Рингельблюм. Польско-еврейские отношения во время Второй Мировой Войны

Nov 06, 2014 11:17

тэг всех постов с переводом этой работы: http://toh-kee-tay.livejournal.com/tag/polish-jewish-relations-wwii
5. Польско-еврейские экономические вопросы (ч.6)

Кроме старой одежды торговали также валютой, ценностями, золотом, серебром и т.д. В Гетто действовал черный рынок обмена денег, который устанавливал ежедневные цены на «твёрдый» и «мягкий» доллары (золотой и бумажный соответственно), на «свинок» (золотые рубли (*** их называли świnka ***)) и т.д. Ходили слухи, что на улице Павя, где до «акции переселения» концентрировалась торговля валютой, тайно чеканили золотые доллары. Мне не удалось выяснить, правда ли это. Валютная биржа в Гетто играла роль общенациональной, поскольку она определяла курс валюты для всей страны. (17) Торговля валютой в стране шла при посредничестве так называемых bukses, курьеров, перевозивших наличные деньги на себе и часто в себе (в заднем проходе) и т.д. (*** нигде не нашла объяснения, но, видимо, курьеров называли баксами, потому что они были ими нашпигованы ***). Из Варшавы валюту возили не только по стране, но и за границу. Опасаясь падения марки, немцы нередко скупали доллары и ювелирные изделия.

В Гетто доллар обычно стоил дешевле, чем на Арийской стороне. Золотом обычно торговали Синяя Полиция (*** польская полиция***), сборщики платы за газ и электричество, сборщики налогов, и другие чиновники, получавшие пропуск в Гетто.

Одним из важных экономических вопросов в области польско-еврейских отношений была проблема еврейской собственности, оставленной на хранение полякам. Такая практика началась до формирования гетто и была вызвана постоянными обысками, которые немцы устраивали в квартирах евреев. Тогда не оставалось ничего другого, как передать своё имущество и товары арийцам на хранение. В то время это было массовым явлением. Имущество передавали на попечение прежним клиентам, деловым партнерам и вообще знакомым христианам. Товары пришлось отдать на хранение полякам из-за нескольких анти-еврейских указов - регистрации всей мануфактуры, кожи и т.д. Евреи-торговцы регистрировали минимальное количество товара, оставляя остальное арийцам. Когда вышел приказ о конфискации мехов у евреев, те передали свои меха на хранение польским друзьям. Во многих случаях еврей и христианин заключали договор, согласно которому еврей передавал христианину свои склады и товары с условием, что еврей оставался деловым партнером. Это чаще всего кончалось для еврея очень плохо. Война развратила прежде абсолютно честных и порядочных людей , и теперь они беззастенчиво присваивали еврейскую собственность, в большинстве случаев не желая делиться и малой частью. К еврею относились как к покойнику, который так или иначе рано или поздно умрет. Поэтому нет необходимости принимать его во внимание. Мне известны случаи, когда арийцы не выплачивали долги во время «акций переселения» в надежде, что их еврейские кредиторы рано или поздно попадутся в сети немцам. В огромном большинстве случаев, наверное в 95-ти процентах случаев, не были возвращены ны товары, ни имущество. Объяснения давались в духе «всё забрали немцы», «вещи украли» и т.д. Владение еврейским имущество не раз становилось мотивом для шантажа и доноса: чтобы избавиться от бывшего владельца, его выдавали «компетентным органам». Но нам также известны множество случаев, когда имущество, мебель, ценности, товары и т.д. хранили безвоздмездно и даже с риском для себя. Эти достойные поляки спасли и до сих пор спасают жизни евреев, прячущихся на арийской стороне, для которых их имущество часто является единственным источником существования. Однако, как и бывает во время войны, низость преобладает. Достойных людей, не поддавшихся искушению присвоить чужое добро, мало. Как мало и идеалистов, прячущих евреев в укрытиях.

Примечания
(17) Рингельблюм тут несколько преувеличивает. Поток иностранной валюты из Варшавского Гетто был недостаточным для того, чтобы повлиять на общепольский обменный курс. Решающее влияние на курс валюты оказывало команование Армии Крайовой, которое вбрасывало наибольшие суммы иностранной валюты на черный рынок. Хорошо известно, что во время войны Армия Крайова получила из-за границы более 30 миллионов долларов, которые обменивались на черном рынке и шли на содержание подпольщиков, на покупку оружия и на другие расходы польского подполья.




продолжение следует.

перевод из книги Emmanuel Ringelblum "Polish-Jewish Relations During the Second World War" edited by ‎Joseph Kermish, ‎Shmuel Krakowski, ISBN 0810109638, 9780810109636

книги, 1941, krysia, 1942, emanuel ringelblum, polish-jewish-relations-wwii, переводы, 1943, варшавское гетто

Previous post Next post
Up