tolishpress (начало)
Большинство наблюдателей во всем мире сегодня едино во мнении, что события в Турции, которые с разной степенью активности продолжаются в наши дни, имеют не только и не столько чисто внутриполитическое значение для самой этой страны, но и четко выраженное геополитическое измерение.
Аналитики давно уже предполагали, что Турция, по всей видимости, станет очередным звеном в цепи перманентных цветных революций так называемого Большого Ближнего Востока. При этом мы исходили из самых различных факторов, среди которых объективные законы геополитических процессов занимают не последнее место. Несмотря на то, что многие эксперты, как в самой Турции, так и за ее пределами, еще недавно с недоумением встречали наши (и других специалистов по Турции) подобные прогнозы, а руководство Турции демонстрировало необычайную уверенность в своей непобедимости и даже слышать не хотело о такой возможности развития процессов внутри страны, сегодня уже ни для кого не является секретом то, что в Турцию пришла “арабская весна”.
Сегодня такой же очевидностью должно быть то, что турбулентные процессы вышеназванной «Арабской весны» вряд ли остановятся на Турции. Логика жанра такова, что, скорее всего, эти процессы будут двигаться дальше, охватывая в свои объятия все новые и новые страны, доводя переформатирование и фрагментацию названного региона до логического завершения. В этом смысле, не исключено, что очередной страной в этой цепи вполне может оказаться Иран, который имеет все шансы стать точкой бифуркации для окончательного переформатирования данного региона.
Большинство экспертов по современному Ирану давно уже едины во мнении о том, что страны Запада совместно с Израилем в решении “иранского вопроса” предпочитают путь смены власти в этой стране с помощью социального взрыва, который больше известен нам под названием “цветной революции”. Ни для кого не секрет и то, что главные силы мирового закулисья давно уже работают над этими планами. Поствыборные беспорядки 2009 года стали первым “пробным шаром” в этом направлении, в ходе которого эти силы на практике лишний раз убедились в реальности осуществления “управляемого хаоса” в Иране.
В рамках данной статьи мы постараемся вкратце рассмотреть основные факторы, свидетельствующие о возможности повторения турецких событий в Иране.
Внутренние факторы:
Первое - склонность населения страны к революциям. Революция, как говорится, в самой крови иранцев. История Ирана четко показывает, что тут нередко смена власти происходит в результате революционных потрясений, которые сопровождаются социально-экономическими катаклизмами, которые мешают устойчивому развитию страны и делают шаткой политическую надстройку государства. Только в течение прошлого столетия Иран стал свидетелем несколько революций - Конституционной революции 1905-1911 гг. под руководством Саттар-хана, восстание против иранского правительства и поддерживающих его британцев во всем Северном Иране под руководством шейха Мохаммада Хеябани в апреле 1920 года, провозглашение Гилянской Советской Республики 5 июня 1920 года под руководством национального героя талышского народа Мирза Кучек-хана Джангали (вождь движения джангалийцев), низложение с иранского трона последнего каджара - Ахмад-шаха Каджара - и провозглашение Реза-хана Пехлеви новым шаханшахом Ирана 12 декабря 1925 года, отречение Реза Пехлеви от престола и возведение на трон его сына Мохаммада Реза Пехлеви 16 сентября 1941 года, Революция 21 Азера (12 декабря 1945 года) под руководством Сеййид Джафар Пишевари, который был министром иностранных дел при правительстве Мирза Кучек-хана, Мехабадская республика, провозглашенная 22 января 1946 года со столицей в городе Мехабад (город в провинции Западный Азербайджан, которая населена курдами и тюрками), мирная демократическая революция 1953 года, в результате которой к власти пришел Национальный фронт Ирана во главе с премьер-министром Мохаммадом Моссадыком, возвращение к власти Мохаммада Реза Пехлеви, после того как Мосаддык с помощью ЦРУ был арестован и повешен, и провозглашение курса на радикальную вестернизацию Ирана, который больше известен как “Белая революция”, и, наконец, Исламская революция 1979 года во главе с Имамом Хомейни. Все это является свидетельством достаточно высокого революционного потенциала иранского общества, которое в критический момент в истории страны в любой момент может выйти на улицы крупных городов страны и смести все и вся на своем пути. Если добавить к сказанному массовое недовольство населения действиями властей, то перспективы революционных потрясений становятся вполне наглядными!
