Геополитическое путешествие: Азербайджан и Америка

Jun 13, 2013 22:50


tolishpress
Джордж Фридман

Представляем вашему вниманию статью Джорджа Фридмана
“Геополитическое путешествие: Азербайджан и Америка”.
Статья посвящена геополитическому положению Азербайджана,
интересам США в регионе и соприкосновению великих держав.
Материал особенно интересен личным опытом Фридмана
- он не раз посещал Азербайджана и не понаслышке знаком с страной.
Джордж Фридман автор ряда аналитических материалов и
книги “Следующие 100 лет”. Также Фридман является основателем
разведывательно-аналитической компании Stratfor.
        Геополитическое путешествие: Азербайджан и Америка
           Кавказ - точка соприкосновения трех великих держав: России, Турции и Ирана. На данный момент эта точка сместилась в страну под названием Азербайджан. Этот факт делает Азербайджан полем битвы Турции, Ирана и России, которые на протяжении веков воевали друг с другом за территорию. До 1991 года Азербайджан, как и весь Южный Кавказ, входил в состав СССР. После распада Советского Союза Азербайджан, Грузия и Армения стали независимыми государствами. При этом только Азербайджану достался такой геополитический козырь: общие границы со всеми тремя великими державами.
           Азербайджан славится своими ресурсами. В конце 19 века половина всей нефти добывалась именно в этой стране. Нефтяные месторождения были разработаны братьями Нобель, которые известны изобретением динамита. Именно на нефти Нобель сколотил свое состояние. Я имел удовольствие ужинать в их особняке в гостях у правительственных чиновников. В то время, как другие, возможно, думали об элегантности дома, мне вспомнилось о стремлении Гитлера как можно быстрее достичь нефтяных месторождений Баку, о том, что его поражение под Сталинградом было фактически частью его попытки по захвату азербайджанской нефти. Азербайджан, который когда-то был козырем целой империи, сейчас под риском утратить свою независимость.

США: огромная власть
           Я несколько раз был в Азербайджане с 2008 года, когда вышла моя книга “Следующие 100 лет”, в которой я определил Азербайджан как критическую точку в формирующемся мироустройстве. После публикации этой книги меня не раз приглашали в Азербайджан, посетить страну, на которой была сфокусирована моя теория. Так как я по-прежнему рассматриваю Азербайджан как поле борьбы, возникающей как на Кавказе, так и в США, я продолжаю принимать приглашения на банкеты и обеды, которые никогда не заканчиваются, а бесконечные тосты стали уже испытанием для моей печени.  Но я никогда не забываю: Гитлер рисковал всем, чтобы добраться до Баку и нефти, он не смог этого сделать и наша история включает в себя этот факт.
           Моя последняя поездка в Азербайджан была связана с конференцией на тему американо-азербайджанских отношений. В США есть небольшое количество людей, заинтересованных в Азербайджане, среди них есть и конгрессмены. По сравнению с моим первым визитом в Азербайджан, в этот раз число заинтересованных значительно возросло.
           Подобные конференции проходят одинаково везде: будь то Баку, Вашингтон или Сингапур. Когда занимаешься моим делом, часто на конференциях встречаешь одних и тех же людей. Иногда при встрече нам есть, что друг другу рассказать, иногда - нет. Более интересны люди, которых не так часто встречаешь: местные чиновники, ученые и бизнесмены. Со временем в этой стране у тебя формируется свой круг друзей, которых ты постоянно навещаешь. Те самые люди, от которых ты узнаешь больше всего. В Азербайджане часто слышишь о том, как они заинтересованы дружбой США и в то же время возмущены безразличием к ним американцев.
           Азербайджан чувствует себя брошенным США. И это моя ошибка, мой пробел. У них нет друзей. США должны отстаивать здесь свои интересы. Я считаю, что работа с Азербайджаном в интересах США и сдерживает от ненужных рисков.
           Мой личный интерес к Азербайджану требует пояснения. В ближайшие 100 лет я прогнозирую ряд мероприятий, начинающихся с серьезного ослабления Европейского Союза и увеличения влияния и мощи России. Государства, которые будут чувствовать на себе мощь России - линия, ведущая от Польши к Турции, из Турции в Азербайджан и бросит якорь на берегу Каспийского моря. Я написал, что США после выхода из войны в исламском мире, будут более осторожны и неожиданны в своих решениях. США продолжат оставаться доминирующей силой в мире за счет жизнеспособной экономики, огромной военной мощи. Я утверждал, что до 1991, когда развалился СССР, США никогда не были доминирующе мировой державой. До тех пор США просто конкурировал с СССР за мировое господство в Холодной войне, которая часто была непредсказуемой. В Корее, Вьетнаме и других менее известных сражениях погибло более 100000 американцев, столько же, сколько в Первой Мировой войне - факт, который остается для многих незамеченным. Трудно представить себе тот период, как Время Америки.
           США победили в Холодной войне, потому что СССР сам себя развалил. Но победа есть победа и США осталась единственной великой державой, думающей о Новом Мировом правопорядке, но не задумываясь о том, что будет дальше.
           Специалисты по внешней политике разделены на два лагеря. Первый - реалисты, которые утверждают, что США должны продолжать вести политику своих интересов. Это кажется разумным до тех пор, пока вы не попросите их назвать и определить, что является национальным интересом. Другой лагерь состоит из идеалистов, которые хотят использовать американскую мощь, чтобы делать добро и распространять демократию. Это тоже кажется хорошей идеей, пока вы не спросите о методах, которыми они хотят делать добро. Обычный ответ: вмешаться, но убивать только плохих парней.
           Дело в том, что США остается мировой державой, но шатается от конфликта к конфликту, от концепции к концепции. США очень удобно устроены: далеко от Евразии. США не грозит оккупация врагом, как Франции или Польше. У США всегда есть время, чтобы подготовиться. Когда США делают ошибку, страдают другие. Сегодня многие хотели бы, чтобы США исчезли.  Этого не будет. Многие также хотели бы, чтобы США взяли на себя ответственность за их безопасность. Этого тоже не будет.

