В Закавказье наблюдается закат эпохи искусственных миниимперий - интервью с востоковедом

Jul 29, 2013 22:51


   Бывший президент Талыш-Муганской республики полковник Алакрам Гумматов в интервью азербайджанским СМИ / Etatist / сказал, что между Азербайджаном и Арменией сейчас нет войны, и что в случае приглашения он обязательно посетит Армению. При этом, основным препятствием на пути к миру между этими странами, отмечает Гумматов, является правящий ныне в Баку режим. За комментариями ИА REGNUM обратилось к востоковеду, основателю вещающей на талышском языке из Шуши радиостанции "Голос Талышистана" профессору Гарнику Асатряну.

ИА REGNUM: Гарник Серобович, среди зарубежных ученых вы, пожалуй, ближе всех стоите к талышской проблематике. Вы создали магистерскую программу по талышеведению на факультете востоковедения Ереванского государственного университета; монография по истории и культуре талышей под вашей редакцией была удостоена президентской премии Ирана в номинации "Лучшая иностранная книга по иранистике". Наконец, вы создали "Голос Талышистана", вещание которого доступно талышскому и не только населению Азербайджана. Как вы считаете, почему полковник Гумматов, один из создателей Народного фронта и бывший замминистра обороны Азербайджана, принимавший участие в Карабахской войне, вдруг изъявил желание посетить Армению? Есть ли более глубинные причины для подобного заявления?

Алакрам Алакбарович Гумматов (Гумматзода) был еще и одним из инициаторов провозглашения Талыш-Муганский республики в июне 1993 года в Талышистане, на юге Азербайджана, которая через несколько месяцев была подавлена Гейдаром Алиевым. Затем он был арестован, приговорен к смертной казни и только в 2004 году, благодаря усилиям европейского сообщества, был выпущен на свободу, лишен гражданства и выслан из страны. Ныне он со своей семьей проживает в Нидерландах. Что касается вашего вопроса, то я не вижу ничего сверхъестественного в том, что полковник может когда-либо посетить Армению. У нас, как вы сами отметили, одна из наиболее сильных ныне школ по иранистике, в том числе талышеведению; действует радиостанция "Голос Талышистана", снискавшая в короткий срок большую популярность среди талышей в Азербайджане и за его пределами, издаются работы по истории и культуре талышского народа, по талышскому языку, готовится перевод Корана на талышский язык, время от времени созываются международные форумы по талышской проблеме и т.д. Где если не в Армении должен желать побывать талышский лидер, отдавший всю жизнь служению своему народу? Куда, если не в Армению должна устремиться душа патриота, ни разу в жизни не почувствовавшего уважение и заботу о родной культуре, родном языке и истории своего народа? Такое желание, думаю, должно возникнуть сегодня у любого мыслящего талыша, объективно оценивающего роль Армении в развитии талышеведения и продвижения талышской культуры.

ИА REGNUM: Но ведь Гумматов не просто талышский патриот, а один из создателей НФ Азербайджана, бывший замминистра обороны и, наконец, человек, воевавший на карабахских фронтах против вашей страны. Как-то трудно поверить, что деятель такого калибра после двадцатилетнего молчания в первом же своем публичном выступлении делал бы случайные заявления.

Заявление Гумматова, конечно же, не случайно. Это скорее, выражение доброй воли и симпатии к нашему народу, признание всевозрастающей геополитической роли Армении в регионе, в частности, в судьбах автохтонных народов, не имеющих собственного государства. К тому же, в оригинальном тексте указанного интервью на азербайджанском языке Гумматов приносит извинения тогдашнему руководителю Армении. Это акт огромного мужества, достойный настоящего война и человека незыблемой морали. Не знаю почему, но эта часть выступления Гумматова, выведенная, кстати, в заглавие интервью, не фигурировала в сообщении, распространенном в российских СМИ. А это очень важно. Как я уже говорил в своем интервью радиостанции "Голос Талышистана" 22 июня с.г. в связи с двадцатилетием Талыш-Муганской Республики, участие талышей в Карабахской войне было настоящим историческим недоразумением, в котором нет вины самых талышей. Они участвовали в этой войне как солдаты, а солдату предписано воевать. Вполне возможно, если бы не участие талышей и представителей других коренных народов Азербайджанской Республики в этой войне, то ее результаты для Азербайджана были бы еще плачевнее. В конце концов, вспомним, что в грузино-абхазской, ирано-иракской войнах с обеих сторон участвовали армяне, граждане этих стран. Я уже не говорю о более старых событиях - русско-турецких войнах, когда и в русской армии, и в турецкой служили армяне и т.д. Поэтому данное обстоятельство ни в коей мере не может быть причиной какого бы то ни было отрицательного отношения к талышам, лезгинам и аварцам, участвовавшим в военных действиях против нашей армии. Армяне всегда уважали достойных противников, тем более что эти противники в данном случае воевали не по своей воле.

