тэг всех постов с переводом этой работы:
http://toh-kee-tay.livejournal.com/tag/polish-jewish-relations-wwii4. После вторжения Германии (окончание)
Характерными для польско-еврейских отношений были условия содержания еврейских военнопленных, захваченных во время сентябрьской кампании 1939 года. Я слышал отчеты последовательно от нескольких пленных, бывших в разных шталагах, и их рассказы в точности совпадают. В большинстве это очень печальные рассказы, потому что из них видно, как антисемиты в польской военной форме проводили свою антисемитскую программу неукоснительно, даже перед лицом общего врага. Они забыли, что армейский устав, которому они обязаны были следовать, предписывал справедливое отношение ко всем солдатам, без различия происхождения или национальности. Антисемиты в форме решили наверстать упущенное в сентябре месяце - когда на один месяц антисемитизм исчез с лица польской земли - и с удвоенным рвением принялись издеваться над своими товарищами в беде. На основании очень подробных письменных показаний с именами и названиями мест, с датами, с точными обстоятельствами и т.д. можно получить представление о том, через какой ад заставили пройти еврейских военнопленных их польские товарищи в лагерях. Многочисленные случаи, когда поляки отбирали у евреев одежду и обувь, что было равносильно смерти в зимнюю стужу. Не раз немецкому охраннику приходилось вырывать еврея из когтей польских антисемитов. Такое поведение польских фашистов неудивительно, если вспомнить основной принцип O.N.R (***O.N.R - Obóz Narodowo-Radykalny «Национально-радикальный лагерь» ***) - «Бей жидов - всегда и везде.» Ну вот они и били их и мучили даже в плену, на радость врагу. (14) Отношения были лучше в лагерях для гражданских пленных, большинство из которых были из образованных сословий. Там преобладала взаимопомощь и равное отношение ко всем, независимо от происхождения.
Для евреев-военнопленных условия улучшались, только когда их отправляли на работу на фабрики, в поместья, с крестьянами и т.д. Немцы, не видевшие в жизни еврея, представляли его по карикатурам из «Штурмовика» - ростовщиком, паразитом, кровопийцей и т.п. А еврейские пленные оказались первоклассными специалистами во всех ремеслах и отраслях производства. Евреи к тому же оказались выдающимися сельхозработниками, будто занимались этим с рождения. Под влиянием ежедневных контактов отступили суеверия, и отношение немецкого населения к еврейским военнопленным радикально улучшилось. Господин Гитерман(15) , директор отделения «Джойнта», бывший несколько месяцев гражданским пленным у немцев, поведал мне следующее очень характерное выражение этой смены отношения словами одного немца: «Вы явились сюда всеми проклинаемыми жидами, а возвращаетесь домой почитаемыми сынами Израиля.»
Еврейские военнопленные - рядовые солдаты - вскоре вернулись домой из Германии, кроме тех, кого держали на восточной границе. Они остались в районе Люблина, где значительная их часть была уничтожена. (16)
Примечания
(14) Из различных отчетов, собранных Рингельблюмом, и также из множества свидетельств, написанных после войны, нам известно о многочисленных проявлениях антисемитизма в лагерях военнопленных.
Людвик Ландау, автор хроник польского подполья, так пишет о польском антисемитизме в лагерях для военнопленных (27 февраля 1940 года): «Тягостная сторона жизни заключается в постоянстве явления, которое, казалось, должно было исчезнуть из сегодняшней политической картины: Антисемитизма. Наблюдения на эту тему, замечания, услышанные в различных местах - в поездах дальнего следования, и в пригородных поездах, в очереди у магазина, евреи - постоянная тема разговоров и жалоб. Выражают опасения, что захватчики будут издавать евреям запреты, те же самые захватчики, которые преследуют и поляков христиан! Военнопленные евреи, вернувшиеся из немецких лагерей (в последнее время часто освобождают военнопленных), рассказывают о проявлениях антисемитизма со стороны их польских товарищей; рассказывают, как военнопленные поляки-христиане просили немцев отделить их от евреев. Симптоматично, что наиболее сильно антисемитизм ощущается в лагерях для офицеров, намного сильнее, чем в лагерях для нижних чинов. (Ludwik Landau, "Kronikę z lat wojny i okupacji")
В некоторых лагерях для военнопленных, например в Дёсселе, по иннициативе польских узников евреев согнали в гетто. Единственный польский генерал еврейского происхождения, Бернард Станислав Монд, описывает условия бытовавшие в этом лагере: «... я на всю жизнь запомнил этот ад, устроенный нам как немцами, так и нашими собственными товарищами...» (отрывок из письма генерала Монда
Игнасию Шварцбарту, архив Яд Ва-шем)
Польский военный историк, полковник
Ян Жепецкий, бывший член генштаба Армии Крайовой, пишет о ситуации в другом лареге для военнопленных: «С политической точки зрения наиболее активной организацией была O.N.R (***O.N.R - Obóz Narodowo-Radykalny «Национально-радикальный лагерь» ***) - самая деятельная и шумная, с огромным влиянием на молодых офицеров, как резервистов так и профессионалов. В лагерях немцы практиковали расизм лишь тем, что отделили офицеров-евреев в одной половине лагеря. Тогда как наши доморощенные фашисты глумились над евреями, позволяли себе словесные нападки и даже ввели общественный бойкот.» (Jan Rzepecki, Wspomnienia i przyczynki historyczne)
(15) Исаак Гитерман, родившийся в местечке Горностайпель в Украине, активный общественный деятель, один из первых членов варшавского «Джойнта», продолжил активную деятельность в гетто и был одним из участников «Онег Шаббат» и идише-язычной культурной организации YCOR, созданной в гетто для пропаганды еврейской культуры на идиш, они организоваывали мероприятия, посвященные юбилеям писателей, собрания художников и т.д.