Критичность Азербайджана
           Это возвращает нас к Азербайджану. Это страна, которая граничит с Россией и Ираном. В России она граничит с Дагестаном, в Иране она граничит с иранским азербайджанским регионом. Большая часть азербайджанцев живет в Иране, где они являются крупнейшим этническим меньшинством в стране (аятолла Али Хаменеи азербайджанец). Азербайджан является преимущественно светской страной. Он чувствует угрозу со стороны иранского шиитского терроризма и суннитского исламского терроризма на севере. Азербайджан вел войну в 1990-х, в которой он уступил район под названием Нагорный Карабах с Армении, которую поддержали русские. Русские войска в настоящее время базируются в Армении. Азербайджан оказался в жестком месте, и позиция страны между Россией и Ираном делает его критическим. Светское мусульманское государство в этом регионе враждебно и Ирану, и России.
           Другой стратегический плюс Азербайджана с точки зрения американцев - энергия. Стратегия России в том, чтобы поддерживать и углублять зависимость Европы от российской энергии, исходя из теории, что это увеличит влияние России и уменьшит риск национальной безопасности. Второй этап этой стратегии в том, чтобы ограничить альтернативы для европейцев, в том числе Турции. Русские не хотят, чтобы строились нефтяные и газовые трубопроводы, не подконтрольные России и ставящие под риск их энергетическое влияние в регионе.
           Именно в интересах Америки попытаться ограничить влияние России в регионе с целью стабилизации прозападных стран, в то время, когда Европа слаба и дезорганизована. Также в интересах США сохранить платформу для влияния на азербайджанское население Ирана. Но есть пределы американской мощи и интересов. Соединенные Штаты не могут быть основным источником национальной безопасности страны вроде Азербайджана.Соединенные Штаты не могут быть основным источником этой безопасности.
           Это то, что делает американские отношения с Азербайджаном интересными. Азербайджан стратегически расположен между двумя антагонистическими силами в США: Россия и Иран. Азербайджан служил основным перевалочным пунктом для поставок в Афганистан. Азербайджан хочет иметь возможность покупать оружие у Соединенных Штатов. Соединенные Штаты отклоняют эту просьбу в большинстве случаев. В итоге Азербайджанцы обратились к израильтянам, с которыми они имеют тесные связи.
           Азербайджан имеет все характеристики полного американского союзника. Это возможность влиять на события в Иране и ограничение влияния России в Европе путем предоставления альтернативных источников энергии, в том числе возможности трубопровода по дну Каспийского моря в Центральную Азию. Учитывая его расположение ему нужен доступ к оружию, за которое он готов заплатить. Тем не менее, Соединенные Штаты ограничивают его доступ к оружию.
          Объясняется это двумя причинами. Одной из них является этническая политика Соединенных Штатов. Сильная армянская община США является враждебной Азербайджану из-за спора по поводу нагорно-карабахского региона. Азербайджанского лобби в США не удалось организовать влиянием его армянских коллег. Таким образом, существует давление на Конгресс, с целью заблокировать поставки оружия. Вторая причина является более значительной. Защитники прав человека, в том числе в государственном департаменте, заявили, что азербайджанское правительство репрессивное и коррумпированное. Таким образом, они выступают против продажи оружия в Азербайджан.
