не смог, да и не горел желанием, прийти на поддержку сюзерену. 14 марта 1270 г. Людовик принял из рук папского легата посох и крест и вместе со своими рыцарями двинулся из Парижа на юг страны - в Прованс. В гавани Эгморт войско крестоносцев, их было едва ли более 10 тыс., погрузилось на корабли. Сборным пунктом был определен порт Кальяри в Сардинии. По прибытию Людовик IX созвал баронов на совет, на котором было принято решение двинуть флот в Тунис. Папский легат одобрил это решение, объявив, что тем, кто отправится «против короля Туниса», будет предоставлено такое же полное отпущение грехов, как если бы крестоносцы плыли в Святую землю. Почему же избрали целью именно Тунис? Об этом подробно повествует участник событий, королевский исповедник, доминиканец Жоффруа де Болье, сопровождавший Людовика IX в походе. В основном он приводит чисто религиозные побуждения, якобы руководившие французским королем. Еще до начала Крестового похода Людовик-де не раз обменивался посольствами с «королем Туниса» аль-Мостансиром, который, как внушали Людовику IX доминиканские монахи, «достойные доверия», якобы готов охотно перейти в христианскую веру, если только это можно будет сделать, не опасаясь соотечественников-сарацин. Судя по рассказу Жоффруа де Болье, Людовик Святой предполагал, внезапно напав на Тунис, сковать силы мусульман, предоставить эмиру и его приближенным возможность беспрепятственно, ничем не рискуя, осуществить переход в христианство. На самом же деле в хронике Жоффруа де Болье содержатся и куда более приземленные описания тех побуждений, которые заставили Людовика Святого двинуть флот к Тунису. Доминиканцы, имевшие там свои миссии, убедили короля, что Тунисом легко овладеть, описывали огромные богатства города, которые можно использовать для отвоевания Святой земли. Вероятно, в первую очередь именно эти доводы и побудили короля направить корабли из Кальяри к тунисским берегам. Надо думать, что главари похода извлекли урок из прежних неудач крестоносцев. Прямое нападение на Египет - безнадежная затея, так может надо действовать обходным путем, начав борьбу за Палестину с покорения Туниса, где можно будет создать плацдарм для достижения главной цели?
Французские крестоносцы, высадившись, захватили древнюю Карфагенскую крепость. На помощь аль-Мостансиру пришел египетский султан Бейбарс. Палящая африканская жара изнуряла рыцарей. В конце июля в их войске неожиданно разразилась эпидемия - то ли чумы, то ли холеры. 3 августа слег Людовик IX. Почти одновременно с ним захворали два находившихся с ним сына (Филипп, впоследствии его преемник, прозванный Смелым, и Жан Неверский), дочь Изабелла и ее муж - король Наваррский, брат последнего Альфонс де Пуатье с супругой Жанной - словом, все королевское семейство. Они так и не вернулись во Францию, за исключением выздоровевшего старшего сына короля - Филиппа. 25 августа 1270 г. Людовик IX скончался, организм, ослабленный прежними недугами, не выдержал нового испытания.
В тот же день к берегам Туниса приплыл флот Шарля I. Король Неаполитанский застал уже охладевавшее тело брата. Войско было полностью деморализовано внезапной гибелью предводителя. Крестовый поход едва не расстроился. После того как в Тунис прибыли отряды Шарля I, они вместе с крестоносцами, которых возглавил преемник Людовика IX Филипп, дали несколько успешных сражений силам эмира - этим дело и ограничилось. Шарль I считал бессмысленным продолжение войны в Тунисе. 1 ноября 1270 г. был подписан мирный договор с аль-Мостансиром. Через 17 дней после его подписания крестоносцы погрузились на корабли и покинули Тунис. Папы римские и после неудачи похода 1270 г. продолжали взывать к Западу об освобождении Иерусалима, но желающих воевать за Гроб Господень уже не нашлось. Последние франкские владения на Востоке одно за другим были разгромлены и уничтожены мамлюкским Египтом. В 1289 г. войска султана Келауна взяли Триполи. 18 мая 1291 г. пала Акра, превращенная египтянами в развалины. Второе Иерусалимское королевство перестало существовать. Так закончилась эпоха Крестовых походов.