Ему удалось организовать широкомасштабный сбор помощи для десятков тысяч беженцев и жертв войны. Он организовал помощь евреям Вильно после первых «акции» и евреям Люблина после первого «переселения» в Белжец.
Председатель Юденрата Черняков принял предложение Гитермана о том, что помощь беженцам следует предоставлять любой ценой. Работая под началом Гитермана, Рингельблюм буквально силком заставлял богатых обитателей гетто предоставлять жильё и работу беженцам. На эти цели собрали больше миллиона злотых. Однако главная задача не была достигнута, потому что «окружение председателя (Чернякова) всеми способами блокировало идею собирать принудительные налоги с нуворишей, нажившихся на войне»
Гитерман был одной из первых значимых фигур, весной 1942-го откликнувшихся на призыв «Гехалуц» к самообороне; он поддержал создание еврейской боевой организации в Вильно и, весте с Рингельблюмом, Липой Блохом (***
Элиэзер Липа Блох, тоже участник «Онег Шаббат» ***), Менахемом Коном и Давидом Гуциком, он стал членом комитета финансов «Координации». Он был убит в ходе немецкой «акции» 18 января 1943 года.
(***ок, тут много чего можно добавить из уже переведенного ранее:
Про Гитермана в архиве «Онег Шаббат», несколько мест, но я приведу эту ссылку, она по теме настоящей главы:
http://toh-kee-tay.livejournal.com/376960.html там еще черточкой в характере человека - короткий конспект кухонной беседы за пасхальным столом. О мести как о неметоде, да.
про 18 января 1943-го, у Владки Мид:
http://toh-kee-tay.livejournal.com/597196.htmlпро Давида Гуцика у Владки написано без любви, а Рингельблюм к нему хорошо. Давид Гуцик погиб, поверив обману, придуманному немцами с иностранными визами, вот здесь рассказ Владки о том, как это было:
http://toh-kee-tay.livejournal.com/656281.html ***)
(16) В начале 1940 года евреи-военнопленные, как рядовые так и унтер-офицеры, проживавшие на территории оккупированной нацистами, были освобождены из лагерей. Тех же, кто проживал на территории, оккупированной Советским Союзом, собрали вместе в лагерь для военнопленных в Люблине (улица Липовая, 7), называвшийся Лагерем на улице Липовой (***
http://www.deathcamps.org/lublin/lipowa.html ***). Все евреи-офицеры, независимо от места проживания, до конца войны содержались в лагерях. В первой группе, привезенной в лагерь на улице Липова в декабре 1939 года, было примерно 1000 человек. В конце декабря их всех увезли в направлении новой советско-германской границы, и чуть ли ни всех убили по дороге эсэсовские охранники. Примерно в то же время в лагерь на Липовой прибыла вторая группа еврейских военнопленных - примерно 2500 человек - которые оставались там до октября 1943 года. Здесь, на Липовой, велась очень активная подпольная работа, задачей которой была организация побегов с помощью польского подполья, после чего заключенные надеялись вступить в партизаны. Всего примерно четыремстам заключенным удалось бежать, двести пятьдесят из них немцы поймали и убили вскоре после побега, а еще пятьдесят человек были предательски убиты польскими подпольщиками, обещавшими помочь им вступить в партизаны. И только примерно сотне удалось добраться до партизанских отрядов, до еврейских партизанских отрядов под командованием Самуила Егеря и Самуила Грубера (*** см. Jewish Revolts and Uprisings in the Lublin District -
http://chelm.freeyellow.com/revolts.html***), действовавших в рамках Армии Людовой. Большинство их погибли в боях. 3-го ноября 1943 года оставшихся заключенных лагеря на улице Липовой перевели в Майданек и там расстреляли. (Из отчетов бывших узников лагеря на улице Липовой в архивах Яд ва-шем)
продолжение следует.
перевод из книги Emmanuel Ringelblum "Polish-Jewish Relations During the Second World War" edited by Joseph Kermish, Shmuel Krakowski, ISBN 0810109638, 9780810109636