День четвертый - Рыбачий с севера на юг.
Проснулся я от того что хлопал полог палатки. Палатку я ставил вечером исходя из направления ветра, а закрепить ее до конца просто поленился. Ветер же за ночь изменил свое направление на 90 градусов и дул очень сильно.
Дальше все уже привычно и банально : подъем, завтрак, сборы. Все утро в полукилометре от нас паслось небольшое стадо оленей и, казалось, нисколько нас не замечало. Если кому то нужно было «пописать по-крупному» то ходили «в-о-о-о-н за ту сопку» метрах в 300. Ближе было просто некуда.
Четвертый день ничем особенным на мой взгляд не отметился. Пересекали Рыбачий с севера на юг - от мыса Мал. Скорбеевский до горы Мотка и губы Эйна.До обеда каменистые, и временами технически не простые, по которым иногда текли ручьи (что характерно вдоль). Проехали высоту сплошь покрытую брустверами укреплений и окопами (очень мелкими).
Прошвырнулись по окопам, втайне надеясь найти что-то интересное. Серега нашел полусгнившую материю, торчавшую из под земли. Потянули, в ней с десяток гильз. Когда очистили один, были разочарованы : год выпуска гильзы был 1952. А значит это были не остатки после войны, а остатки учений проходивших на острове позднее. Судя по всему военные не стесняясь использовали при учениях укрепления созданные во время второй мировой войны.
четырнадцать с половиной
Проезжали на этой высоте две братских могилы. Одна представляла из себя ряд каменных плит более-менее правильной формы воткнутых в землю, на одной из которых была полусгнившая каска.
После прочтения книги «Осиротевшие берега» у меня создалось впечатления что далеко не всех убитых на Рыбачьем удалось похоронить, но этим, судя по всему, повезло.
…каждый солдат, воевавший на стороне немцев, знал, что в случае гибели он будет похоронен во всеми почестями на кладбище в Петсамо, а его личные вещи будут отправлены на родину.
Русский солдат воевал, прикрываясь телами павших друзей. Погибшие в атаке годами оставались на нейтральной полосе. Мы до сих пор не можем назвать поименно всех защитников Муста-Тунтури, сложивших голову за Отечество. Стыдно и горько, господа...
М. Орешета , Осиротевшие берега
Вторая могила явно послевоенная. Памятник, у подножья которого три каски и котелок. А еще список захороненных на мраморной плите.
Возле очередного ручейка пообедали и поехали дальше. Ехать стало веселее. Каменистые подъемы и спуски сохранились, но к ним добавилось великое множество бродов. Некоторые легко проезжались. Некоторые преодолевались с велосипедом наперевес (по принципу что если уж все равно мочить или ноги, или и ноги и велосипед, то лучше намочить только ноги). Броды с проточной водой не были особо неприятными, а вот там где вода на дороге стояла, ощущался запашок солярки, и купаться в таких было не очень как то.
вот такие классные дороги ...
один из множества бродов
Спустились на берег губы Эйна. Красивое место. Если бы не необходимость придерживаться графика, можно было бы заночевать здесь. Имеется впадающая речка и небольшой заливчик.
губа Эйна
Дальше в группе были небольшие прения на тему как ехать. Подниматься ли обратно, на гору Мотка и ехать как запланировано или поехать по обнаруженной дороге вдоль моря. И та, и другая дорога, теоретически, должны были привести нас в п. Бол. Озерко. Только дорога «повреху», огибающая с севера гору Мотка была проверена, а о дороге снизу известно ничего не было. К счастью, благоразумие руководителя победило энтузиастов разведки и мы решили ехать по проверенной дороге
От губы Эйна поднялись обратно на гору Мотка и поехали по дороге ведущей к Бол. Озерку. Снова большое количество бродов, но когда дорога пошла вдоль побережья (от горы Рокапахта до Бол. Озерка, по берегу губы Бол. Мотка) рельеф выровнялся и качество грейдера заметно улучшилось.
На подлете к поселку Большие Озерки встал вопрос о месте выхода на ночевку. Ночевать вблизи «нефтегородка» и развалин Бол. Озерка не хотелось, следовательно устраивать ночевку следовало или прямо сейчас, на какой- нибудь из рек (на этом участке в море впадают сразу три реки - Ростой, Полтын и Морозова) или уже на полуострове Средний что означало еще 10 км. крутежки. Качество дороги благоприятствовало, поэтому решили крутить до Среднего. По дороге у меня умерла пружинка, разводящая колодки. Потратили еще минут 15-20 на замену (к счастью, у Сереги была пара запасных комплектов, сам то я не озаботился пред выездом купить запасные).
Поселок Бол. Озерко проехали мимо, не останавливаясь. Проскочили «нефтегородок», закольцевав таким образом наш трек. Быстро проехали перешеек между Рыбачьим и Средним. При въезде на Средний повернули на дорогу, уходящую на северо-запад (в сторону стан. Земляное (Пумманки), по западному берегу губы Волоковая).
Идея была доехать до реки Выкат и там заночевать. Вообще, на северо-восточном побережье Среднего речек отмечено мало (на двухкилометровке вообще только Выкат), поэтому вариантов с местом ночевки не много.
Доехали до места где река Выпад впадает в море. От перешейка между Средним и Рыбачьим дорога представляла из себя среднего качества грейдер, который время от времени, сменялся неприятными участками из крупного гравия и булыжника. Рядом с местом где река Выкат впадает в море находится стан. Земляное (Пумманки), где расположено несколько жилых (судя по свету в окнах) построек. Ночевать рядом с ними желания не возникло, и в поисках ночлега повернули перед рекой Выкат на дорогу уходящую на юго-запад, ведущую в пос. Земляное. Дорога, судя по карте, шла параллельно реке, но самой реки видно не было. Съезды к реке тоже отсутствовали. Справа и слева от дороги густой кустарник, ломиться через который наугад не хотелось. В итоге, примерно через километр езды, находясь на дороге, мы услышали шум реки и, исходя из того что в этом месте река должна находиться ближе всего к дороге, повернули. Пройдя меньше 100 метров оказались на обрывистом берегу реки Выкат где и остановились на ночевку.
Место, выбранное под ночевку, оказалось достаточно приятным, но не без недостатков. Во-первых мы стояли на крутом, обрывистом берегу, на высоте метров 5-6 над водой, и каждый раз спускаться с кастрюлькой за водой представляло определенную сложность. А во-вторых, это выяснилось утром, наша сторона реки была тенистой и утром там было не очень тепло. В плюсах места был вид на водопад и обилие грибов.
Продолжение - День пятый -полуостров Средний