ИРАН: СТАНЕТ ЛИ “НОЧЬ ТИШИНЫ” “ВАВИЛОНСКИМ СТОЛПОТВОРЕНИЕМ”?

Jun 13, 2013 22:54


tolishpress

Ф.Ф. Абосзода

“И не были люди, кроме как единым народом, но разошлись.

И если бы не СЛОВО, которое было прежде от Господа твоего,

то было бы решено, в чём они разногласят”. (Коран, 10:19)

Сегодня накануне выборов 11-го президента Ирана день тишины на всей территории страны. Согласно выборному закону, в этот день никто не имеет право вести хоть какую-нибудь агитацию в пользу того или иного кандидата в президенты.

Наблюдатели и эксперты, как в самом Иране, так и во многих странах мира, голову ломают над тем, кто именно станет очередным президентом страны, и, главное, станет ли сегодняшняя ночь тишины завтрашним днем такого же спокойствия для Исламской республики, чего как раз и больше всего не желают многие, в первую очередь, на Западе и отчасти в Азербайджанской республике?

Следует отметить, что современный Иран, как и во многих других аспектах, так же в вопросе выборов президента, имеет очень специфические особенности, которые понять предугадать часто бывает непосильной задачей для экспертов в первую очередь по части прогнозирования возможных результатов событий. Как и предыдущие выборы президента Ирана, в результате которых нынешний президент страны Ахмадинежад первый раз смог подняться, а во второй раз смог удержаться на политическом олимпе исполнительной власти Исламской республики, 11-е выборы могут тоже закончиться появлением очередной “черной кошки” . При этом, конечно, с очень большой натяжкой можно назвать кресло президента ИРИ “политическим олимпом”, так как работа на этом посту сопровождается существенными ограничениями, которые, в реальности превращают его в обычного исполнителя указаний Духовного лидера государства. Как известно, в Иране все “высшие” полномочия принадлежат Духовному лидеру государства Аятолле Хаменеи, а президент, по сути, является рядом с ним “мальчишкой на побегушках”, осуществляя исключительно Рахбаром разработанный внутренний и внешний курс. Но, несмотря даже на такие существенные ограничения, особенно если иметь в виду президентство Ахмадинежада, в зависимости от личности самого президента и степени поддержки его политики со стороны населения, все же президент Исламской республики в силах, как говорят русские, значительно “украсить эту работу”. Этим во многом и обусловливается ожесточенная борьба между различными политическими группировками Ирана вокруг выборов президента.

Ни проведенные социологические опросы среди населения, ни вялотекущая предвыборная борьба, чем характеризуются нынешние выборы, не дают никаких оснований экспертам, хоть в каких-то процентах предугадать исход выборов. Предвыборная кампания, которая продолжалась в течение последних 20 дней, были самыми монотонными в новейшей истории Ирана. По большому счету, они ничем не запомнились. Порою даже специалисту бывает трудно определить, какая предвыборная платформа у какого кандидата, так как все они, по сути, включают одни и те же задачи. Главный акцент все они делают на критику прежнего президента, даже не принимая во внимание то, что Ахмадинежад имеет немало сторонников в стране, особенно в сельской местности и среди необеспеченных слоев населения. При этом ни один кандидат даже не попытался хоть в каких-то пунктах критиковать платформу своего конкурента, и, тем более, не ставит перед собой что-нибудь новое в случае своего избрания на этот пост. Как мы уже ранее сообщали, теледебаты кандидатов во время выборов 2009 года, которые стали причиной самого масштабного социального взрыва за всю историю Исламской революции, были фактически превращены в телефарс, так как вещание было “в записи”, т.е. через строгую цензуру. В итоге, многие заявления отдельных кандидатов превратились в бессмысленную игру слов. Например, несмотря на то, что всем им хорошо известно, что внешняя политика Ирана находится в исключительном ведении Духовного лидера, почти все кандидаты обещают “кардинальным образом изменить отношения Ирана с Западом” и т.д. Примечательно, что каждый раз после такого заявления того или иного кандидата, моментально преследует жесткое заявление со стороны какого-то представителя высшего духовенства, где в очередной раз говорится о том, что “президент Ирана не имеет право выступать с аналогичными заявлениями, так как он не может изменить внешнеполитический курс государства”. Но, видимо, ничего не остается кандидатам, как прикидываться «глухими», и они еще и еще раз повторяют свои прежние заявления, скорее всего, из-за того, что им просто больше нечего сказать. Так как почти все они критикуют социально-экономическую политику Ахмадинежада, но при этом выдвинутые ими меры по разрешения вопросов финансово-экономического и социального характера часто доходят до абсурда! Например, в нынешних условиях, когда Иран находится в глубоком экономическом кризисе (о причинах его мы ранее написали неоднократно), какой наивный человек (даже если он является обычным рядовым гражданином Ирана!) поверит в то, что будущий президент “решит проблему инфляции в стране за сто дней”?

