День пятый - полуостров Средний
Не смотря на то, что проехать в пятый день предстояло немало (нужно было практически полностью объехать полуостров Средний) подъем и утренние сборы проходили не спеша. Место этому способствовало. Метрах в 50 от палатки был небольшой, но симпатичны водопад, который падал в углубление, величиной с небольшой бассейн и глубиной не меньше 2-3 метров. Рядом был 3-х метровый обрыв. Не смотря на все условия для прыжков в воду и купания, до этого не дошло по причине того что вода в в этом бассейне была необычайно холодная. Куда холоднее, чем в море и всех встреченных нами ранее водоемах. На другом берегу, еще вечером, я нашел длинный, никак не меньше 50 метров, окоп, с десятком стрелковых позиций. Окоп, разумеется, был осмотрен и сфотографирован. Все это, плюс то, что я по обыкновению долго возился при сборах заняло какое то время, в результате чего выехали мы только в начале первого часа.
Вернувшись на дорогу у стан. Земляное (Пумманки), с которой мы свернули вечером, мы поехали по ней дальше на северо-запад к северной оконечности полуострова Средний - мысу Земляной. Еще несколько километров грейдера среднего качества, на котором регулярно встречались куски засыпанные крупным щебнем, потом последовал приличный грейдер.
Примерно за километр до мыса Земляной дорога разветвляется на две. Они идут параллельно. Между ними примерно километр … и приличный обрыв, спуститься с которого или взобраться на который, с велосипедом наперевес, возможности не имеется. Внимание! «Нижняя» дорога (та что севернее, идущая вдоль моря), по карте, примерно через километр уже после мыса Земляной, соединяется с «верхней» дорогой (той что проходит южнее по склону горы Земляная (Пумманки)). На самом деле «нижняя» дорога километра через три упирается в воинскую часть и неизвестно, чем закончится попытка проезда через нее. Трек, который мы использовали, шел «поверху». Перед самой развилкой я свернул наугад, в сторону моря. Там был высокий, метров 15-20 высоты, обрыв, с которого открывался великолепный вид.
обрывчик на мысе Земляной - метров 12 не меньше
нервишки себе же надо пощекотать - там на краю еще и ветер задувает о-го-го
Еще не зная, что дорога вдоль берега по мысу Земляной упрется в воинскую часть, мы поехали по ней (а как же дух первооткрывателей?!). Мыс Земляной место очень приятное. Слева по ходу нашего движения вверх круто уходит скала, справа было море (когда мы ехали этой дорогой обратно, было, соответственно, наоборот).
Первой интересной находкой на мысе Земляной стали две скалы, торчащие вверх. Позже, читая книгу Орешета «Осиротевшие берега», описывающую историю Рыбачьего, я нашел упоминание об этих скалах :
… Между морем и скалами - пологий зеленый бережок. На нем стоят два каменных столба высотой метров по десять. Остановитесь около них. Это священные камни лопарей - наша с вами память. Издавна поклонялся им человек, просил помощи, заступничества, благословения …
священные скалы саамов, какими их видели мы
иллюстрация из книги Орешета
Следующей интересной находкой стал гусеничный вездеход. Он лежал катками вверх и, судя по продавленной крыше, свалился сюда со скалы. Скала в этом месте высокая, и такое падение могло стоить кому то жизни. Все что с него можно было снять, было уже снято.
ГТС
Почти доехав до того места, где «нижняя» и «верхняя» дорога должны были соединиться, мы поднялись в гору и увидели что дорога упирается в воинскую часть. Имелось подобие шлагбаума и табличка «проезд запрещен!». Вариант проскочить через часть наудачу нас как то не прельщал. А ломить в обход, пешком по скалам с велосипедом наперевес, отобрало бы у нас много сил и времени. Вернулись до развилки перед мысом и поехали по «верхней» дороге. Проехали по ней мимо воинской части, после чего дорога повернула на юг и стала потихоньку удаляться о побережья (побережье уходило на юго-юго-запад). На подъезде к поселку, обозначенному на моей двухкилометровке как «Поселок», у очередного ручья мы остановились на обед.
Во время обеда я открыл для себя новое блюдо. Вскипятив воды, засыпал туда побольше лапши «трехминутки» (не «Роллтон») и добавил туда полкубика бульона. Когда лапша разбухла в воде до состояния каши (варил минут 5), залил туда остатки майонеза, которые мне отдал Женя. Попробовал и тутж е все слопал практически за 30 секунд. Можно, конечно, сказать, что после пят дней по Заполярью и старая подметка с майонезом покажется невероятно вкусной (и возможно этот так), но после этого похода, я готовил это «блюдо» еще не раз, и каждый раз оно мне нравится не меньше. Угощал друзей, им нравилось тоже. Главное помешивать во время варки, чтобы лапша ко дну не пригорела.