Людовик IX в воспоминаниях современников остался выдающимся королем. Ему удалось достаточно далеко продвинуться в деле централизации французского государства, добиться, чтобы владетельные графы более-менее подчинялись своему сюзерену. Причём успехов король достиг не силой оружия. Достаточно часто между французскими аристократами возникали конфликты, перераставшие в войны. Людовик всеми силами старался буйных графов помирить, найти какие-то компромиссные варианты, избежать кровопролития, что укрепило его авторитет и принесло славу арбитра в любом споре. Людовик IX активно боролся с коррупцией. Полностью её искоренить невозможно (это почти единственное, чему нас учит история, правда не всех), но заметные успехи достигнуты были. Удивительно, но драконовские меры при этом не применялись, даже наоборот, было установлено, что человека нельзя казнить или вообще наказывать иначе, чем по приговору суда. Это не было чем-то революционным или вообще новым, но всё-таки заставляло людей в какой-то степени уважать закон. Будучи глубоко верующим человеком, Людовик искренне пытался разобраться в сложных религиозных вопросах, при этом, не впадая в фанатизм. Некоторые из привычек короля Людовика сильно удивляли его современников.
Несколько зарисовок, сделанных близким королю человеком. Представьте себе - гордый средневековый аристократ, доблестный рыцарь. И такой вопрос: «Любезный Жуанвиль, Вы на этой неделе мыли ноги беднякам?». Боюсь, что если бы вопрос задал кто-нибудь другой, то, в зависимости от происхождения, немедленно был бы вызван на поединок или просто прирезал. Но спрашивал король. Так что обошлось без увечий, хотя эмоций своих мессир Жан удержать не смог. Людовик провел с ним наставительную беседу по поводу того, что если Христос этим делом не брезговал, то и каждый достойный христианин должен к такому действу приучиться. В зале королевского дворца практически ежедневно происходили бесплатные обеды. При этом Людовик лично резал хлеб и раздавал напитки. Как будто некому было этим заняться! Одевался Людовик очень скромно. На короле редко кто видел горностаевые меха, золочёные шпоры и вообще цветной одежды. О каких-то украшениях и речи не было. Людовик говорил, что деньгам можно найти лучшее применение. В то же время он снисходительно относился к нарядам молодых аристократов, только замечал наставительно насчёт того, что прилично человеку молодому и что зрелому. Резко отрицательно Людовик Святой относился к сквернословию. За это можно было сильно поплатиться - до смертной казни дело не доходило, но прижечь губы богохульнику королевские палачи могли. Когда было решено укрепить замок Яффу, король лично таскал носилки с землёй для валов. Сарацинам удалось на короткое время захватить город Сайду, они там устроили страшную резню. Когда город был освобождён, король активно участвовал в переноске и захоронении полуразложившихся трупов и даже нос не зажимал при этом, как некоторые. Современникам запомнилась его доблесть, граничащая с безрассудством. Во время высадки крестоносцев на египетском побережье, он в полном доспехе, со щитом на шее, прыгает в море, вода доходит до подмышек. Выбирается на берег, видит в отдалении людей. Узнав, что это сарацины, король кидается в одиночку в атаку. Нескольким аристократам едва удалось удержать сюзерена от самоубийственного поступка. Во время обороны гарнизонной сторожевой башни сарацинами, после каждого залпа греческого огня, король присылал своего камергера, справиться, всё ли в порядке с солдатами. Несмотря на статус «святого», король был не чужд и простым житейским радостям. Бланка Кастильская, его матушка, запрещала своему тридцатилетнему сыну, повелителю великой державы, встречаться с его собственной супругой. Она понимала, конечно, что династию нужно продолжать, поэтому запрет не был тотальным, но в стиле "Не удовольствия ради, а продолжения рода для". Король тайно встречался с королевой Маргаритой на лестнице, а слуги стояли на шухере, чтобы своевременно предупредить о появлении королевы-матери. В этом случае король и королева тихонько разбегались по своим покоям.
Вот таким он был, король Людовик. Две свои главные военные кампании (Седьмой и Восьмой крестовые походы) Людовик с треском провалил. Зато благих намерений и рыцарской доблести было выше крыши, именно они и запомнились, а стратегические и тактические просчёты никому анализировать особо не хотелось. В 1295 году Папа римский Бонифаций VIII учредил комиссию для сбора сведений о деяниях короля Людовика IX, в 1297 официально признал его святым, в 1890 году, при кардинале Лавижери, на месте его гибели был построен храм в византийско-мавританском стиле.
А в 1964 году короля перезахоронили в Риме. Кстати, в Москве всего две католические церкви. Одна из них - Храм Святого Людовика Французского.
Когда смотришь на его лицо, высеченное из мрамора, немножко лукавое, с хитринкой, оно не подавляет тебя величием, а выглядит понимающим и всепрощающим. Немножко грустным, но исполненным простоты и мудрости, которых так не хватает нам всем.