Далее, Гумматов участвовал во внутриполитических развитиях в Азербайджане в то время, когда был еще Советский Союз, но вскоре - как только события приняли новый оборот - вышел из Народного фронта. Еще одно уточнение: указанное интервью азербайджанским СМИ - не первое публичное выступление Гумматова. Он нарушил свое многолетнее молчание впервые в эфире "Голоса Талышистана" 19 июня текущего года пространным выступлением, в котором затронул ряд важных вопросов, касающихся событий тех дней и своего участия в них. Он, в частности, говорил и о намерении создать в ближайшее время правительство Талышистана в изгнании. Краткий синопсис этого выступления был опубликован позднее на русском языке на страницах газеты "Голос Армении".

ИА REGNUM: Значит, все-таки, у полковника Гумматова есть определенные политические цели, иначе почему, собственно, после двух десятилетий затворничества полковник так активно ринулся в политику?

Насколько я могу судить, Алакрам Алакбарович всегда был в политике и всегда выступал в роли лидера и символа талышского движения. Как он говорил в упомянутом интервью "Голосу Талышистана": "Я являюсь избранным президентом Талыш-Муганской Республики и всегда буду защищать интересы моего народа". Вообще-то, я неоднократно отмечал, что меня поражает уровень зрелости талышского движения: четкая национальная идея, четкое понимание границ, видение будущего, четкое осознание потенциала и возможностей своего народа и т.д. Ну, например, какой народ, находящийся в процессе становления, причем в высшей степени неблагоприятных условиях, и ведущий борьбу за независимое национальное бытие, создает Национальную академию наук в изгнании, с отделениями, как и положено, со своим "Вестником"? Это же показатель! Почти все лидеры Талышского движения - это высокоинтеллектуальные, глубоко мыслящие и пассионарные люди. Такому потенциалу смогло бы завидовать любое национальное движение с несравненно более долгой историей и несравненно большими возможностями. Талышское движение сегодня вступает в новую фазу своего развития, ознаменованную появлением новых реалий и обусловленную веянием времени. И самое главное - то, что Талышское движение разработало четкий модус взаимоотношений с соседними народами и странами, отраженный во всех официальных документах и выступлениях его лидеров.

ИА REGNUM: Каким видится будущее этих проектов вам, как эксперту? Насколько реальны притязания талышей на независимость?

Во-первых, я не хочу именоваться экспертом. В силу определенных обстоятельств на постсоветском пространстве сложилась ситуация, при которой, говоря лингвистическим языком, термин "эксперт" несет на себе, скорее, энантиосемический акцент. Иначе говоря, довольно часто (это особенно применительно к политической аналитике) слово "эксперт" обозначает скорее дилетанта, чем квалифицированного профессионала. Так что я в этом смысле не эксперт, я - профессиональный востоковед. А теперь по существу. Прогнозировать любое развитие ― дело очень сложное. Но, основываясь на историческом опыте нашего региона, в частности, на в высшей степени пассионарном характере и интеллектуальных возможностях талышского народа, качествах его лидеров и вдохновителей - а значит и на системе внутреннего отбора в талышской среде, на факте существования традиции государственности у этого народа (Талышское ханство, Первая Талыш-Муганская Республика 1919 года), а также учитывая сложившиеся в последние десятилетия геополитические реалии, можно сказать, что независимость Талышистана - весьма и весьма реальная перспектива. Талыши сегодня, как бы то ни было, независимо от всех этих, по вашим словам, "проектов", постепенно становятся независимым региональным фактором. Отнюдь не случайно, что лидер Евразийского движения Александр Дугин в своем недавнем выступлении отдельно отметил талышей в качестве одной из составляющих проектируемого Евразийского союза, включающего наряду со славянскими и тюркскими народами многие индоевропейские, в том числе и иранские народы. В конечном счете, создание независимого Талышистана - в интересах главных традиционных игроков в регионе, прежде всего - России. Это предполагаемое государство, несомненно, будет пророссийским по своей сути. Появление такой единицы на юго-западе Каспия, без сомнения, закрепит позиции России в регионе в долгосрочной перспективе.

Надо также помнить, что приходит конец эпохи искусственных миниимперий - случайных образований, порожденных советским прошлым, не имеющих ни цивилизационных преимуществ перед "нетитульными" народами, ни легально-исторической основы, ни опыта и традиции имперского менеджмента.

Источник: ИА REGNUM

Талышистан, ГОЛОС ТАЛЫШИСТАНА, Талыш-Муганская Республика, Гарник Асатрян, Альакрам Гумматов, Регнум, Талышское ханство

Previous post Next post
Up