Второе - сложная социально-экономическая ситуация внутри Ирана, которая связана, с одной стороны, с известными санкциями США и их западных союзников, и, неумелой экономической политикой правительства, с другой. При этом особо следует учесть, что неумелой была политика не только правительства Ахмадинежада (в сравнении с предшественниками намного более прогрессивная и народная), но и всех правительств Исламской Республики. Отчасти это связано с самой структурой власти в Иране, которая во многом является непреодолимой преградой перед правительством, полномочия которого существенно ограничены другими еще более сильными бюрократическими структурами, обладающими фактически неограниченными полномочиями.
Мы ранее неоднократно писали о тяжелой социально-экономической ситуации в Иране, о показателях социально-экономического развития страны и положении населения в условиях глубокой инфляции и беспросветной безработицы. Поэтому в рамках этой статьи мы не станем повторять конкретные цифры, с которыми читатели могут ознакомиться в наших предыдущих комментариях, да и не только в них.
Третье - всеобъемлющая коррупция практически во всех структурах власти и высшего духовенства. Примечательно, что руководство страны, вместо того, чтобы бороться против коррупции, всячески старается не выносить сор из избы. Свидетельством того являются попытки высшего духовенства и даже Духовного лидера Аятоллы Хаменеи не позволить нынешнему президенту Ахмадинежаду развернуть настоящую борьбу против коррупционеров и мздоимцев. Напомним, что Ахмадинежад неоднократно заявлял о том, что в его руках имеются многотысячные доказательства, компрометирующие представителей высшего политического и религиозного руководства в коррупционных скандалах. В ответ на это духовенство и парламент (!) страны выбрали тактику запугивания Ахмадинежада. Кроме того, они же не допустили представителя президентской команды И. Машаи к выборам, боясь, что в ходе своей предвыборной кампании он все-таки сделает достоянием общественности хотя бы какую-то часть этих компрометирующих материалов. Далее, учитывая опыт предыдущей кампании, в ходе которой (а именно, первых прямых теледебатов кандидатов в президенты) Ахмадинежад озвучил некоторые фамилии высокопоставленных представителей руководства страны (в том числе экс-президентов Х. Рафсанджани и М. Хатами), обвинив их во взяточничестве, в этот раз теледебаты превратились в телевизионный фарс, так как их показывают по телевидению только после жесткой цензуры.
Несмотря на все эти превентивные меры руководства страны, в нынешнем мире, благодаря прогрессу Интернет-технологий, шила в мешке уже не утаишь. Продвинутая часть населения, в особенности молодежь, хорошо осведомлена коррупционностью властей. Как показывает практика других стран, да и самого Ирана, в поствыборный период такая коррумпированность властей может стать одной из основных причин начала беспорядков.
Четвертое - многонациональный состав населения Ирана, что, по сути, является ничем иным, как миной замедленного действия под государственным строем этого государства. Сегодня даже иранские политики сами не скрывают, что страну ожидает большие потрясения в плане обострения межнациональных отношений, которые могут завершиться расчленением Ирана, отделением от него некоторых национальных областей (Азербайджана, Курдистана, Белуджистана, Хузистана и пр.). То, что - впервые в истории президентских выборов в Исламской Республике - некоторые кандидаты в свои программы включили пункты о национальных отношениях в стране, говорит о том, что в руководстве страны понимают всю опасность положения. Например, кандидат-реформатор Мохаммад Реза Ареф на встрече с представителями религиозных и национальных меньшинств заявил: “Я подготовил заявление, в котором поддерживаются требования разных народностей страны, и в скором времени его опубликую. В ходе многочисленных поездок по окраинным районам страны я понял, что необходимо уделять серьезное внимание проблемам народностей этих областей. В этих целях я рассчитываю привлечь к работе местных руководителей. В моей предвыборной программе подчеркивается необходимость развития окраинных районов страны, благосостояние которых необходимо увеличивать”. Касаясь вопроса образования в районах, населенных национальными и религиозными меньшинствами, Ареф отметил: “В Высшем совете культурной революции господствует подход, согласно которому исламское образование должно вестись на местных языках и диалектах. В настоящее время молодое поколение разных народностей страны в достаточной мере не знакомо со своими местными диалектами, и этой проблеме следует уделить особое внимание”, сообщает inosmi.