Единственное, что более или менее с уверенностью прогнозируют, это то, что завтрашние выборы, по всей вероятности, не выявят победителя. И это вовсе не потому, что ни один из кандидатов не владеет особой харизмой и не является фаворитом президентской гонки. То есть, такой прогноз не исходить из самой логики президентских выборов как такового. Если в Иране проводились бы настоящие честные выборы, в которых, во-первых, участвовали бы реальные силы, т.е. имеющие свои электоральные ресурсы и уверенные в своей победе политики, и, во-вторых, если кандидаты вели бы настоящую борьбу за пост президента, а не оглядывались бы постоянно в сторону Рахбара, чтобы узнать, кому он даст свои предпочтения, тогда можно было бы хоть в каких-то процентах предугадать исход этих выборов. Увы, сегодня нет ни первого, ни второго! А что имеется в реальности?

У нас есть все основания предполагать, что эти выборы станут самыми политизированными за всю историю ИРИ. Точнее, исход выборов, как бы это странно не звучало, будет зависеть исключительно от воли Духовного лидера, а не от самих выборов. И он, судя по всему, сделает свой выбор исключительно в соображениях политической целесообразности. Этим, скорее всего, объясняется весьма ощутимое замешательство даже среди кандидатов ультраконсерваторов, т.е. представителей команды самого Рахбара. Исходя из этого, смело можно предположить, что Рахбар “назначит” второй тур выборов, чтобы хоть каким-то образом охладить пыл в обществе, где, как мы уже ранее предполагали, наблюдается достаточно высокая напряженность и страна фактически расколота на два фронта: консерваторов и реформаторов. В таких условиях, если выборы пройдут честно и справедливо, нет сомнения в том, что больше всех остальных кандидатов шансы стать президентом имеет кандидат-реформатор Хасан Рохани, вокруг которого за последние дни активным образом объединяются “недовольные” рядовые граждане, так и довольно влиятельные представители высшего духовенства и многочисленные реформаторские организации. Но, вряд ли такой исход выборов будет по душе ультраконсерваторов, и, самое главное, самому Рахбару.

Таким образом, на сегодня мы имеем полную неопределенность в плане возможного исхода завтрашних выборов президента Ирана. Разумеется, можно строить разные, порою даже самые фантастические догадки, чем, увы, занимаются некоторые эксперты по Ирану. Но, этим они вряд ли способствуют повышению имиджа политической аналитики на глазах у читателей и специалистов. Поэтому нам остается только набраться терпения и подождать, чем станет сегодняшняя “ночь тишины” для Ирана завтра: “спокойным днем” или же настоящим "Вавилонским столпотворением"? Судя по последнему заявлению действующего президента ИРИ Махмуда Ахмадинежада, завтра вряд ли стоит ожидать “спокойного дня”. 12 июня в ходе своего выступления перед официальными представителями области Северный Хорасан он заявил: “Иранский народ всегда действовал согласно разуму. Считаю, что в ходе предстоящих выборов так же он примет свое самое лучшее решение. Народ Ирана похож на протекшую бурным потоком горную реку. Он преодолеет все преграды, стоящие на его пути. Возможно, некоторым удастся временно задержать движение народа. Но народ Ирана в течение короткого времени сметет их со своего пути”.

Источник: Восточное агентство

Махмуд Ахмадинежад, Иран, Рахбар, Айатолла Хаменеи, выборы-2013

Previous post Next post
Up