           Я ничего не могу сказать о репрессиях и коррупции. Это страна, которая была советской республикой, и она прошла через хаотическую программу приватизации, которая привела к несправедливости также, как и в других странах бывшего СССР. Это также страна кланов - то, что на Западе назвали бы кумовством. Китайский бизнесмен однажды сказал мне, что он думал, что американцы мерзкие и аморальные, потому что они скорее наняли бы чужих , а не родных только потому что незнакомец более квалифицированный. Я не хотел бы строить свое мнение на его основе, но его комментарии напомнили мне, что наши убеждения в том, как общество должно функционировать не являются универсальными. Поэтому я более осторожен в оценке морального поведения других.
           Во всяком случае, страна не прошла путь от советской республики к экономике без коррупции за чуть более 20 лет. Она также не стала полноценной либеральной демократией и это усугубляется тем, что  она окружена враждебными силами с трех сторон - Ираном, Россией и Арменией.
           Еще один вопрос, который меня беспокоит - то, что я называю "синдромом арабской весны". Существует предположение, что толпа противоположная репрессивному режиму создаст менее репрессивное правительство. Но в 1979 году в Иране этого не произошло.
           То же самое можно сказать и об Азербайджана. Трудно представить, что альтернатива может быть более либеральной или прозрачной. Спонсируемая Ираном альтернатива будет выглядеть наподобие иранского режима. Под эгидой России альтернатива будет выглядеть наподобие России.
           Азербайджан имеет значение для Соединенных Штатов не из-за моральных качеств власти. Только потому, что это клин между Россией и Ираном. Любой режим, который заменит текущий, вероятно, будет гораздо хуже в нравственном смысле и может быть враждебным Соединенным Штатам. Потеря азербайджанской нефти приведет к увеличению давления на Турцию и устранению альтернативных источников энергии для поставщиков России. Соединенные Штаты должны принять стратегию раннего и низкого риска поддержку стратегического партнера, а не внезапного, скачкообразного военного ответа на непредвиденные ситуации. Независимый Азербайджан является костью в горле России и Ирана. А Азербайджан всего лишь платит наличными за оружие, которое будет использоваться азербайджанскими войсками, а не американцами.
           Трудно привлечь к себе внимание, казалось бы, тайным вопросам в Соединенных Штатах. Только когда тайное становится явным, Соединенные Штаты отвечает. Я объясняю это в Баку, и у них нет выбора, кроме как смириться с этим. Но руководство огромной властью требует разумного управления, казалось бы, тайными угрозами. Азербайджан мог бы быть плацдармом для проведения  Соединенными Штатами прочной внешней политики.
           И Гитлер и Сталин поняли, что контроль над Баку означает контроль над Евразийским континентом. Когда я еду в Баку, и я читаю историю, это становится очевидным. Большинство американцев не были в Баку и слишком многие не читают истории. Не нужно много затрат, чтобы обеспечить безопасность важных активов, но очень трудно заставить США сделать многое для этого сейчас.
Перевод И. Мирзализаде
Источник: Stratfor
 

Фридман, Россия, Иран, Израиль, Азербайджан, stratfor, США, Стратфор

Previous post Next post
Up