Ареф обратился ко всем национальным и религиозным меньшинствам принять активное участие в предстоящих выборах президента страны, потому что нельзя самоустраняться от такого значимого в масштабах государства события.
Также присутствующий на встрече глава центрального избирательного штаба кандидата Джафар Тоуфиги отметил, что Ареф проявляет особый интерес к проблемам национальных и религиозных меньшинств не для того, чтобы только получить их голоса на выборах и любым способом стать президентом страны. Он напомнил, что его кандидат был первым, кто опубликовал так называемую нравственную хартию президента, и тем самым дал понять, что, участвуя в предвыборной кампании, жестко придерживается моральных принципов. Глава центрального избирательного штаба Арефа подчеркнул: “По мнению нашего кандидата, необходимо соблюдать права всех народностей, населяющих страну, и делать это, конечно, в рамках Конституции”.
Независимо от того, с какой целью выступил с таким заявлением кандидат в президенты, возможные раскачивания в области межнациональных отношений, на наш взгляд, вполне могут обернуться достаточно плачевными последствиями для Ирана. Случайно ли это или нет, но факт заключается в том, что это заявление г-на Арефа прозвучало почти одновременно с отчетом по Ирану Комитета ООН по экономическим, социальным и культурным правам, где содержится призыв к руководству страны принять практические шаги по недопущению ущемления прав неперсидских народов страны.
В таком случае никакое абстрактное “придерживание моральных принципов” со стороны отдельных политиков уже не сможет оказать воздействие на возникновение и распространение нежелательных потрясений в области межнациональных отношений. Потому, что сам факт обсуждения межнациональных отношений в высших кругах политиков является хоть и не прямым, но хотя бы косвенным доказательством провала одной из основополагающих концепций Исламской революции, согласно которой в Иране “нет наций, а существует мусульманская умма”. А это является достаточно тревожным сигналом для дальнейшей судьбы всего нынешнего государственного устройства Ирана.
Пятое - раскол населения не только по этническому признаку, но и по своим политическим пристрастиям. Население Ирана, как и Турции, а также ряда других государств региона разделено в своем видении цивилизационного проекта своего государства. Часть населения считает, что их государство является неким исламским проектом (причем ни в одной из этих стран нет строго единой уммы, во всех присутствуют не только шииты и сунниты, но и множество различных сект, крайних или умеренных ответвлений ислама). Другая же часть населения полагает, что страна должна принять “западный”, “европейский” (ранее были также сильны позиции “социалистов”) формат. Между этими двумя позициями, которые представляют взгляды большей части страны, существует множество других позиций, располагающихся ближе к тем или другим, но менее популярных в целом по всей стране. Поэтому эти страны все последние пятьдесят-сто лет находятся на своеобразных весах, на которых перевешивает то первая, то вторая позиция. И до тех пор, пока не будет найден механизм, обеспечивающий долгосрочный баланс чаш этих весов, в условиях все более осложняющегося развития мира, эти государства будут обречены в исторической перспективе на “колебание внутригосударственных качелей”.