Выехали после привала на обед с искренним желанием крутить и нигде не останавливаться (с учетом бруляния на мысе Земляной пройдено было катастрофически мало и нужно было навестывать). Нашего энтузиазма хватило только до тех пор, пока мы не вышли снова к морю и увидели бетонные артиллерийские укрепления (не знаю как они «по науке» называются). В перовом было пусто, зато во втором мы нашли орудие, находящееся, на мой взгляд, в отличном состоянии. В солидоле и с сохранившейся смазкой. Снизу бетонное основание с бортиком, сверху каркас из труб, порытый сгнившими досками. Около орудия вход в, неизвестно куда уходящий, подземный забетонированный переход.
Пушшшка!
Ща бахнем! (нацелена в аккурат на Норвегию - что нам плохого норвежцы сделали)
норка
колючка
Полные энтузиазма мы ломанулись дальше в сторону показавшихся развалин … и как выяснилось ломанулись не в ту сторону. До развалин все таки доехали, там был памятник с водруженным на него снарядом. Потом вернулись обратно. От артиллерийских укреплений нужная нам дорогу уходила на север, вдоль побережья. Поехали по ней в сторону мыса Металаниеми. Доехали до развилки. Основная дорога шла прямо, второстепенная уходила вдоль побережья мыса Металаниеми (на фото мыса она просматривается).
При подъезде к этой развилке я заметил отклонение от трека. Попробовали проехать по дороге шедшей на мыс, потом по дороге идущей прямо … и обе шли не по треку. Трек шел между ними и уходил через поле состоящее из крупных булыжников разглаженных, судя по всему, тяжелой техникой (бороны от технике на фото так же просматриваются). Вообще, то что рука человека коснулась полуострова Средний было заметно еще когда мы были на его восточном побережье : некоторые горы имели не природные склоны, а крутые, искусственно обрушенные. Видимо таким образом добывали камень. Решили идти не по треку, а по карте. Примерно в это время мой навигатор перестал показывать пройденный трек (не была в нужное время снята галочка, журнал памяти треков заполнился). Пока я разбирался с прибором, мы успели отбрулять несколько километров.
мыс Волоковый
Мимо мыса Металаниеми и мыса Волоковый мы прошли даже не по карте, а тупо придерживаясь направления и тропинок. Получился небольшой бруль. Миновали древнюю стоянку оленеводов или еще кого, и более менее современные, заброшенные, но не разрушенные здания обнесенные забором с колючкой. Любопытно, конечно, было, но времени заниматься исследованиями уже не было. В итоге подсекли дорогу, по которой скатились к морю, чуть южнее мыса Волоковый. Запоминающийся спуск, достаточно крутой, с двух сторон деревья, которые как будто искусственно высажены. Скатившись к морю, мы подсекли дорогу, которая шла вдоль побережья (губа Мал. Волоковая) и поехали по ней на юго-восток к перешейку между Средним и Кольским.
Выйдя на дорогу, стали размышлять как жить дальше. Время было уже вечернее, а до точки ночевки (запланированной аш на немецкой дороге) было еще далеко. Более того, взбираться на Муста-Тунтури уставшими и голодными как то не хотелось. Пришли к решению устроить перед подъемом на перевал остановку, поесть, отдохнуть и потом все-таки ехать до запланированной точки ночевки, даже если ехать придется ночью.
На перешейке между Средним и Кольским, как и было запланировано, в первом же удобном месте остановились на перекус.
Было немного грустно, так как сразу после еды, мы должны были покинуть полуостров. Во время этой остановки с горы к нам спустился местный копатель (как я понял, из тех, которые занимаются поиском и перезахоронением погибших во время войны солдат и попутно обезвреживают найденные боеприпасы). Разговорились. Обсудили карты, проконсультировались по предстоящему нам маршруту. Уйдя от нас, он позже подъехал с тремя соратниками на двух «луноходах». Еще немного пообсуждали карты, маршруты, поговорили об истории полуострова вообще, после чего копатели поехали дальше.
где то здесь - заяц!
Снявшись с привала мы стали потихоньку взбираться на Муста-Тунтури. Подъем на хребет со стороны Среднего давался, почему то, гораздо легче чем со стороны Кольского. Пришлось зажигать маячки и фонари, т.к. небо было сильно затянуто и «полярных сумерек» видно не было. Забрались на перевал, потом бешеный ночной спуск до развилки на немецкую дорогу. Повернув на немецкую дорогу, стали, с чистой совестью, искать место для ночевки. Через некоторое время такое место было найдено и мы остановились.
Собственно место было так себе, но лучше там все равно не было. Около каждого спадающего с гор ручья была одна и та же картина : сверху крутой спуск, снизу под ногами хлюпал мох или стояла вода. Возле одного ручья, поднявшись метров на 15 вверх, мы все же нашли более-менее ровную площадку, на которой и расположились.
Продолжение - День шестой - немецкая дорога, Печенга и, наконец, Заполярный.