По мнению Александра Баунова, “главная проблема Ирана - не диктаторы, а разноскоростной иранский народ. Иранский народ по-прежнему расколот. Одним подавай, чтобы построже, чтобы духовные скрепы весом в пуд, чтоб вера и отечество и ничего тлетворного, чтоб невесты-девственницы, чтобы мужчины с бородами, но без галстуков, чтоб все закрыто в Рамадан и пять молитв в день, чтоб из-под платков у баб ничего не торчало, а то кудряшки свои выставят, срамота, чтобы платки черные, синие и коричневые, как школьная форма, а не цветные, как нынче распустились, чтоб из школы прямо замуж, чтобы мужа выбирали родители, чтобы сидела дома и рожала детей, чтобы за измену - смерть, за наркотики - смерть, за водку, виски, каберне-совиньон, пиво “Туборг” - смерть. Чтоб кино только наше, отечественное: конфликт хорошего священника с лучшим, “Остров” против “Попа””.
Кроме этого, в Иране давно уже сформировалась устойчивая “партия реформ”, которая, несмотря на репрессии всего периода после 2009 года, ныне набирает обороты. В этом плане первым сигналом для властей стали беспорядки во время предвыборной встречи кандидата в президенты Ирана Хасана Рохани в мечети Джамаран в Тегеране в прошлую субботу, в ходе которой, по сообщению агентства Mehr, полиция была вынуждена арестовать несколько человек. По сообщениям агентства, в ходе встречи люди скандировали революционные лозунги, в поддержку находящихся под домашним арестом руководителей “Зеленого движения” Мирхосейна Мусави и Мехди Карруби. Перед встречей, сотни людей скандировали лозунги, среди которых звучали “Наши задержанные лидеры должны быть освобождены” и “Политические заключенные должны быть освобождены”.
Буквально на следующий день после этого, похороны оппозиционного иранского аятоллы Джалаладдина Тахери в Исфахане превратились в массовые акции протеста, предают иранские СМИ. Покойный был известен своей резкой критикой в адрес правящего духовенства, и отмечал, что оно использует религию в угоду мирских интересов, а также искажает основы ислама.
Тысячи людей, собравшихся проводить Дж. Тахери в последний путь, после церемонии похорон начали антиправительственную демонстрацию. В частности, они требовали освобождения находящихся под домашним арестом оппозиционных лидеров Мирхосейна Мусави и Мехди Карруби. В распространенном английской газетой “The Telegraph” видео также слышны лозунги “Смерть, смерть диктатору” (популярный во время демонстраций 2009 г.) и “Настоящие духовники (перс. рохани) - Монтазери, Тахери” (
The Telegraph ). К данной акции также присоединились ряд оппозиционных лидеров, в частности брат экс-президента Мохаммада Хатами Мохаммад Реза Хатами, религиозный деятель Абдулла Нури, кандидат в президенты Хасан Рохани и др. Кроме того, отметим, что Х. Рохани стал упоминать М. Мусави в публикациях в своем аккаунте в сети Твиттер (в двух сообщениях от 6 июня), чего ранее не происходило.
Очевидно, что Рохани пытается постепенно перетянуть на свою сторону голоса тех избирателей, которые в кампании четырехлетней давности поддерживали “Зеленое движение”, а также тех, кто в целом готов выразить свое недовольство положением дел в стране.
Здесь важно отметить еще один момент. Еще со времени выдвижения кандидатов отмечалось, что Хасан Рохани поддерживается экс-президентом Х. Рафсанджани. Примечательно, что на мероприятии, где Рохани объявил о выдвижении кандидатуры, присутствовали дети экс-президента Рафсанджани - Ясер и Фатема Хашеми, открыто продемонстрировавшие свою поддержку кандидату.
Многие иранские сайты сообщали также, что он поддерживается и другим экс-президентом, реформатором Мохаммадом Хатами. Заместитель кандидата от реформаторов Мохаммад Реза Арефа Хасан Расули в своем недавнем интервью сайту “Iran’sView” сообщил, что М. Хатами старается сформировать коалицию Ареф-Рохани, которую они вместе с Рафсанджани поддержат. Уже создана специальная страница в сети Фейсбук (
ArefoRouhani ), призывающая к формированию такого союза.
Источник:
Восточное агентство